Муниципальное казённое образовательное учреждение Сузунского района
«Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Гаврилова»
«СОГЛАСОВАНО»
Педагогом-организатором
_____/
.
Программа воспитательной деятельности
2 класс
«Мы растём»
Классный руководитель 2 класса: Литовченко Наталия Викторовна
Краткая характеристика класса
Обучается 12 человек: 4 девочек, 8 мальчиков.
4 мальчиков и 4 девочек 2015 г.р, 4 мальчика 2014г.р
Все учащиеся были зачислены в класс в 2022 году на основе результатов психолого-педагогического обследования. До поступления в школу большинство ребят посещали детский сад.
По итогам медико-педагогической комиссии 5 детей имеют статус ОВЗ.
Все дети, владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу, умеют считать, писать цифры, знают буквы, другие же дети обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Двое ребят приезжают в школу с Шипуновского участка.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся можно отнести, Андрияускас Алёна, Бессонова Дарья, Зайкова Валерия, Баталов Дмитрий, Кочергин Ярослав, Овсянников Дмитрий, Лушков Данил.
Средний уровень сформированности познавательного интереса Борматкова Анастасия, Кондрашин Ярослав.
Многие мальчики очень активны на переменах, хорошо контактируют со своими сверстниками.
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Классный коллектив в основном дружный. В классе нет ярко выраженных групп, все ребята охотно помогают друг другу и общаются все вместе.
Одной из главнейших задач, стоящим перед классным руководителем во 2 классе является создание сплоченного, слаженного классного коллектива, умеющего выступать инициатором коллективных дел. Ребята хорошо воспринимают руководство со стороны классного руководителя, адекватно реагируют на замечания со стороны старших и своих одноклассников. Они поддерживают друг друга в трудных ситуациях. Мальчики не обижают девочек. Многие учащиеся вовлечены во внешкольную и во внеклассную деятельность.
Наблюдается контроль со стороны родителей за учебой детей в школе.
Родители учащихся проявляют интерес к школе и учебным достижениям своих детей, стараются участвовать в мероприятиях, проводимых в классе и в школе, проявляют инициативу в помощи классу и школе по подготовке мероприятий и общественной работе.
Социальный паспорт класса
Показатель | Количество |
Количество учащихся: Мальчиков Девочек | 12 8 4 |
Воспитываются: в полной семье в неполной семье всего | 8 3 |
Семьи группы «риска» | 0 |
Количество семей | 12 |
Учащиеся, требующие особого внимания: ОВЗ | 5 |
Уровень воспитанности класса
ФИ ребёнка | Любознательность | Трудолюбие | Бережное отношение к учебе | Отношение к школе | Красивое в жизни школьника | Отношение к себе | Средний балл |
Андрияускас Алёна | | | | | | | |
Бессонова Дарья | | | | | | | |
Баталов Дмитрий | | | | | | | |
Борматкова Анастасия | | | | | | | |
Зайкова Валерия | | | | | | | |
Кочергин Ярослав | | | | | | | |
Кондрашин Ярослав | | | | | | | |
Лушков Данил | | | | | | | |
Овсянников Дмитрий | | | | | | | |
Рублёв Кирилл | | | | | | | |
Тюменцев Кирилл | | | | | | | |
Уровень воспитанности по классу:
Высокой уровень -
Хороший уровень –
Средний уровень –
Низкий уровень –
I. Пояснительная записка
Программа представляет собой единый комплекс, стержнем которого является духовно- нравственное, патриотическое образование, реализуемое в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества, посредством организации внеклассной и внеурочной работы,
В основе программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования гражданской идентичности. Создана система воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания. Сформирована целостная образовательная среда, включающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающая историко – культурную, этническую и региональную специфику. Программа направлена на формирование у обучающихся активной деятельностной позиции, которая позволит приобщить учащихся к духовно-нравственным ценностям страны, к традициям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Содержание программы позволит направить образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно – историческому наследию и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель - духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на первой ступени общего образования должно стать поддержкой становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Ключевые воспитательные задачи:
формирование личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания личности (совести).
формирование социальной культуры:
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие доброжелательности, понимания других людей и сопереживания им.
формирование семейной культуры:
формирование отношения к семье с её ценностями и традициями как основе российского общества; формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и
формирование экологической культуры:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
формирование здорового и безопасного образа жизни:
пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных особенностей, развитие потребностей в занятиях физической культуры и спорта.
Организация духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.
Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности взаимоотношений в семье, между поколениями, неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение
к младшим;
5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт
6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.
Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности:
1. патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
2. социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
3. гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
4. семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
5. труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
6. наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
7. традиционные российские религии.
Учитывая советский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
8. искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
9. человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, жизнь, родная земля, планета Земля)
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные ценности
Ценность жизни
Ценность добра
Ценность свободы, чести и достоинства
Ценность природы
Ценность истины
Ценность красоты и гармонии
Общественные ценности
Ценность семьи
Ценность труда и творчества
Ценность свободы и прав человека, социальной солидарности
Ценность патриотизма
Ценность человечества
Личностные результаты на разных этапах обучения и воспитания в начальной школе
Классы | Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе) | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
1–2 классы – необходимый уровень | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого». Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих» | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты) | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя ценной частью большого разно- образного мира (природы и общества). В том числе: объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с моей Родиной; – со всеми людьми; – с природой; испытывать чувство гордости за «своих» – близких и друзей. ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживания чувствам других, не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки |
3–4 классы – необходимый уровень (для 1–2 классов это повышенный уровень) | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии); – российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; – потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (цели, мотивы), –что я могу (результаты) | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Формулировать самому простые правила поведе- ния, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей), важных для: – всех людей; – своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам; – уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства. Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание) |
Коммуникативные универсальные учебные действия
| Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи | Понимать другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
1–2 классы – необходимый уровень | Высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста. | Учиться задавать с помощью учителя вопросы на понима- ние автору текста или устного высказывания. Замечать различия своей и иной точек зрения. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
3–4 классы – необходимый уровень (для 1–2 класса это повышенный уровень) | Высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновывать его, приводя аргументы (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ). Оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов. | Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего». Понимать другую, не похожую на свою точку зрения. | Распределять и выполнять разные роли (лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи. Вырабатывать и принимать коллективные решения. Предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе: – уважительно относиться к позиции другого; – идти на взаимные уступки; – влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий. |
3–4 классы – повышенный уровень (для 5–6 классов это необходимый уровень) | Высказывать и при необходимости отстаивать своё мнение, подтверждая его аргументами, а их – фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ). Оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. | Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего». Принимать другую, не похожую на свою точку зрения (собеседника, автора текста). | Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогно- зировать) последствия коллективных решений. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе
Классы | Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы (задачи) | Осуществлять действия по реализации плана | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
1 класс – необходимый уровень | Принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке, в ходе решения задачи и т.д. Учиться высказывать своё предположение (версию). | Работать по предложенному плану. | Отличать верно выполненное задание от неверного через сравнение цели и результата. Совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. В диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания. |
2 класс – необходимый уровень (для 1 класса это повышенный уровень) | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Планировать учебную деятельность на уроке, решение задачи и т.д. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. | Работая по предложенному плану, использовать необ- ходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Учиться по ходу работы сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки совместно с учителем. | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, сравнивая ре- зультат с целью. В диалоге с учителем осознавать причины своего успеха или неу- спеха. |
3–4 классы – необходимый уровень (для 2 класса это повышенный уровень) | Обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем, искать средства её осуществления. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и учиться искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. | Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учи- теля. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В диалоге осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. |
Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения
Классы | Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Извлекать информацию из текста. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать ин- формацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления |
1–2 классы – необходимый уровень | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка. Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте/ высказывании, в т.ч. с помощью толкового словаря. Вычитывать и воспринимать на слух информацию, данную в явном виде. Учиться вычитывать с помощью учителя информацию, данную в НЕявном виде. Определять с помощью учителя главную мысль текста. Демонстрировать понимание текста через выразительное чтение, пересказ. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы по одному основанию. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. | Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Составлять ответы-высказывания. |
3–4 классы – необходимый уровень (для 1–2 классов это повышенный уровень) | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. спра- ведливости, свободы, демократии); – российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; – потребности в «пре- красном» и отрицания «безобразного». Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (цели, мотивы), –что я могу (результаты) | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей), важных для: – всех людей; – своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам; – уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства. Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание) |
Все направления воспитательного процесса осуществляются через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, через различные формы проведения:
беседы и классные часы,
коллективно - творческие дела
экскурсии
ролевые игры
просмотр и обсуждении видеофрагментов, фильмов
совместные с родителями проекты
праздники, игры
спортивные праздники, подвижные игры
выставки
занятия в творческих кружках
Срок реализации программы – 1 год
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника.
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный
Толерантный
Цель воспитательной работы во 2классе:
формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Задачи воспитания:
Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
Создать условия для развития нравственных качеств личности.
Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основные направления воспитательной работы:
Духовно – нравственное воспитание.
Задачи:
Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно ‑ нравственной компетенции — «становиться лучше».
Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
2.Гражданско – патриотическое воспитание.
Задачи:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края, о Донском казачестве.
Ожидаемые результаты:
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
3. Эстетическое воспитание.
Задачи:
Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
Развитие художественных способностей.
Воспитание чувства любви к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
Получат возможность для развития художественных способностей
и эстетического вкуса.
4.Воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
санитарно - гигиенической культуры,
приучаются к здоровому образу жизни.
5.Экологическое воспитание.
Задачи:
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе,
на пришкольном участке, по месту жительства
6.Трудовое воспитание.
Задачи:
Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного
отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Система воспитательных мероприятий во 2 классе на 2023-2024г.
| Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 1.Праздник Знаний: «И снова звонок нас зовет на урок». 2. Классные часы, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом и безопасности жизни. 3.День памяти « Он был как все Заикин Женька»- 18сентября | 1.КТД « от сердца к сердцу»: (выход волонтерского отряда-оказание адресной помощи нуждающимся пенсионерам 2. Выставка рисунков «Осенний букет учителю» 3.Выпуск праздничных газет, фотоколлажей, поздравительных открыток, посвященных Дню учителя, сочинений « Если бы я был учителем». 5.День самоуправления | 1 Кл.часы «Рожденное любовью слово «МАМА» 2.«Для мам и вместе с мамами» - акция добра и милосердия ко Дню Матери | 1.Новогодние представления «Хорошо, что каждый год, к нам приходит Новый год! | | конкурс чтецов «Солдаты России» | 1.Проведение классных вечеров, совместно с родителями под девизом «В этот день, весной согретый, все цветы, улыбки – вам! 2.Подготовка и участие в районном конкурсе « Время читать» | «Гагаринский урок» 63- летие полета человека в космос | Праздник последнего звонка Участие в Флешмобе « Голубь мира» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | | День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет | | 1.Проведение кл.часов и мероприятий, посвященных Всемирному Дню борьбы со СПИДом | Ах ты, зимушка, зима! Русские народные зимние забавы. | Телевизор, компьютер и дети | 3.Проведение классных часов, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом | День пожарной охраны. Урок ОБЖ | |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | | Выпуск праздничных газет, посвященных Дню учителя, сочинений, рассказов «Если бы я был учителем». | | Тематический урок информатики в рамках Всероссийской акции « Час кода» | | | | Уборка территории школьного двора | |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Классные часы по теме «Город трудовой доблести и славы», посвященные присвоению г.Новосибирску почетного звания. Классные часы, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом и безопасности жизни. | День гражданской обороны | Международный День толерантности- (классные часы) День народного единства «Россия-Родина святая» | День неизвестного солдата День героев Отечества Мероприятия, посвященные памятным датам: День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой 1941г. «Главный закон страны» День Конституции | - участие в мероприятии, посвященном Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | « Наши земляки – Герои Великой Отечественной войны» экскурсия в музей «Выполняя долг интернациональный» день памяти о россиянах, выполнявших служебный долг за пределами Отечества «Держава армией крепка!» (уроки мужества). | марта- День воссоединения Крыма с Россией | Участие в акции « Письмо ветерану» | Мероприятие « Славе - не меркнуть. Традициям – жить!» ( посвященное Дню Победы) Акция « Георгиевская ленточка» Вахта памяти |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | | | конкурс рисунков, посвященный Дню Матери. « Матери прекрасные глаза» | | Международный день памяти Холокоста Выпуск информационного бюллетеня | «Родной язык, как ты прекрасен» Час словесности к международному дню родного языка | | | «Все начинается с таблички, свитка, бересты» Кл. часы к Дню славянской письменности и культуры |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | Участие в экологическом субботнике | « Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения « Вместе ярче» | | «Приучите птиц в мороз к своему окну…» | | | | | |
Программа «Здоровье» |
1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 2. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта. 3. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп Неделя безопасности дорожного движения | Декадник «Внимание, каникулы» | | «Знай сегодня, чтобы жить завтра» День борьбы со СПИДом. Возможности- ограничены, способности- безграничны» (Декада инвалидов) Декадник «Внимание, каникулы» | «Ваше здоровье в ваших руках» Кл. часы, посвященные пропаганде ЗОЖ | | Декадник «Внимание, каникулы» | | Декадник «Внимание, каникулы» |
Планирование классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС
№ | Тема классного часа (тематические) | БНЦ | Ключевые воспитательные задачи | Форма занятия | Планируемый результат | Общешкольное мероприятие | Межведомственное взаимодействие |
1 | Сентябрь « Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться» | Труд и творчество | Формирование личностной культуры: формирование способности к духовному развитию | Игра-путешествие | 2 уровень | День Знаний | |
2 | Сентябрь Кл. час по безопасности жизни | Семья | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Интерактивная беседа | 2 уровень | Информационно-познавательная программа | |
3 4 | Октябрь Классный час «Род, родные, родина», | Ценность свободы и прав человека, социальной солидарности | Воспитание гражданственности патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Игра- путешествие | 2 уровень | | |
3 | Ноябрь Концертная программа «Гостиная для мамы» | Социальная солидарность | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Концертная программа | 2 уровень | | |
4 | Декабрь Интерактивное занятие «Что в человеке самое главное?» | Человечество | Формирование личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала | Ролевая игра | 2 уровень | | |
5 | Январь Почему мы болеем?» | Семья | Формирование здорового и безопасного образа жизни, пробуждение в детях желание заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) | практикум беседа | 3 уровень | | |
6 | Февраль « Солдаты России» | Наука | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | Конкурс чтецов | 2 уровень | | |
7 | Март Если хочешь быть здоров – постарайся». Игровая прорамма. | Семья | Формирование семейной культуры, формирование отношения к семье с её ценностями и традициями как основе российского общества; формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим | практикум | 3 уровень | | |
8 | Апрель « Космос-это мы». Конкурс рисунков | Труд и творчество | Формирование личностной культуры: реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм | Сюжетно- ролевая игра | 2 уровень | | |
9 | Май Весна,весна- тебе мы рады». | Искусство и литература | Формирование личностной культуры: реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм | Выступление со стихами, пословицами | 3 уровень | | |
Планирование классных часов на 2022-2023 учебный год (рабочий план классного руководителя)
сентябрь | 1 | Кл час «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться» | январь | 18 | «Здоровый образ жизни» |
2 | Беседа «Безопасность жизни» | 19 | Кл час «Почему мы болеем?» |
3 | Урок мира | 20 | Спортивные мероприятия |
4 | Выборы самоуправления | 21 | Библиотечные уроки |
октябрь | 5 | Беседа «Режим дня – основа жизни человека» | февраль | 22 | Игра путешествие «В научном городке» |
6 | Кл час «Род, родные, родина», | 23 | Кл час « Солдаты России» |
7 | Диагностика | 24 | Беседа «Рассказы о войне» |
8 | Итоги четверти. Работа с наградным материалом | 25 | Библиотечные уроки |
ноябрь | 9 | Игровая программа «Что я могу» | март | 26 | Кл час «Праздник вежливых наук» |
10 | Кл час «Гостиная для мамы» | 27 | Игровая программа «Если хочешь быть здоров – постарайся» |
11 | Интерактивная беседа «Чистота залог здоровья» | 28 | Игровая программа «Живой мир» |
12 | Интерактивная беседа «Мир моих увлечений» | 29 | Итоги четверти. Работа с наградным материалом |
декабрь | 13 | Беседа «С кем бы ты хотел дружить?» | апрель | 30 | Диагностика |
14 | «Все нужны на Земле» проблемно-этическая беседа | 31 | Игровая программа « Космос-это мы». |
15 | Интерактивное занятие «Что в человеке самое главное?» | 32 | Кл час «Кто я? Какие мы?» |
16 | Кл.час « Как приходит Новый год» | | Кл час «Весна, весна- тебе мы рады». |
17 | Итоги четверти. Работа с наградным материалом | 33 | Итоги четверти. Работа с наградным материалом |
Индивидуальная работа с детьми
Цель – создать условия, необходимые для формирования и полноценного развития личности учащегося.
Задачи: приучить каждого из учащихся к коллективно-творческим делам класса и школы;
создать благоприятные условия для учебы и внеурочной деятельности учащихся;
работать над формированием и развитием духовно-нравственных качеств учащихся.
Направления:
1) взаимодействие учащихся в классном коллективе;
2) сотрудничество с семьей учащихся;
3) взаимосвязь школы и семьи.
Формы работы: беседа, игры, викторины, совместное проведение досуга с родителями учащихся, ведение тетради достижений учащихся, создание портфолио, поощрение учащихся.
Работа с трудными детьми
Цель – помочь «трудным учащимся» адаптироваться в классном коллективе, школе и социуме.
Для достижения данной цели нужно решить ряд задач:
1) изучить семьи, условия воспитания «трудных» школьников;
2) привлечь школьников в коллективно-творческим делам класса и школы;
3) как можно чаще общаться с трудными детьми, проводить анкетирование, тестирование с целью диагностировать состояние учащихся.
Работа со слабоуспевающими
1.Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
3.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
4.Контроль посещения учащимися кружков, проведения свободного времени.
5.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
6.Анкетирование детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
=
Индивидуальная работа с детьми
Дата проведения | Содержание |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица учёта активности школьной жизни учащихся 2 класс
Ф.И | Мероприятия |
| | | | | | | | | | | | | | |
Андрияускас Алёна | | | | | | | | | | | | | | | |
Бессонова Дарья | | | | | | | | | | | | | | | |
Баталов Дмитрий | | | | | | | | | | | | | | | |
Борматкова Анастасия | | | | | | | | | | | | | | | |
Денисов Константин | | | | | | | | | | | | | | | |
Зайкова Валерия | | | | | | | | | | | | | | | |
Кочергин Ярослав | | | | | | | | | | | | | | | |
Кондрашин Ярослав | | | | | | | | | | | | | | | |
Лушков Данил | | | | | | | | | | | | | | | |
Овсянников Дмитрий | | | | | | | | | | | | | | | |
Рублёв Кирилл | | | | | | | | | | | | | | | |
Тюменцев Кирилл | | | | | | | | | | | | | | | |
Условные обозначения: ∆ - участник; * - инициатор, активист; □ - пассивный слушатель, зритель; н – не участвовал.
Мероприятия: День знаний, Акция ко дню пожилых людей «Подари улыбку» ,День учителя.
Работа органов самоуправления
Особую роль в воспитательной работе играет самоуправление учащихся. Развитие навыков самоуправления буду осуществлять через систему постоянных временных поручений.
Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми; избегать мелких придирок, замечаний.
Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная. В течение года возможны изменения в совете класса. Каждый учащийся может попробовать себя в той или иной роли.
Самоуправление класса, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.
Основные принципы деятельности органа самоуправления в классе
Принцип самостоятельности.
Принцип ответственности.
Принцип равноправия и сотрудничества.
Принцип коллективности.
Распределение органов самоуправления
ОБЯЗАННОСТИ | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Командир класса | Овсянников Дмитрий | | | |
Библиотекарь | | | | |
Цветовод | Бессонова Дарья | | | |
Наши обязанности:
1. Командир
Оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
2. Библиотекарь
Составляет список учебников, полученных в библиотеке. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность
3.Цветовод
Ежедневно поливает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений.
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
№ | Фамилия, имя | |
1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Андрияускас Алёна | | |
2 | Бессонова Дарья | | |
3 | Баталов Дмитрий | | |
4 | Борматкова Анастасия | | |
5 | Зайкова Валерия | | |
6 | Кочергин Ярослав | | |
7 | Кондрашин Ярослав | | |
8 | Лушков Данил | | |
9 | Овсянников Дмитрий | | |
10 | Рублёв Кирилл | | |
11 | Тюменцев Кирилл | | |
Работа с родителями:
ЗАДАЧИ:
Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех
участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и
родителей.
Привлечение к организации досуга детей по интересам.
План работы с родителями
Сентябрь | Анкетирование «Воспитание в семье» (с целью привлечения семьи к активному участию в делах класса). Родительское собрание «Мой ребенок ученик. Собрание родительского комитета. Индивидуальные консультации для родителей. |
Октябрь | Информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его психическом состоянии. Родительское собрание по окончанию 1 четверти " Успехи и неудачи в школе." Индивидуальные консультации. |
Ноябрь | Лекторий «Стратегия воспитания «трудных школьников»: методические рекомендации для родителей. Анкетирование «Какие мы родители». Индивидуальные консультации для родителей. |
Декабрь | Родительское собрание по итога первого полугодия и 2 четверти Встреча с родительским комитетом по вопросу организации новогоднего праздника Индивидуальные консультации для родителей. |
Январь | Индивидуальные консультации для родителей. |
Февраль Март | Лекторий «Детские страхи» Индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости и поведения. |
Апрель | Индивидуальные консультации для родителей. |
Май | Итоговое родительское собрание. Индивидуальные консультации для родителей. Праздник, посвященный окончанию учебного года |
Состав родительского комитета: …….
Посещение родительских собраний
№ п.п. | Родители | Родительские собрания |
I | II | III | IV |
1 | Андрияускас Нина | | | | |
2 | Бессонова Наталья | | | | |
3 | Баталова Елена | | | | |
4 | Борматкова Светлана | | | | |
5 | Зайкова Юлия | | | | |
6 | Павлова Елена | | | | |
7 | Кондрашина Юлия | | | | |
8 | Лушкова Ольга | | | | |
9 | Овсянникова Екатерина | | | | |
10 | Рублёва Татьяна | | | | |
11 | Тюменцева Галина | | | | |
Индивидуальная работа с родителями
Дата | Ф.И.О. родителя | Обсуждаемые вопросы | Результат |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Диагностики
1 этап – диагностика исследования личности учащихся
2 этап –диагностики развития коллектива
3этап –диагностики сформированности коллектива
На первом этапе –методики и графические тесты позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.
Диагностическая методика «Если бы ты был волшебником»
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить.
Диагностическая методика «Космическое путешествие»
Учащимся раздаются листы бумаги. Они должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются капитанами космического корабля. Дети должны набрать команду из учащихся своего класса, в составе 3 человек. Данная диагностика позволяет определить лидера класса, а также выявить у учащихся ,которые находиться вне классного сообщества.
Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка»
Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, дождик, тучка в 3 вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие: дома, в школе, с друзьями с помощью погодных явлений.
Диагностическая методика «Золотая рыбка»
Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит исполнить или нет желание. Представьте, приплыла к тебе рыбка и спросила: Чего тебе надобно?
Графический тест – «Я – позиция» -
Цель данного теста: выявление характера самооценки детей, место каждого в коллективе.
Тест «Пьедестал» -
Цель: выявление классного лидера (значимой личности)
На втором этапе цель диагностических методик- выявление направленности интересов школьников, изучение уровня нравственного развития и духовно – нравственной атмосферы в классном коллективе
Методика «Цветик семи цветик» (составлена И. М Витковской)
Методика «Приглашение в гости»
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
На третьем этапе целью диагностических исследований является динамика развития коллектива уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.
Методика: «Какой у нас коллектив»
Диагностическая методика «Анкетирование» - психолог
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»