муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Г.Ф.Идрисова | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №13» __________М.С.Богданова Приказ от 31.08.2024г. № 234 |
Программа внеурочной деятельности
«Навстречу ГТО».
(Спортивно-оздоровительное направление)
Возраст: 1, 2 классов (6-9 лет).
Срок реализации: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Составила:
Махмудова Алия Винировна,
учитель физической культуры,
высшей категории
г.Октябрьский
2024 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
В соответствии с ФГОС НОО введена внеурочная деятельность. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты, связанные, прежде всего, с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека – возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов, потребностей. Иными словами, внеурочная деятельность является своеобразным ресурсом, позволяющим школе достичь нового качества образования.
Под внеурочной деятельностью понимается «вид совместной деятельности обучающихся и педагога, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности».
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Программа курса внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» основана на интеграции изучения вопросов создания условий для физического развития учащихся, направлена на укрепление их здоровья и подготовке к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Предусматривает подготовку к выполнению обучающихся 1,2 классов, возраст (от 6 до 9 лет) установленных нормативных требований по I,II ступени ГТО.
Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Учитель физической культуры в процессе организации внеурочных форм должен решать комплекс педагогических задач: образовательную, развивающую, воспитательную, оздоровительную.
Таким образом, основными задачами организации форм внеурочной деятельности по физической культуре являются следующие:
1. Расширять и углублять знания по физической культуре, и связанные с ними практические умения.
2. Формировать потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3. Выявлять и развивать у учащихся интеллектуальные и творческие способности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы:
создать условия для овладения знаниями об основах физической культуры и здоровом образе жизни, для формирования физической культуры личности обучающихся, совершенствования физической подготовки.
Задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
-воспитание личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
-спортивная подготовка к соревнованиям.
Формы организации.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
3. Определение места и роли учебного предмета в учебных планах МБОУ «СОШ№ 13»
Обучение по данной программе рассчитано на учащихся 1,2 классов (возраст с 6 до 9 лет). Возраст учащихся указан в соответствии с возрастными ступенями при сдаче норм ГТО.
Программа рассчитана на 34 недели в год, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
В программе представлены контрольные тесты для школьников по физической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовке, определенно исходя из содержания федеральной программы Готов к Труду и Обороне (ГТО). Данная программа соответствует требованиям ФГОС и в случае необходимости может быть реализована в дистанционном формате.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
4. Учебно-методическое обеспечение
1. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО, В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкая, Москва, «Просвещение», 2016 г.
2. Физкультурный спортивный комплекс ГТО (www.gto.ru)
3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2016 г.
4. Стандарт начального общего образования по физической культуре
5. Физическая культура в начальных классах. И.М Бутин; ВЛАДОС - ПРЕС, 2001г.
6. Журнал «Физическая культура в школе»; 2000г.- 2016г.
7. https://gto.ru/
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- оценивать собственное поведение и поведение партнёра;
- планировать цели и пути их достижения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-- конструктивно разрешать конфликты;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- осуществлять взаимный контроль.
Результативность изучения
Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО.
Оценивание результатов освоения программы производится по изучаемым темам.
Ожидаемый результат: – повышение мотивации к здоровому образу жизни; – снижение заболеваемости среди детей; – представление о разнообразном мире движений; – систематичность и регулярность к занятиям физическими упражнениями; – интерес к игровой деятельности; – рост физической подготовленности и улучшение физических показателей. ТАБЛИЦА НОРМ ГТО — 1 СТУПЕНЬ (ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ) |
| — бронзовый значок | | — серебряный значок | | — золотой значок |
1. Первая ступень (возрастная группа от 6 до 7 лет включительно)
N п/п | Наименование испытания (теста) | Нормативы | Физические качества, прикладные навыки и умения |
| | Мальчики | Девочки | |
| | Уровень сложности | |
| | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия | |
Обязательные испытания (тесты) | |
1. | Бег 10 м (с) | 3,8 | 3,4 | 3,1 | 4,0 | 3,6 | 3,3 | Скоростные возможности |
| Бег на 30 м (с) | 9,6 | 8,6 | 8,3 | 10,1 | 9,1 | 8,8 | |
2. | Шестиминутный бег (м) | 400 | 600 | 800 | 300 | 500 | 700 | Выносливость |
| Ходьба на лыжах (м) | 600 | 1000 | 1400 | 500 | 900 | 1300 | |
| Смешанное передвижение по пересеченной местности (м) | 200 | 400 | 600 | 180 | 280 | 480 | |
3. | Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы из исходного положения: ноги на ширине плеч, мяч в руках внизу (см) | 210 | 220 | 305 | 145 | 155 | 250 | Скоростно-силовые возможности |
| Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 30 с) | 11 | 12 | 15 | 10 | 11 | 14 | |
| Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 85 | 95 | 115 | 77 | 87 | 107 | |
4. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) | +1 | +3 | +7 | +3 | +5 | +9 | Гибкость |
Испытания (тесты) по выбору |
5. | Метание теннисного мяча в цель, дистанция 5 м (количество попаданий) | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | Координационные способности |
| Челночный бег 3 x 10 м (с) | 11,2 | 10,8 | 9,9 | 11,7 | 11,3 | 10,8 | |
6. | Плавание (м) | 12 | 18 | 25 | 12 | 18 | 25 | Прикладные навыки |
Участники тестирования | Мальчики | Девочки |
Уровень сложности | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия |
Количество физических качеств, способностей, прикладных навыков, оценка которых необходима для получения знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - Комплекс) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Количество испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака Комплекса | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Вторая ступень (возрастная группа от 8 до 9 лет включительно)
N п/п | Наименование испытания (теста) | Нормативы | Физические качества, прикладные навыки и умения |
| | Мальчики | Девочки | |
| | Уровень сложности | |
| | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия | |
Обязательные испытания (тесты) |
1. | Бег на 30 м (с) | 7,1 | 6,5 | 5,9 | 7,3 | 6,6 | 6,1 | Скоростные возможности |
2. | Смешанное передвижение на 1000 м (мин, с) | 7:21 | 6:30 | 5:12 | 7:45 | 6:55 | 5:55 | Выносливость |
| Бег на лыжах на 1 км (мин, с) | 11:25 | 9:20 | 7:55 | 12:45 | 10:05 | 8:18 | |
| Смешанное передвижение по пересеченной местности на 1 км (мин, с) | 9:15 | 6:55 | 5:55 | 9:44 | 7:20 | 6:23 | |
3. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | 2 | 4 | 5 | - | - | - | Сила |
| Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз) | 6 | 10 | 16 | 4 | 7 | 12 | |
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) | 5 | 11 | 18 | 4 | 7 | 12 | |
4. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) | +1 | +3 | +7 | +3 | +5 | +9 | Гибкость |
Испытания (тесты) по выбору |
5. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 108 | 122 | 142 | 103 | 117 | 137 | Скоростно-силовые возможности |
| Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) | 20 | 25 | 37 | 17 | 22 | 32 | |
6. | Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество попаданий) | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | Координационные способности |
| Челночный бег 3 x 10 м (с) | 10,5 | 9,8 | 9,1 | 10,8 | 10,2 | 9,4 | |
7. | Плавание на 25 м (мин, с) | 3:05 | 2:36 | 2:27 | 3:05 | 2:36 | 2:27 | Прикладные навыки |
Участники тестирования | Мальчики | Девочки |
Уровень сложности | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия | Бронзовый знак отличия | Серебряный знак отличия | Золотой знак отличия |
Количество физических качеств, способностей, прикладных навыков, оценка которых необходима для получения знака отличия Комплекса | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 |
Количество испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 |
Содержание курса
Общее кол-во часов: 34 часа в год (1 час в неделю)
Основы знаний (4 часа)
Г Т О – что это такое;
Цели и задачи физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
Виды спортивных испытаний (тестов) ГТО;
История создания комплекса ГТО;
Режим дня: от утренней гимнастики к комплексу ГТО.
Заполнение дневника самоконтроля;
ЗОЖ. Понятие личной гигиены.
Правила техники безопасности на тренировках;
Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей. (25 часа)
Бег 30м;
Бег (смешанное передвижение) 1000 м.;
Челночный бег;
Прыжки в длину с места;
Метание мяча в цель;
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
Наклон вперед из положения стоя и сидя;
Подтягивание из виса;
Кроссовая подготовка;
Лыжная подготовка.
Физкультурно – оздоровительная деятельность (5 часов)
«Веселые старты» (спортивные эстафеты);
Соревнования «Юные ГТОшки».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Основы знаний | 4 |
| Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей. | 25 |
| Физкультурно – оздоровительная деятельность | 5 |
| Итого: | 34 |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
теория | практика |
1 | ГТО - что это такое. Правила ТБ. | 1 | 1 | | Беседа |
| Цели и задачи физкультурно-спортивного комплекса ГТО. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие с игровым элементом |
| Виды спортивных испытаний (тестов) ГТО. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие с игровым элементом |
2 | Смешанное передвижение до 1000 м. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
3 | Смешанное передвижение до 1000 м. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
4 | Основы техники бега на 30 м. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
5 | Тестирование - бег 30 м. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
6 | Основы техники челночного бег 3х10 м. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
7 | Тестирование - челночный бег 3х10 м. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
8 | Основы техники выполнения подтягивания из виса лёжа на низкой перекладине. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| «Веселые старты» (спортивные эстафеты). | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
9 | Заполнение дневника самоконтроля. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие с игровым элементом |
10 | Основы техники выполнения подтягивания из виса на высокой перекладине. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| Тестирование - подтягивания из виса на перекладине. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
11 | ЗОЖ. Понятие личной гигиены. Режим дня. Презентация. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие с игровым элементом |
13 | Основы техники выполнения сгибания-разгибания рук в упоре лёжа на полу. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| Тестирование - сгибания-разгибания рук в упоре лёжа на полу. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
14 | История создания комплекса ГТО. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие с игровым элементом |
| Лыжная подготовка. Правила соревнований по лыжным гонкам. Техника старта. Прохождение дистанции 1000 м без учета времени. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| Лыжная подготовка. Виды лыжных ходов. Прохождение дистанции 1000 м без учета времени. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
19 | Лыжная подготовка. Повороты, торможение. Прохождение дистанции 1000 м без учета времени. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
22 | Лыжная подготовка. Тестирование - бег на лыжах 1000 м. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| «Веселые старты» (спортивные эстафеты). | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| Основы техники прыжка в длину с места толчком двумя ногами. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| Тестирование - прыжок в длину с места толчком двумя ногами. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
23 | Основы техники метания теннисного мяча в цель. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
24 | Тестирование - метание теннисного мяча в цель с дистанции 6 м. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
25 | Основы техники выполнения поднимания туловища из положения лежа на спине. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
26 | Тестирование - поднимание туловища из положения лежа на спине ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
| «Веселые старты» (спортивные эстафеты). | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
27 | Теоретические основы плавания. Правила соревнований. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие с игровым элементом |
28 | Режим дня: от утренней гимнастики к комплексу ГТО. ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
33 | Соревнование – «Юные ГТОшки». ОФП. Стретчинг. Подвижные игры. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
34 | Соревнование - «Юные ГТОшки»(продолжение). Задание на лето. | 1 | | 1 | Практическое занятие с игровым элементом |
Материально-техническое обеспечение
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
Стенка гимнастическая
Кегли
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные
Палка гимнастическая
Скакалка детская
Мат гимнастический
Обруч пластиковый детский
Сигнальные конусы
Рулетка измерительная
Сетка волейбольная
Лыжное оборудование
Секундомер
Свисток
20