СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прощание с Азбукой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Прощание с Азбукой"»

Учитель: Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но страницы «Азбуки» учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.

Стихи учащихся:

1.Мы в школе почти целый год отучились,

Мы много успели и много узнали.

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.


2. А верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.


3. Буквы потом сложились в слова,

Слова – в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, нам сразу.


4. Мы прочитаем хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!


5. Из – за леса, из – за гор,

Мимо нас во весь опор,

С громким цоканьем копыт

Скачет русский Алфавит,

Буквы все –от А до Я-

Тридцать три богатыря.


6. А: Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.


7. Б: Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.


8. В алфавите, в букваре

Третья – это буква В.

С тонкой палочкой две дужки,

Рядышком сидят подружки.

9. Г: Вот перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.


10. Буква Д, как дом на ножках,

Есть труба с дымком, окошко.


11.Е: На странице в букваре

Проживает буква Е

Три ступеньки вверх ведут,

Никого не подведут.


12.Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.


13. Ж: Стала снежинка буквой Ж,

Солнце её не растопит уже!


14. З: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.


15. И: На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.


16. Й: Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.


17.К: На дереве веточка низко склонилась,

И вдруг в букву К она превратилась.


18.Л: Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.


19.М: Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.


20.Н: На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.


21. О: В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы могла.


22. П: Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.


23. Р: Буква Р – на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.


24. С: Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над лесом.


25.Т: Т – антенна выше крыши,

Всё увидит, всё услышит.


26. У: У – сучок.

В любом лесу ты увидишь букву У.


27. Ф: Все мы знаем без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.


28. Х: Буква Х всё ходит, ходит,

Места словно не находит.


29. Ц: Вот такая буква Ц –

С коготочком на конце

Коготок –царапка,

Как кошачья лапка.


30. Ч: Да ,вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.


31. Ш: Посмотри на букву Ш:

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.




32. Щ: На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!


33. Ъ: Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик –твёрдый знак,

Чтобы не облиться.


34. Ы: Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны.


35. Ь: Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.


36. Э: Это – Э,

С открытым ртом

И большущим языком.


37. Ю: Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

- Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась …буква Ю.


38. Я: Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я-

Я буква, слог и слово.


39. В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

«Азбуку» – учебник первый

На столах своих нашли.


40. Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять,

Мы «Азбуки» свои раскрыли,

По ним учились мы читать.



41. Я с этой книгой в первый раз

Пришел в свой первый светлый класс

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

« Умею я теперь читать!»


Песня «Учат в школе»

Учитель

Вот все буквы перед вами

Каждый может их назвать.

А теперь нам надо с вами,

В слово буквы все собрать.

Игра «Живые буквы»

Составить из букв слова БУКВА, ДРУЖБА, или ЗВОНОК, ПЕНАЛ,ШКОЛА.


Учитель: Ребята, чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.


Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

- Это я...

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Нет, не я...

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!

- Это я...

Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?

- Это я...

Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

- Нет не я...

Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!

- Нет, не я...

Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?

- Нет не я...

Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?

- Это я...

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

- Это я...

Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?

- Нет не я...

Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!

- Это я...

Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

- Нет, не я...


Звучит песенка «Азбука» (Сл. З.Петровой, муз. А.Островского)

Азбука: Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда,
Любую книжку прочитать,
Без всякого труда.
Учитель: Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Будь нашей гостьей!
Азбука: Спасибо за приглашение.

Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Незнайка живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления!
Появляется Незнайка
Незнайка:
- Кто меня вспомнил? И чего вы это тут собрались?
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше на диване…
Какие буковки!? Что в них толку?
Одни больше, другие меньше – какая разница!?
А то еще придумали: гласные, согласные! Подходит к согласным
- Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? Подходит к гласным
- Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок!
Дырка от бублика? («О»)
Или эти две палки («У»)
А это что? Калитка какая –то! («И»)
Вот уж и без них вполне можно обойтись!
Учитель:
- Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хотя бы одно слово.
Незнайка:
- Ну и попробую! (Подходит к плакату, пытается прочитать, ходит с разных сторон, плачет)
Может я тоже хотел научиться читать, да только меня не учит никто, хоть пропадай!

Учитель: Дорогая, Незнайка! Может и у тебя появится желание научиться читать. А мы можем показать, чему научились за этот год. Ребята, давайте расскажем, на какие три группы делятся буквы русского алфавита.
1-ый ученик. Первая группа - это буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
2-ый ученик. Вторая группа - это буквы, обозначающие согласные звуки.
А согласные... согласны шелестеть, Шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
3-ый ученик. К третьей группе относятся буквы, которые не обозначают звука, они указывают на мягкость и твёрдость согласных.
4-ый ученик.
Твёрдый знак с богатырём, Одолел крутой подъём. Мягкий знак – попробуй, тронь, Он горяч, как конь-огонь.
Азбука: Молодцы! Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, игла, яма (слово-ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо. 

Молодцы!

Учитель: Ребята, давайте немного повеселимся. Азбука, присоединяйся к нам.

Танец Веселых утят.


Игра «Нет « или «Да»

Азбука дала вам знанья,

Они с вами навсегда.

Самый первый свой учебник

Помнить будете вы? (Да)

Впереди ребят ждут книги,

Знаний принесут вам свет.

Они любят аккуратность.

Будете вы рвать их? (Нет)

Книги многое расскажут,

Не обманут никогда.

Нужно только быть прилежным.

Будете лениться? (Нет)

Будь ты с книгой аккуратен,

Сохрани на много лет.

Не рисуй, не ставь в ней пятен.

Все тебе понятно? (Да)

Прочти книгу с интересом,

В каждой книге есть совет,

Книга станет лучшим другом.

Друга бросите вы? (Нет)

Знайте каждая из книжек,


Словно яркая звезда.

Книги знайте и любите.

Будете беречь их? (Да)


Ведущий:А теперь послушайте басню «Стрекоза и муравей».

Басня «Стрекоза и Муравей» на новый лад

Попрыгунья Стрекоза

Вечер весь кино смотрела,

Оглянуться не успела-

Закрываются глаза.

На удобной, на кроватке

Стрекозе сон снится сладкий,

Будто все её тетрадки

В идеальнейшем порядке.

Утром надо просыпаться,

Снова в школу отправляться.

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она.

Стрекоза:

-Не оставь меня, кум милый,

Мне учиться-нету силы.

В общем, я хочу сказать:

Дай домашнюю списать.

Муравей:

-Кумушка, мне странно это.

Ну, скажи мне по секрету,

Что ты делала вчера?

Стрекоза:

-Отдыхала до утра!

Я на улице гуляла,

Дома пела да плясала,

Поиграть ещё успела,

Полежала да поела,

Посмотрела «Ералаш»…

Ты списать когда мне дашь?

Иль тебе тетрадки жалко?

Муравей:

-Ну, ты, Стрекоза, нахалка!

Стрекоза:

-Знаю, дедушка Крылов

Обожает муравьёв.

Нас же, бедных стрекозей,

Не считает за людей.

(Стрекозей иль стрекозят-

Как там верно говорят?)

Муравей:

-Да, мне крупно повезло,

Что не стал я стрекозой.

Получить образованье

Невозможно без старанья.

Ведущий:Мораль сей басни ты усвой:

Учись, не будь ты стрекозой!



42. Беру я Азбуку в последний раз,

Несу её в просторный класс,

И дорогой азбуке я говорю:

Хором: «Благодарю!

Ты – книга первая моя,

Теперь читать умею,

На свете много книжек есть,

Все книги я смогу прочесть».



43. Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Хором :«До свиданья!»


АЗБУКА:

Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И АЗБУКУ не забывать!



Учитель: Я еще раз поздравляю вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые родители, с нашей общей первой школьной победой! Мы закончили изучать 1-ую учебную книгу.