«Проектный метод обучения
как средство достижения метапредметных результатов».
Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых условий, которые в полной мере будут способствовать личностному развитию каждого ребёнка. Для формирования активной позиции учащихся в учебном процессе необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс современные технологии.
Одним из эффективных методов является проектное обучение. По сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, проектная деятельность развивает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности. В проектной деятельности происходит процесс групповых взаимодействий, который способствует развитию социальных навыков школьников. Учащиеся приобретают опыт исследовательской творческой деятельности, осуществляется межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие критического и творческого мышления, познавательных навыков учащихся. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Проектная деятельность предполагает взаимодействие учителя, учащихся, родителей. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Принципы, на которых строится любая проектная деятельность.
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Сотрудничество не только между педагогом и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Пять «П» проекта:

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
- Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Подготовительный | Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей | Обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели |
2. Планирование, организация деятельности | Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах | Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе |
3. Исследование (осуществление деятельности) | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации | Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации |
4. Представление, отчёт, презентация проекта | Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта | Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок |
Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Первоклассники начинают с того, что учатся выбирать тему проекта, ставить цель.
Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» знакомятся с учебными проектами. По завершению темы «Наша школа» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:
Это посильно для ученика 1 класса. Но при выполнении проекта ребёнку требуется помощь родителей. По математике ребята выполнили учебный проект «Моё любимое число».
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. По окружающему миру, после изучения темы «Школа» наши первоклассники выполнили творческий проект. Представление результатов этой работы мы увидели на выставке рисунков и макетов.
По теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.
Постепенно учитель усложняет задания. Работа над проектом становится групповой. На этом этапе важно научить детей взаимодействовать в группе, слушать и слышать собеседника, распределять роли.
В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
- Тематическая выставка
- Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)
- Сценарий праздника
- Видеофильм (например: «Наши таланты»)
- Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
- Костюм (показ собственных моделей)
- Музыкальное произведение (собственного сочинения)
- Оформление кабинетов (например, проект стендо
- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
- Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.
Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.
Социальный проект – это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.
Вот несколько примеров классификации социальных проектов:
- Оздоровительные проекты
- Проекты историко-культурной направленности
- Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)
- Социально значимые для определенной местности, района, города
- Образовательные и профориентационные
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)
- социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)
- социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)
- социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты.
Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование.
Использованная литература
Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов.- Волгоград: Учитель, 2013.- 174 с.
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005.- 163 с.
Обухов А.С. «Исследовательская позиция и исследовательская деятельность; что и как развивать?» // Исследовательская работа школьников. -М.: Прометей, 2006.- 220 с.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /Стандарты второго поколения/ [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова.- М.: Просвещение, 2011.- 176 с.
Развитие исследовательских умений младших школьников /Работаем по новым стандартам / [Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. -157 с.
В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты»; Волгоград: «Учитель», 2009.- 132 с.
К.Н.Поливанова «Проектная деятельность школьников»; М: «Просвещение», 2008.-
Е.Н. Землянская Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9.
Интернет-ресурсы
1. school2100.ru
2. proshkolu.ru
3. pedsovet.su
4. festival.1september.ru
5. nachalka.com