СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект в условиях реализации ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль проекта в современной жизни школы. Создание индивидуальных, групповых, коллективных проектов

Просмотр содержимого документа
«Проект в условиях реализации ФГОС ООО»

Система работы по применению проектных технологий.

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся (PISA), слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения

  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

  • Эффективно использовать знания реальной жизни

  • Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Классификации проектов

Классификация проектов по количеству участников

  1. Персональные (индивидуальные).

  2. Парные.

  3. Групповые.

Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятельности).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.



1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

  • обсуждение возникших идей;

  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;

  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;

  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

  • интерпретация данных;

  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;

  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;

  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Модель работы над проектом

Установочное занятие. Стендовая информация.

  1. Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов, формирование проектных групп.

  2. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы.

  3. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов  

  4. Исследовательский этап. Промежуточные отчеты учащихся.

  5. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

  6. Обобщающий этап. Предзащита проектов.

  7. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите.

  8. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

  9. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

  10. Заключительный этап: публичная защита проектов.

  11. Подведение итогов, анализ выполненной работы.  

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель-руководитель проекта является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»

Учитель берет на себя тьютерские функции:

— является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

— помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

— он координатор всего группового процесса;

— является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Так при изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.

В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, ребята создают сборник «Календарно-обрядовые песни». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что данный вид народной поэзии связан прежде всего с циклом полевых работ, а так же с важными годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Троица. Каждая группа работает над определенным видом обрядовых песен

1 группа- «колядки» (зима)

2 группа – «веснянки»,

3 группа – «летние песни»

4 группа – «осенние песни»

Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их. Все группы вместе обсуждают, каким будет оформление сборника. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это машинописный или рукописный вариант, что будет общего в оформлении, ведь в итоге должен получиться единый сборник). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях. Возможна презентация сборника учащимся других классов.

Еще один пример выполнения группового краткосрочного проекта – создание юмористической газеты. При изучении творчества В.М.Шукшина в разделе «Писатели улыбаются» учащимся 6 класса предлагается попробовать себя в роли писателя, создать свои юмористические рассказы. Ребята сами обсуждают написанное, отмечают положительные моменты и то, что не получилось. Делают вывод, что написать так, чтобы читатель улыбнулся – очень сложно, это не всегда получается. Поэтому необходимо знакомство с некоторыми приемами, которые позволяют писателю создавать юмористические ситуации. Происходит распределение обязанностей между детьми: роли редакторов, художников-оформителей, ответственного за верстку и т.д. Рукописи дорабатываются, рецензируются, проверяются, итог – оформление газеты и ее представление на суд читателям – учащимся школы. В процессе подобной работы формируются коммуникативные учебные действия (умение создавать свое речевое произведение, общаться с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность с целью получения наилучшего результата), познавательные (умения использовать полученные знания о творчестве писателя, литературоведческие знания при создании своих произведений);регулятивные УУД (выполнение работы в срок, самоорганизация и самоконтроль, взаимоконтроль, умение исправлять свои ошибки и др), личностные (осознание своих возможностей, желание участвовать в творческом созидательном процессе, приобретать новые знания и умения).

Мини-проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой. Так минипроекты «Фразеологизмы в нашей жизни» переросли в исследовательские работы на темы «Фразеологизмы: знакомые незнакомцы», «Родословной корни глубоки», «История возникновения и бытования прозвищ», а затем в групповой проект.

Работа по фразеологии началась с небольшого задания «История одного фразеологизма», которую получили учащиеся в процессе изучения данной темы. Она предполагала рассказ о значении и происхождении фразеологизма, употреблении, его синонимах и антонимах. Нашлись желающие продолжить предложенную учителем работу по этой теме. В процессе работы ученик пришел к выводу о том, что многое о фразеологизмах мы не знаем, а ведь они зачастую хранят в себе сведения об истории нашей страны. Итогом работы стало предложение изучать фразеологизмы не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Учеником были проанализированы фразеологизмы с точки зрения их происхождения, значения, входящих в их состав компонентов, и затем составлены списки устойчивых выражений, которые можно изучать на истории, математике, химии и других уроках. Итог данной работы, конечно, не представляет собой новое научное знание. Но оригинальность идеи, желание не просто изучить вопрос, но и, возможно, принести пользу другим, является очень ценным в личностном плане. Именно этот проект стал победителем школьного конкурса проектов.

Ученикам 9 класса во время изучения произведений о Великой Отечественной войне предлагалось составить небольшой рассказ о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в тех событиях. В этой работе большую роль сыграла заинтересованность родителей, их непосредственная помощь ребёнку. Была приготовлена интересная презентация с фотографиями из семейных архивов и Интернета, копиями документов. Индивидуальные проекты были объединены в коллективный творческий проект. Посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Работа была представлена на научно-практических конференциях и стала победителем муниципального конкурса «Моей семьи война коснулась». Так небольшие проекты перерастают в серьезные исследования, которые помогают развитию учебных навыков ребят, их самоутверждению, способствуют организации сотрудничества школы и родителей.

Важно дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя.

Проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Решающее значение в применении этой технологии играет заинтересованность учителя, который сможет передать её своим ученикам, вовлечет их в активный процесс получения и переработки информации, творчества, общения. Это способствует раскрытию возможностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях.


Участие учащихся в конкурсах проектов

Название проекта

Название конкурса

Уровень

Результат

Социальный проект «Бумажный бум»

(инициаторы проекта – ученики 10 класса )

Конкурс социальных проектов

школьный

победитель

«Фразеологизмы: знакомые незнакомцы» (групповой проект, 6 класс)

Фестиваль школьных проектов

школьный

победитель

«Моей семьи война коснулась» (коллективный творческий проект)

Конкурс творческих работ, посвященный 70-й годовщине Победы в ВОвойне

региональный

Победитель на муниципальном уровне

«Литературные улицы нашего города»

(коллективный проект)


Конкурс творческих работ при поддержке Центральной районной библиотеки и партии «Единая Россия»

городской

победитель







































Общие сведения

Ф. И. О. Коршикова Наталья Михайловна

Дата рождения: 18 апреля 1977 г.

Образование: высшее

  • РГПУ им. С.А.Есенина, 1999г., учитель русского языка и литературы.

Стаж работы:

трудовой- 18 лет,

педагогический – 18 лет,

в данной должности – 18 лет,

в данном общеобразовательном учреждении – 18 лет.

Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов):






Дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма:


Название документа

Содержание

Кем выдан

Когда выдан

1.

Почётная

грамота

За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в дело обучения, воспитания подрастающего поколения

Министерство образования

Рязанской области


2017 г.


2.

Благодарственное письмо


За высокие результаты итоговой аттестации выпускников 2017 года и в связи с Днем учителя

УО и МП МО-

Кораблинский муниципальный район


2017 г.

3

Почетная грамота

За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения и в связи с 50-летием со дня основания школы

Глава администрации муниципального образованияя – Кораблинский муниципальный район Рязанской области

2015г.

4.

Грамота

За подготовку призеров муниципальных олимпиад школьников по русскому языку и литературе

УО и МП МО – Кораблинский муниципальный район

2014г.


5.

Благодарность

За подготовку победителей зонального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

УО и МП МО – Кораблинский муниципальный район

2016 г.

6.

Благодарность

За высокий профессионализм и развитие творческих начал подрастающего поколения

Федеральное медико – биологическое агентство Медицинский центр «Решма»

Ивановская область

2017 г.

7.

Диплом

За подготовку призеров Международного чемпионата по литературе

Центр развития одаренности

2016 г.

8.

Диплом

За подготовку призеров Международного «Молодежного чемпионата по русскому языку и языкознанию»

Центр развития одаренности

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

9.

Диплом

«Учитель цифрового века»

За активное применение в работе современных информационных технологий


Общероссийский проект «Школа цифрового века»

2017 г.

10.

Почетная грамота

За сотрудничество и активное участие в творческой деятельности ОГИБДД МОМВД России Кораблинский»

Начальник ОГИБДД МОМВД России «Кораблинский»

2014 г.

11

Сертификат

Участник межрегиональной научно – практической конференции «Здоровьесбережение в образовании: лучшие практики, инновационные подходы, перспективы»

Начальник Департамента образования Ивановской области

2017 г.




























Раздел 1.


«Динамика учебных достижений обучающихся»
















1.1. Динамика учебных достижений обучающихся


Коршикова Наталья Михайловна ведет уроки русского языка и литературы в 5 – 11 классах. С первых уроков учитель старается привить любовь к своей науке, показать значимость предмета для жизни и окружающего нас мира. Наталья Михайловна - опытный, знающий свой предмет учитель. Учебный процесс учитель строит в соответствии с Концепцией модернизации образования и программой развития школы, в основу которой положена идея реализации личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает, что необходимо воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в жизненных ситуациях. Наталья Михайловна владеет современными методами обучения, развивает у учащихся познавательную активность и интерес к предмету как на уроках, так и во внеурочное время. Системой продуманных вопросов она готовит детей к восприятию лингвистических понятий, применяет в своей работе элементы дифференцированного обучения, различными средствами и приемами стимулирует мыслительную деятельность учащихся. Учитель создает рациональную и взаимосвязанную систему изучения, обобщения, проверки знаний и умений. На уроке чередуются индивидуальные и коллективные формы деятельности учащихся, что позволяет успешно развивать индивидуальные способности школьников.

Коршикова Наталья Михайловна использует активные формы занятий: семинары, практикумы, диспуты, конференции, деловые игры. Ее уроки характеризует атмосфера сотворчества учителя и учащихся. Это уроки доброжелательного, искреннего, доверительного общения. Интерес к предметам она вырабатывает не только нестандартными, но и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и в то же время интересной работы.

Готовя учащихся к самостоятельной жизни, воспитывая у них потребность постоянно учиться, Наталья Михайловна ведет работу по формированию умений и навыков учебного труда, учит планировать, контролировать свою деятельность, сопоставлять, группировать материал, выделять главное, аргументировать, делать выводы. Учащиеся очень серьезно подходят к изучению русского языка и литературы, об этом говорят результаты успеваемости.









Успеваемость обучающихся по итогам учебного года


Русский язык

Учебный год

% качества

Успеваемость

Степень обученности

2012-2013

58

100

57

2013-2014

58

100

55

2014-2015

57

100

55

2015-2016

62

100

57

2016-2017

81

100

70




Литература


Учебный год

% качества

Успеваемость

Степень обученности

2012-2013

75

100

72

2013-2014

75

100

72

2014-2015

83

100

76

2015-2016

86

100

79

2016-2017

100

100

87


Динамика доли обучающихся, успевающих на «4» и «5


Русский язык


Учебный год

Количество обучающихся

Успевают на «4» и «5»

2014-2015

23

13

2015-2016

21

13

2016-2017

16

13


Литература



Учебный год

Количество обучающихся

Успевают на «4» и «5»

2014-2015

23

19

2015-2016

21

18

2016-2017

16

16



Динамика качества подготовки обучающихся


Анализ результатов административных контрольных работ за последние 3 года свидетельствует о позитивной динамике качества знаний учащихся.


Итоги административных контрольных работ

Русский язык



2014-2015

2015-2016

2016-2017

качество

обученность

качество

обученность

качество

обученность

9 «а»

57%

92%





10



58%

93%



11





61%

100%


Литература



2014-2015

2015-2016

2016-2017

качество

обученность

качество

обученность

качество

обученность

9

70%

95%





10



76%

98%



11





80%

100%


Результаты государственной (итоговой) аттестации

Русский язык 9 класс

Год

Всего выпускников

Сдавали

Получили


%успеваемость по школе

%успеваемость по району

% качество по школе

% качества по району

% качества по региону

«5»

«4»

«3»

«2»

Средняя оценка по школе






2014-2015

33

33

14

11

8

-

4,2

100

75.8

75,8

68,1

71

2015-

2016

24

24

8

8

5

-

4.3

100%

91%

87


70


Результаты ЕГЭ 2016-2017 уч. год



Количество учащихся, сдававших ЕГЭ

Успе--

вае

мость %

Мини

мальный балл

Макси-мальный

балл

Средний

балл

Кол-во учащихся, набравших

более 60 баллов

Русский

язык

16

100

57

93

77

15

(94%)



Наличие позитивной динамики успеваемости и

качества знаний учащихся (средний балл по предмету)



2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

2016-2017 уч.год

Русский язык

3,9

4,2

4,5

Литература

4,2

4,5

4,6


Такой положительный результат был достигнут благодаря применению учителем в организации учебной деятельности элементов эффективных современных педагогических технологий, обеспечивающих повышение познавательного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного предмета: личностно-ориентированного, разноуровневого и развивающего обучения, технологии проектной деятельности, межпредметной интеграции, информационных и здоровьесберегающих технологий.

Всё это говорит о том, что учитель владеет методикой преподавания своих предметов.  Её уроки отличаются продуманностью, высоким научно-теоретическим уровнем, атмосферой совместной творческой деятельности ученика и учителя. Она успешно внедряет новые технологии. Разнообразие различных форм работы: коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой - даёт возможность учителю включать воспитанников в активную познавательную деятельность.

Интенсивная подготовка учителя к уроку ведёт к результативной работе учащихся. От этого во многом зависит эффективность учебного процесса. На своих уроках Коршикова Наталья Михайловна использует разнообразные приёмы и виды работы. Работа проходит в режиме учитель → класс, учитель → ученик1 → ученик2, а затем ученик1 → ученик2 … Неуклонно и последовательно она добивается того, чтобы ученики хорошо овладевали знаниями, умениями и навыками в области преподаваемых ею наук.


Директор школы: Е.А.Комягина