Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 17 имени генерал- лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области» |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ____________ Протокол №4 от «29» августа 2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ Мухамедшина А.Р. | | Утверждено Директор МБОУ СШ №17 ______________М.А. Сутягина |
| « 29 » августа 2019г. | | «29» августа 2019г. |
Рабочая программа
Наименование курса: алгебра
Класс: 7 обучение на дому
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Белякова Галина Михайловна
Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 68 часов, 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта по математике. Программа математика. « Алгебра 7-9» Автор-составитель: Т.А. Бурмистова, М – «Просвещение» 2018.
Учебник: «Алгебра 7 класс» : учеб. Авторы Ю.Ю. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Под ред. С.А. Теляковского.- 15-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2018.
Рабочую программу составила Белякова Галина Михайловна
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В ходе освоения содержания курса математики средней школы учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание учебного предмета
1. Выражения, тождества, уравнения 15 часов
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки
и
дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том, же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическими, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции 9 часов
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где k0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем 8 часов
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств аm • аn= аm +n , аm : аn = аm-n где m n, (аm)п = аmn, (аb)п = аnbn учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2 : график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены 9 часов
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами - сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения 13 часов
Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - Ь2, (а ± b)2 = а2 + 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (a ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а + b) (а2 аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6. Системы линейных уравнений 18 часов
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а 0 или Ь 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7.Повторение 6 часов
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| | Всего | Теоретические занятия | Л/р Практические экскурсии | Контрольные занятия |
Выражения, тождества, уравнения 15 часов |
1 | | | Числовые выражения | 1 | | | |
3 | | | Выражения с переменными | 1 | | | |
4 | | | Выражения с переменными | 1 | | | |
5 | | | Сравнение значений выражений | 1 | | | |
6 | | | Свойства действий над числами | 1 | | | |
8 | | | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 1 | | | |
9 | | | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | | | |
10 | | | Контрольная работа №1 «Выражения. Тождества». | 1 | | | 1 |
11 | | | Уравнение и его корни | 1 | | | |
12 | | | Уравнение и его корни | 1 | | | |
13 | | | Линейное уравнений с одной переменной | 1 | | | |
15 | | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | |
18 | | | Среднее арифметическое. Размах и мода | 1 | | | |
20 | | | Медиана, как статистическая характеристика. | 1 | | | |
22 | | | Контрольная работа №2 «Уравнения» | 1 | | | 1 |
Функции и их графики 9 ч |
23 | | | Что такое функция | 1 | | | |
24 | | | Вычисление значений функции по формуле | 1 | | | |
26 | | | График функции | 1 | | | |
27 | | | График функции | 1 | | | |
28 | | | Прямая пропорциональность и её график | 1 | | | |
29 | | | Линейная функция и её график | 1 | | | |
31 | | | Зачёт. Линейная функция | 1 | | | |
32 | | | Контрольная работа №3 «функции» | 1 | | | 1 |
33 | | | Работа над ошибками. | | | | |
Степень с натуральным показателем – 8 часов |
34 | | | Определение степени с натуральным показателем | 1 | | | |
35 | | | Умножение и деление степеней | 1 | | | |
37 | | | Возведение в степень произведения и степени | 1 | | | |
39 | | | одночлен и его стандартный вид | 1 | | | |
40 | | | Умножение одночленов | 1 | | | |
42 | | | Возведение одночленов в степень | 1 | | | |
43 | | | Функции вида у=х2 , и у=х3 | 1 | | | |
44 | | | Контрольная работа №4 « степень с натуральным показателем» | 1 | | | |
Многочлены – 9 часов |
45 | | | Многочлен и его стандартный вид | 1 | | | |
46 | | | Сложение и вычитание многочленов | 1 | | | |
48 | | | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | | |
51 | | | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | | |
54 | | | Контрольная работа №5. | 1 | | | 1 |
55 | | | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | | |
58 | | | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | | |
60 | | | Зачёт многочлены. | 1 | | | |
61 | | | Контрольная работа №6. | 1 | | | 1 |
Формулы сокращённого умножения – 13 часов |
62 | | | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | | | |
63 | | | Возведение в куб суммы и разности двух выражений | 1 | | | |
64 | | | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | | |
67 | | | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | | | |
68 | | | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | | | |
69 | | | Разложение разности квадратов на множители. | 1 | | | |
70 | | | Разложение разности квадратов на множители. | 1 | | | |
73 | | | Контрольная работа №7. Формулы сокращенного умножения. | 1 | | | 1 |
74 | | | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | | | |
77 | | | Применение различных способов разложения на множители. | 1 | | | |
78 | | | Применение различных способов разложения на множители. | 1 | | | |
79 | | | Зачёт Способы разложения на множители | 1 | | | |
80 | | | Контрольная работа №8 Преобразование целых выражений | 1 | | | 1 |
Системы линейных уравнений 8 ч |
81 | | | Линейные уравнения с двумя переменными | 1 | | | |
82 | | | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | | |
84 | | | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | | | |
86 | | | Способ подстановки | 1 | | | |
89 | | | Способ сложения | 1 | | | |
92 | | | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | | |
95 | | | Зачет. Способы решения систем линейных уравнений. | 1 | | | |
96 | | | Контрольная работа№9 Системы линейных уравнений и их решения | 1 | | | 1 |
Повторение 6 |
97 | | | Функции | 1 | | | |
98 | | | Одночлены. Многочлены | 1 | | | |
99 | | | Формулы сокращенного умножения | 1 | | | |
100 | | | Системы линейных уравнений | 1 | | | |
101 | | | Контрольная работа №10. итоговая | 1 | | | 1 |
102 | | | Итоговый урок | 1 | | | |