Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Протокол № _________ заседания МО от «_____» __________________2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по учебной работе «_____» _________________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Приказ № ___________ от «_____» _______________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _элективный курс «Алгебра: избранные вопросы»
Уровень ________________базовый_________________
базовый, профильный, углубленный
___________Бондарук Оксана Анатольевна___________
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс ___________________11______________________
2016/2017 учебный год
Количество часов:
Всего ___17____ ч.; в неделю _____0,5______ ч.
Программа разработана на основе: Рабочая программа элективного курса для учащихся 10 и 11 класса, авторы: Е.Ю. Лукичёва, Т.Е. Лоншакова. Санкт – Петербург, 2013
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего полного образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03. 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10 и 11 класса, авторы: Е.Ю. Лукичёва, Т.Е. Лоншакова. Санкт – Петербург, 2013.
Данная программа составлена на основе программы элективного курса для учащихся 10 и 11 классов «Математика: подготовка к ЕГЭ», разработанной кафедрой физико-математического образования Санкт – Петербургской академии постдипломного педагогического образования, авторы Лукичева Е.Ю., Лоншакова Т.Е.
Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов алгебры, которые входят в содержание единого государственного экзамена. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых при сдаче выпускного экзамена, а для некоторых школьников – необходимых для продолжения образования.
В процессе освоения содержания данного курса ученики не «натаскиваются» на сдачу ЕГЭ, а овладевают новыми знаниями или углубляют изученный материал, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс его изучения становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов, самостоятельное составление (моделирование) тестов.
Методической основой данного курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных приемов и способов решения задач.
Цель курса: обеспечение индивидуального и систематического сопровождения учащихся при подготовке к выпускным экзаменам по математике.
Задачи курса:
расширение и углубление школьного курса математики;
актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по математике;
формирование у учащихся понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных;
развитие интереса учащихся к изучению математики;
расширение научного кругозора учащихся;
обучение старшеклассников решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах;
формирование понятия о математических методах при решении сложных математических задач;
обучение заполнению бланков ЕГЭ;
психологическая подготовка к выпускным экзаменам.
Место элективного курса в учебном плане
Для освоения курса в 11 классе отведен 1 час в неделю (34 часа в год), из них 0,5 часов – алгебра и начала анализа, 0,5 часов - геометрия.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты обучения:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, а также отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты обучения:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Формы и средства контроля
1) тестирование
2) самопроверка
3) взаимопроверка учащимися друг друга
4) собеседование
5) письменный и устный зачет
6) проверочные письменные работы
7) наблюдение
Организация и проведение аттестации учащихся
Предусмотрено проведение промежуточных зачетов, выполнение творческих заданий и итоговой проверочной работы. При оценивании не используется балльная система. Результаты изучения элективного курса оцениваются по системе зачет/незачет. При этом при выполнении обучающимся 50% – 100% работы выставляется «зачёт», при 0% - 49% - «незачёт».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Выражения и преобразования. Степени и корни. | | |
2 | Логарифмические и показательные выражения | | |
3 | Тригонометрические выражения. Комбинированные выражения. | | |
4 | Текстовые задачи. Проценты, сплавы, смеси. | | |
5 | Задачи на движение | | |
6 | Задачи на работу, производительность. | | |
7 | Разные задачи. | | |
8 | Функции. Возрастание, убывание, экстремум функции (без нахождения производной) | | |
9 | График функции. Производная функции. | | |
10 | График функции. Производная функции. | | |
11 | Первообразная функции | | |
12 | Логарифмические и показательные уравнения и системы уравнений | | |
13 | Тригонометрические уравнения | | |
14 | Рациональные уравнения | | |
15 | Иррациональные уравнения | | |
16 | Решение вариантов экзаменационных работ | | |
17 | Итоговая проверочная работа | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебная и методическая литература:
Лаппо Л.Д. ЕГЭ2015. Математика. Экзаменационные тесты. Базовый уровень. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015 – 64с. (Серия « ЕГЭ. ОФЦ. Практикум»)
Лаппо Л.Д. ЕГЭ2015. Математика. Экзаменационные тесты. Профильный уровень. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015 – 46(2) с. (Серия « ЕГЭ. ОФЦ. Практикум»)
Математика. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга1: учебно–методическое пособие/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 352с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Математика. Решебник, часть 1. Подготовка к ЕГЭ – 2015. Книга 1: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 192с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Математика. Решебник, часть 2. Подготовка к ЕГЭ – 2015. Книга 1: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 192с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Коннова Е.Г. Математика. ЕГЭ-2015. Экспресс – подготовка: задания с кратким ответом. Все задания и методы их решения/ Е.Г. Коннова, А.П. Дремов, С.О. Иванов, В.А. Шеховцов; под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 384с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2015: базовый уровень. Учебно-тренировочные тесты: учебно-методическое пособие/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 192с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Математика. Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов: учебно- методическое пособие /Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, СЮ. Кулабухова. — Ростов-на-Дону. Легион-М, 2010. — 231 с. — (Готовимся к ЕГЭ)
Садовничий Ю.В. ЕГЭ. Практикум по математике: Решение уравнений и неравенств. Преобразование алгебраических выражений/Ю.В. Садовничий. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 127, (1)с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»
Семенов А.В. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Математика. Учебное пособие. /А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров; под ред. И.В. Ященко; Московский центр непрерывного математического образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2015. – 88с.
ЕГЭ – 2015: Математика: самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ/авт. – сост. И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семенова, И.В, Ященко. – Москва: АСТ:Астрель, 2014. – 93(3)с. – (Государственная итоговая аттестация).
Сергеев И.Н. ЕГЭ. Практикум по математике: подготовка к выполнению части 2/ И.Н. Сергеев, В.С. Панферов. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 111(1)с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
ЕГЭ 2015. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2/И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семенов, М.А. Семенова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2015. – 215,(1)с. (Серия «ЕГЭ. 30 вариантов. Типовые тестовые задания).
ЕГЭ 2015. Математика. 50 вариантов типовых тестовых заданий /И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, С.Е. Посицельский, А.В. Семенов, М.А. Семенова, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 246(2)с. (Серия «ЕГЭ. 50 вариантов. Типовые тестовые задания»)
ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. 10 вариантов типовых тестовых заданий / А.В. Забелин, С.Л. Крупецкий, В.Б. Некрасов, Е.А. Семенко, Н.А. Сопрунова, А.В. Хачатурян, И.А. Хованская, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 63, (1)с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)
ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий / А.В. Забелин, С.Л. Крупецкий, В.Б. Некрасов, Е.А. Семенко, Н.А. Сопрунова, А.В. Хачатурян, И.А. Хованская, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 167, (1)с. (Серия «ЕГЭ. 30 вариантов. Типовые тестовые задания»)
Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Захаров П.И. ЕГЭ 2015. Математика. 20 вариантов тестов. Тематическая рабочая тетрадь / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, П.И. Захаров. – Москва: МЦНМО, Издательство «Экзамен», 2015. – 303, (1)с. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь» )
ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. 10 вариантов типовых тестовых заданий / А.В. Забелин, С.Л. Крупецкий, В.Б. Некрасов, Е.А. Семенко, Н.А. Сопрунова, А.В. Хачатурян, И.А. Хованская, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 56 с. (Серия «ЕГЭ. ОФЦ. Типовые тестовые задания»)
ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. Типовые тестовые задания / А.В. Забелин, С.Л. Крупецкий, В.Б. Некрасов, Е.А. Семенко, Н.А. Сопрунова, А.В. Хачатурян, И.А. Хованская, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 95, (1) с. (Серия «ЕГЭ. ТРК. Типовые тестовые задания»)
ЕГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2015. – 272с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
Ященко. И.В. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. Все задания. Базовый и профильный уровни/ И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, А.В. Забелин, П.И. Захаров, С.Л. Крупецкий, В.Б. Некрасов, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, Е.А. Семенко, А.В. Семенов, В.А. Смирнов, Н.А. Сопрунова, А.В. Хачатурян, И.А. Хованская, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Издательство «Экзамен», 2015. – 687, (1)с. (Серия «Банк заданий ЕГЭ»)
Ященко И.В. и др. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2014 году. Методические указания/ Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Захаров П.И. – Москва: МЦНМО, 2014. – 240с.
Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.).
Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru/
http://statgrad.mioo.ru/
http://www.ege.edu.ru/
http://решуегэ.рф
Печатные пособия:
Комплекты таблиц:
- Алгебра и начала анализа. 10 класс (с CD-диском);
- Алгебра и начала анализа. 11 класс (с CD-диском);
- Алгебра. 7 – 11 классы (с CD-диском);
- Алгебра. Уравнения. Графическое решение уравнений (с CD-диском);
- Алгебра. Неравенства. Решение неравенств (с CD-диском);
- Алгебра. Функции и графики (с CD-диском);
- Алгебра. Производная и ее применение (с CD-диском);
- Математика. Тригонометрические функции (с CD-диском);
- Математика. Тригонометрические уравнения и неравенства (с CD-диском);
- Математика. Теория вероятностей и математическая статистика (с CD-диском);
- Комбинаторика (с CD-диском);
2. Портреты выдающихся деятелей математики.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Серия «Наглядная школа». Интерактивные учебные пособия «Наглядная математика»:
- «Уравнения и неравенства»;
- «Тригонометрические функции, уравнения и неравенства»;
- «Производная и ее применение»;
- «Графики функций».
Технические средства обучения:
Мультимедийный компьютер;
Мультимедиапроектор;
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование:
Доска магнитная;
Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольники, циркуль.
8