СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы «А» 1—11 классы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для спец мед группы для детей с заболеваниями ВСД.Б.А применятся в СОШ 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы «А» 1—11 классы»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №5» г. Саянска





Утверждена

приказом директора

от 29.08.2016 № 116-42-200ах











Рабочая программа по физической культуре

для учащихся специальной медицинской группы «А»

1—11 классы





Составитель

Костюкович М.Ю., учитель

физической культуры

МОУ «СОШ №5»

первой квалификационной

категории








Саянск, 2016






  Программа по физической культуре

для учащихся специальной медицинской группы «А». 1—11 классы

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа подготовлена на основании:

- программы для учащихся специальной медицинской группы общеобра­зовательных учреждений. 1 —11 кл. / авт. — сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. Допущенной Министерством образования Российской Федерации в качестве образовательной программы по физической культуре для учащихся 1—11 классов общеобразовательных учреждений

- письма МО и Н РФ от 30 мая 2012 г. N МД-583/19 о методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»

- с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся в основной школе по физической культуре.

- согласно Концепции структуры и содержания образования школьников в области физической культуры, учебным предметом образова­ния в основной школе является физкультурно-оз­доровительная деятельность спортивно-рекреаци­онной направленности. Содержательной основой данной деятельности является физическое совер­шенствование человека, которое осуществляется средствами спортивной подготовки, т. е. с преиму­щественным использованием упражнений из базо­вых видов спорта. В процессе овладения предмет­ным содержанием данной деятельности у учащих­ся основной школы совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мыш­ление, творчество и самостоятельность, интерес к своему здоровью.

В соответствии с указанной концепцией реализа­ция настоящей образовательной программы при­звана содействовать всестороннему и гармоничному физическому развитию учащихся специальной ме­дицинской группы, обеспечить сохранность и ук­репление их здоровья, расширить двигательный опыт, развить и закрепить интерес к самостоятель­ным формам занятий физическими упражнениями.

Содержание настоящей программы ориентиру­ется на решение следующих задач:

• укрепление здоровья, повышение функци­ональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей фи­зической подготовленности;

• обучение физическим упражнениям из совре­менных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формиро­вание индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений органи­зовывать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;

• повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры), а так­же формирование умений использовать их в усло­виях учебной деятельности, организации активно­го отдыха и досуга;

• освоение комплекса знаний о физической куль­туре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья, воспитанием волевых, нравст­венных и этических качеств личности.

Решение этих задач предполагает организацию целостной педагогической системы, объединяющей не только уроки физической культуры, но и такие важные формы занятий, как физкультурно-оздоро­вительные мероприятия в режиме учебного дня, за­нятия в группах лечебно-корригирующей гимнастики, оздоровительной аэробики, общей физиче­ской подготовки.

Разработанная на основе концепции образова­ния и Государственного стандарта общего среднего образования по физической культуре предлагаемая программа характеризуется следующими отличи­тельными особенностями:

• направленностью на реализацию принципа оз­доровительной направленности уроков физической культуры, достижение индивидуально ориентиро­ванного результата в укреплении здоровья, совер­шенствование физического развития и физической подготовленности за счет освоения комплексов уп­ражнений из современных оздоровительных сис­тем физического воспитания, овладение умениями использовать их при самостоятельных формах ор­ганизации активного отдыха и досуга;

• направленностью на реализацию принципа ва­риативности, задающего возможность образователь­ным учреждениям (учителям и методистам ЛФК) осуществлять формирование содержания учебного материала в соответствии с индивидуальными по­казаниями здоровья учащихся, их физического развития и физической подготовленности, возраст-но-половыми особенностями;

• направленностью на возрастные интересы и ценностные ориентации учащихся в физической культуре, активное участие их в учебной и соревно­вательной деятельности за счет расширения инди­видуального двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта;

• структурированностью учебного материала в соответствии с основными компонентами физкуль­турно-оздоровительной деятельности: «Основы зна­ний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операциональный компонент), «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые создают воз­можность использования в учебном процессе разнообразных активных форм обучения, содействую­щих развитию самостоятельности и творчества;

• логикой изложения содержания каждого из разделов программы, определяющей этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваивае­мых знаний в практические навыки и умения.

Структура и содержание настоящей програм­мы характеризуются преемственностью с програм­мой для учащихся начальной школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицин­ским группам. В соответствии с этим в программе выделяются те же основные разделы в распределе­нии учебного материала: «Основы знаний о физиче­ской культуре», «Способы деятельности» и «Физи­ческое совершенствование».

Содержание первого раздела («Основы знаний о физической культуре») разработано в соответст­вии с основными направлениями развития позна­вательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); зна­ния о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы деятельности» соотносится с представлениями о существе предметной деятель­ности и раскрывает основы ее содержания и органи­зации: планирование, регулирование и контроль. Этот раздел ориентирует деятельность учителя на развитие самостоятельности учащихся, привитие навыков и умений в выполнении комплексов уп­ражнений оздоровительной и корригирующей гим­настики, организации занятий оздоровительной направленности. Освоение предметного содержа­ния данного раздела в единстве с другими разде­лами настоящей программы позволяет учителю также успешно решать многие организационные и методические вопросы, непосредственно возникаю­щие в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры.

Примерное распределение

программного материала (в учебных часах)

Разделы и темы программного материала

1-11 кл

Основы знаний о физической культуре

1

Способы деятельности

1

Легкая атлетика


Гимнастика


Лыжная подготовка


Спортивные и подвижные игры



Итого:

35


41


12


12

 


102



(или те из них, которые не выполнены) могут быть перенесены на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации, т. е. при окончании основной ступени образования, учащиеся специ­альной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, обозначенных в настоящей программе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы знаний о физической культуре

Олимпийские игры, роль Пьера де Кубертена в их возрождении. История развития олимпийского движения в России. Успехи отечественных спорт­сменов на современных олимпийских играх.

Правила поведения и профилактика травматиз­ма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию, одежде и месту проведения заня­тий.

Способы деятельности

Комплексы упражнений для профилактики утом­ления в режиме учебного дня: комплексы физкульт­минуток и физкультпауз, гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Комплексы упражнений для коррекции осанки, телосложения, «подтягивания» отстающих в сво­ем развитии основных физических качеств.

Ведение дневника самонаблюдения за физиче­ским развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья (по показателям текущего са­мочувствия).

Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика

Упражнения с предметами: общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой, гимнастиче­ской скакалкой и гимнастическим обручем; упраж­нения на осанку с удержанием груза на голове, стоя на месте (движения руками и ногами с разной амп­литудой и направлением) и в движении без преодо­ления и с преодолением препятствий (перешагива­ние через гимнастическую палку и набивные мячи, передвижение по ровной и наклонной поверхности).

Упражнения с малыми мячами: подбрасывание и ловля мяча правой и левой рукой стоя на месте, с поворотами; подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой, стоя на месте и с поворотами; подбрасывание и ловля мяча с руки на руку, не сги­бая рук в локтях (броски и ловля кистями рук); бросок мяча в стену одной рукой и ловля его после отскока двумя и одной, после поворота кругом; бро­ски мяча в пол и ловля его с отскока поочередно правой и левой рукой, стоя на месте, с поворотами; бросок мяча вверх и ловля его двумя и одной рукой во время ходьбы; бросок мяча в пол и ловля его пос­ле отскока во время ходьбы.

Упражнения с небольшими набивными мячами: броски и ловля мяча двумя руками от груди, из-за головы, в парах и тройках (сидя, стоя на месте и при передвижении приставными шагами правым и левым боком); подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его стоя на месте и с поворотом кру­гом; броски мяча снизу двумя руками на даль­ность; бросок мяча снизу двумя и одной рукой в мишень, расположенную на полу.

Общеразвивающие упражнения у гимнастиче­ской стенки: держась за рейку, наклоны вперед и назад, в правую и левую сторону; держась за рейку, маховые движения ногами с максимально возмож­ной амплитудой движения; сгибание и разгибание рук стоя, опираясь на рейку гимнастической стенки.

Общеразвивающие упражнения на гимнастиче­ской скамейке: общеразвивающие упражнения, си­дя на скамейке верхом (движения головой, рука­ми, туловищем, ногами); сидя на скамейке, про­дольно с опорой сзади (спереди) поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног, продоль­ные и скрестные движения ногами (согнутыми в коленях и прямыми); прыжки через скамейку по­перек с опорой на руки.

Совершенствование техники: ранее разученные упражнения программного материала начальной школы.

Упражнения из ЛФК: комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендация­ми врача и методиста ЛФК (с учетом индивидуаль­ного состояния здоровья и характера протекания заболеваний).

Физическая подготовка

Гимнастика с основами акробатики: упражне­ния в ходьбе разными способами (на носках, с высо­ким подниманием колена, на прямых ногах); в раз­ных положениях (правым и левым боком, спиной вперед, в полуприседе и приседе); с разным направ­лением передвижения (прямо, «змейкой», по диаго­нали, противоходом); с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений (наклоны и поворо­ты туловища, с маховыми и круговыми движения­ми рук, с наклонами и поворотами головы).

Гимнастика с основами акробатики: акробати­ка — комбинации из ранее освоенных упражнений и движений; упражнения на гимнастических сна­рядах — комбинация на высоком гимнастическом бревне (девочки), включающая ранее разученные упражнения, танцевальные шаги и дополнительно включающая соскок из упора стоя на колене в стой­ку боком к бревну (девушки); комбинация на гим­настической перекладине, составленная из ранее разученных упражнений и дополнительно вклю­чающая стойку спиной к перекладине и вис, стоя сзади, согнувшись (юноши); комбинация на гимнас­тических брусьях, составленная из ранее освоенных упражнении с повышенной координационной слож­ностью и дополнительно включающая (с учетом ин­дивидуальных возможностей) движения из виса присев толчком ног в упор на нижнюю жердь, из ви­са присев на нижней жерди толчком ног в упор на верхнюю жердь; комбинация на гимнастических брусьях, составленная из ранее разученных упраж­нений с повышенной координационной сложностью и дополнительно включающая (с учетом индивиду­альных возможностей) махи в упоре на руках, сед с опорой на руки и разведением ног (юноши).


Упражнения в преодолении препятствий: ходь­ба по гимнастической скамейке (прямо, с поворота­ми, с выполнением упражнений в равновесии на правой и левой ноге, приставными шагами правым и левым боком, с переноской волейбольного или баскетбольного мяча; спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку (на горку матов); спры­гивание с горки матов с поворотом туловища впра­во и влево на 45°.

Упражнения в прыжках: одновременные и по­переменные прыжки через скакалку (на месте, с продвижением вперед); напрыгивание на гимнас­тический козел в ширину в упор, стоя на коленях, спрыгивание из упора присев.

Упражнения на гимнастических снарядах: низкая перекладина (брусья) — смешанные висы стоя, лежа, присев, с движением рук и ног (с отпус­канием правой левой руки, с поочередным отведе­нием ног в стороны и назад, с разведением ног впе­ред-назад, в стороны, поочередным и одновремен­ным сгибанием ног, подниманием ног, согнутых в коленях); низкое гимнастическое бревно — из поло­жения стоя на месте, повороты на 90 и 180°, пере­движение шагом с включением поворотов, упора присев, упражнений в равновесии на правой и ле­вой ноге, передвижение приставными шагами пра­вым и левым боком.

Лыжные гонки: попеременный двухшажный ход, повороты способом «полуплуг», подъемы способами «елочкой» и «лесенкой», торможение спо­собом «плуг», передвижение на лыжах по дистан­ции с равномерной скоростью (до 500 м). преодоление крутых спусков в низкой стойке; прохождение тренировочных дис­танций с чередованием ранее разученных лыжных ходов (юноши — 1 км; девушки — до 800 м).


 

  

Легкая атлетика: равномерный непродол­жительный бег, высокий старт с небольшим уско­рением в произвольном темпе, прыжок в длину с разбега способом согнув ноги, метание малого мя­ча с разбега на дальность и в цель, прикладные действия («ту­ристическая» ходьба, прыжки через препятствия, спрыгивание на точность приземления, подъемы и спуски бегом по пологому склону).


Спортивные и подвижные игры: технические действия без мя­ча и с мячом ( игры:пионербол баскетбол, футбол,п.игры: салки ,мяч ведущему,медведь во бору,кто лишний ).

спортивные игры (баскетбол, футбол, волей­бол) — технико-тактические действия с мячом и без мяча, игра по упрощенным правилам.


 

Комплексы общеразвивающих упражнений: комп­лексы утренней гимнастики и физкультминуток, упражнения на развитие основных физических ка­честв, упражнения на профилактику нарушения осанки.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставления:

• о правилах профилактики травматизма во вре­мя занятий физическими упражнениями на откры­тых спортивных площадках;

• о гигиенических требованиях к спортивному инвентарю, оборудованию и форме одежды;

• о правилах ведения дневника самонаблюдения. Уметь:

• выполнять комплексы упражнений на разви­тие дыхания (грудное, брюшное, смешанное);

• выполнять комплексы корригирующей гим­настики с учетом индивидуальных медицинских показаний;

• выполнять упражнения с малым набивным мя­чом;

• выполнять прыжок через гимнастическую ска­мейку с опорой на руки;

• выполнять комбинацию из передвижений на низком гимнастическом бревне.

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места; бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.

Упражнения с небольшими набивными мячами: комплексы общеразвивающих упражнений с на­бивным мячом; перекатывание набивного мяча но­гами стоя на месте (в парах, тройках, четверках); броски мяча снизу двумя руками в подвешенную мишень (гимнастический обруч); броски набивного мяча от правого и левого плеча в парах и тройках стоя на месте.

Упражнения на гимнастической стенке: лаза­ние с изменяющимся направлением передвижения (по прямой, вверх и вниз, по диагонали), передви­жение по горизонтали приставными шагами.

Общеразвивающие упражнения на гимнастиче­ской скамейке: подтягивание туловища из положе­ния лежа вдоль на животе.

Совершенствование техники: ранее разученные упражнения.

Упражнения из ЛФК: комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендация­ми врача и методиста ЛФК с учетом индивидуаль­ного состояния здоровья и характера протекания заболеваний.

 

Физическая подготовка

Гимнастика с основами акробатики1: группи­ровки, седы, перекаты в группировке; переворачи­вание на спину и обратно из положения лежа на животе; прыжки на месте с поворотами и продви­жением вперед (назад); упражнения с использова­нием ранее освоенных способов стилизованной ходьбы; стилизованно оформленные общеразви­вающие упражнения.

 

 

Упражнения в прыжках: прыжки по разметкам толчком одной и двумя ногами с продвижением вперед и в сторону; прыжки через скакалку с про­межуточным прыжком на двух и одной ноге, стоя на месте и с продвижением; прыжок на гимнасти­ческого «козла» в ширину в упор присев, соскок из упора присев (девочки); прыжок через гимнастиче­ского «козла» в ширину способом «ноги врозь» (мальчики).

Упражнения на гимнастических снарядах: уп­ражнения на гимнастическом бревне (девочки) — передвижения разными способами ходьбы с боль­шой амплитудой движений и поворотами, поочеред­ное равновесие на правой и левой ноге, в положе­нии стойка — круговые движения руками, соскок; упражнения на низкой перекладине (мальчики) — из виса присев упор на руках с последующим разве­дением и сведением ног, соскок с опорой на руку; упражнения на брусьях (девочки) — упор на ниж­ней жерди, с хватом за верхнюю жердь, седы про­дольно и поперек, переходы из одного седа в дру­гой, соскок с опорой о нижнюю жердь; мальчики — размахивания в упоре, сед в упоре сзади, соскок с опорой о жердь.

Лыжные гонки: подъем способом «елочка», про­хождение тренировочных дистанций в спокойном темпе с чередованием ранее разученных лыжных ходов (дистанции до 500 м), преодоление бугров и впадин.

Легкая атлетика: высокий старт с опорой на одну руку с последующим небольшим ускорением, прыжок в высоту с разбега способом «перешагива­ние», метание малого мяча по движущейся мише­ни (катящемуся баскетбольному мячу).

Спортивные игры: технические действия без мя­ча и с мячом (баскетбол, футбол, волейбол).

Совершенствование техники: ранее разученные упражнения.

Комплексы общеразвивающих упражнений: упражнения на избирательное развитие основных физических качеств, на профилактику нарушения осанки.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 5-9 класса специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставление:

• о правилах построения занятий корригирую­щей и оздоровительной гимнастикой;

• о правилах дозировки физической нагрузки по показателям функционального состояния организ­ма (по частоте сердечных сокращений и показани­ям текущего самочувствия).

Уметь:

• выполнять комплексы физических упражне­ний оздоровительной направленности для подгото­вительной и заключительной части занятий (на ос­нове индивидуальных медицинских показаний);

• выполнять лазание по гимнастической стенке с разным направлением движения (вверх, вниз, по диагонали);

• выполнять прыжки через скакалку с продви­жением вперед;

• выполнять прыжок в высоту с разбега способом « перешагивание ».

Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

выносливость — бег в спокойном темпе;

сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.

.

Гимнастика с основами акробатики: акробати­ка — комбинации из ранее освоенных упражнений и движений; упражнения на гимнастических сна­рядах — комбинация на высоком гимнастическом бревне (девочки), включающая ранее разученные упражнения, танцевальные шаги и дополнительно включающая соскок из упора стоя на колене в стой­ку боком к бревну (девушки); комбинация на гим­настической перекладине, составленная из ранее разученных упражнений и дополнительно вклю­чающая стойку спиной к перекладине и вис, стоя сзади, согнувшись (юноши); комбинация на гимнас­тических брусьях, составленная из ранее освоенных упражнении с повышенной координационной слож­ностью и дополнительно включающая (с учетом ин­дивидуальных возможностей) движения из виса присев толчком ног в упор на нижнюю жердь, из ви­са присев на нижней жерди толчком ног в упор на верхнюю жердь; комбинация на гимнастических брусьях, составленная из ранее разученных упраж­нений с повышенной координационной сложностью и дополнительно включающая (с учетом индивиду­альных возможностей) махи в упоре на руках, сед с опорой на руки и разведением ног (юноши).






  



























Организационно-методические основы преподавания физической культуры учащимся специальной медицинской группы

Учащиеся специальной медицинской группы (подгруппа А и подгруппа Б) занимаются физиче­ской культурой отдельно от остальных школьни­ков по специальной программе. Поэтому в сетку учебного расписания общеобразовательного учреж­дения включаются уроки физической культуры для этого контингента школьников. Из учащихся специальной медицинской группы формируют три учебных группы: первая группа — 7—11 лет, вто­рая группа — 12—14 лет и третья группа — 15—17 лет. Если число учащихся в учебной группе доста­точно большое, то группа может быть разделена на две подгруппы (не менее 14 школьников в каждой).

Уроки физической культуры для учащихся спе­циальной медицинской группы планируются после основных занятий из расчета два раза в неделю. Кроме того, учащиеся специальной медицинской группы посещают уроки физической культуры для остальных школьников. На этих занятиях они вы­полняют преимущественно упражнения корригирую­щей и дыхательной гимнастики, лечебной физиче­ской культуры, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, освоенного на уроках в специальных учебных группах.

Основной формой занятий с учащимися специ­альной медицинской группы являются уроки фи­зической культуры, содержание которых плани­руется в соответствии со специальной программой. По своей педагогической направленности эти уроки носят комплексный характер и включают в себя три структурные части: подготовительную, ос­новную и заключительную.

Подготовительная часть урока, в зависимости от возраста учащихся, может длиться от 7—8 до 12—14 мин. Определяя продолжительность этой части урока, необходимо руководствоваться тем, что период вырабатывания организма у младших школьников значительно короче, чем у старших. Следовательно, для достижения оптимального уровня работоспособности для старшеклассников необходимо выделять больший объем времени. Основным содержанием подготовительной части урока являются общеразвивающие упражнения, выполняемые в чередовании с дыхательными уп­ражнениями. Физическая нагрузка повышается постепенно, путем включения в работу все больше­го и большего количества мышечных групп и уве­личения количества повторений каждого упражне­ния. Не рекомендуется форсировать активность систем организма за счет включения в подготови­тельную часть уроков упражнений повышенной ин­тенсивности, т. е. выполняемых с большой скоро­стью и высоким темпом. Средняя частота сердечных сокращений (пульс), отражающая функциональную активность организма и особенности динамики его вырабатывания, должна нарастать постепенно и к окончанию подготовительной части достигать не бо­лее 140150 уд./мин.

Основная часть урока предусматривает решение его основных задач и структурно подразделяется в соответствии с их количеством, т. е. на несколько базовых фрагментов. Учитывая, что по своей педа­гогической направленности уроки физической культуры в специальной медицинской группе но­сят комплексный характер, в их основной части, как правило, выделяют три базовых фрагмента. Первый фрагмент связан с решением оздоровитель­ных задач, и его содержание соотносится с индивидуальными медицинскими показаниями занимаю­щихся (патологией). Второй фрагмент включает в себя задачи по обучению школьников новым уп­ражнениям и двигательным действиям. Он соотно­сится с программным содержанием. Третий фраг­мент соответствует задачам, связанным с развити­ем основных физических качеств. Его содержание подбирается прежде всего исходя из задач обеспе­чения физической готовности учащихся к осво­ению новых упражнений и двигательных действий. Планируя содержание каждого фрагмента ос­новной части, необходимо соблюдать определенную логику в последовательности решаемых задач. Так, при планировании первого фрагмента, следующего сразу же после подготовительной части урока, уча­щихся вначале обучают выполнению новых упраж­нений или комплексов упражнений с корриги­рующей направленностью. Объясняют способы контроля за физической нагрузкой и определяют ее индивидуальную дозировку в зависимости от меди­цинских показаний. Затем учащиеся приступают к выполнению учебных заданий, которые состоят из ранее освоенных и индивидуально подобранных упражнений и комплексов. При этом школьники на основе приобретенных знаний и освоенных спо­собов деятельности самостоятельно осуществляют регулирование величины нагрузки и времени отды­ха между упражнениями. Если же на уроке не пла­нируется обучение новым упражнениям, то сразу же после подготовительной части учащиеся при­ступают к выполнению индивидуальных учебных заданий с корригирующей направленностью. Во втором базовом фрагменте основной части выпол­нение учебных задач планируется в следующей последовательности: задачи начального обучения, задачи углубленного разучивания, задачи совер­шенствования. Если урочным план-графиком на данном конкретном уроке не предусматривается, например, решение задач углубленного разучива­ния, то последовательность деятельности выстраивается следующим образом: задачи начального обучения, задачи совершенствования. В третьем фрагменте, предусматривающем развитие основ­ных физических качеств, также соблюдается опре­деленная логика в последовательности планирова­ния учебных задач: развитие координации; разви­тие быстроты; развитие гибкости; развитие силы; развитие выносливости. Используемые для разви­тия этих качеств физические упражнения должны быть хорошо освоены учащимися и выполняться ими при условии самостоятельного контроля за ве­личиной физической нагрузки. При этом учитель наблюдает за учащимися, контролирует их функ­циональное состояние по внешним признакам и выборочным показаниям частоты сердечных сокра­щений. Так, в соответствии с рекомендациями С. В. Хрущева для учащихся подгруппы А трени­ровочный режим нагрузки колеблется в среднем от 140 до 150 уд./мин, а для учащихся подгруппы Б — от 125 до 140 уд./мин. По окончании основной час­ти урока, учитель может проконтролировать интег­ральную физическую нагрузку, т. е. нагрузку, ко­торую оказал урок физической культуры в целом на организм школьников. Для этой цели рекомен­дуется использовать пробу Мартине, которая про­водится следующим образом:

1. После небольшого отдыха (1—2 мин) у школь­ника в положении сидя подсчитывается пульс (час­тота сердечных сокращений) за 15 с и полученный результат приводится к одной минуте (например, 20 ударов х 4 = 80 уд./мин).

2. Затем ученику предлагается выполнить 20 при­седаний в спокойном темпе (например, за 30 с) с вынесением прямых рук вперед при каждом при­седании.

3. После выполнения пробы в течение 15 с вновь подсчитывается пульс и полученная величина при­водится к одной минуте. Если величина частоты сердечных сокращений находится в диапазоне от 20 до 30% от исходной, то интегральная нагрузка является оптимальной, ниже 20% — малоэффек­тивной, от 31 до 50% — высокой, от 51 до 75% — чрезмерной и свыше 75% — запредельной.

Выборочное проведение подобных процедур яв­ляется необходимым условием для внесения изме­нений в содержание основной и заключительной части последующих уроков.

В заключительной части урока, длительность которой определяется исходя из интегральной фи­зической нагрузки (от 5 до 7 мин), выполняются восстановительные упражнения, а также предус­матривается время на объяснение домашнего зада­ния. В качестве восстановительных используются упражнения на расслабление и внимание, спокойная ходьба с выполнением дыхательных и общеразвивающих упражнений. Объяснение домашних зада­ний производится в сочетании их с демонстрацией и последующим выполнением учащимися. Напри­мер, в качестве домашнего задания дается комп­лекс упражнений на гибкость. Учитель, объясняя, показывает его и затем вновь выполняет вместе с учащимися. Если есть необходимость, учитель осуществляет индивидуальную коррекцию предла­гаемого задания.

 









 

ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Степени утомления

Небольшое.

I степень

Значительное.

II степень

Очень большое.

III степень

Признаки

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Неравномерное покраснение, бледность или синюность

Потливость

Пот на лице, шее, ступнях

Пот в области плечевого пояса и туловища

Появление налета соли на одежде и висках

Дыхание

Учащение дыхания, при сохранении относительной его глубины

Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью

Дыхание поверхностное, неритмичное

Движения

Бодрые, хорошо скоординированные

Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным и временным характеристикам

Вялые, с опущенными плечами, с существенным нарушением координации

Внимание

Концентрированное на заданиях учителя

Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий

Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку

Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту