СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе программы курса «Русская литература 19-20 веков» (10-11 классы общеобразовательных учреждений)\В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский.-М.: Дрофа,2012, которая предусматривает 102 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 11 классе согласно Базисному учебному плану выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю),согласно обязательного минимума содержания основного общего образова­ния по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998 № 1236), с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 108), проекта стандарта регионального компонента основного образования по литературе.

         Настоящая программа по русскому языку адресована Муниципальному общеобразовательному учреждению лицей №5 , 11классу учащихся.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

3. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Концепция модернизации образовательной политики РФ.

4. Агеносов В.В. Русская литература 19-20 веков. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/В.В. Агеносов, А.Н.Архангельский. – М.; Дрофа,2012.Прграмма по литературе. Региональный компонент. Авторы: В.Б.Небратенко,Г.Ф.Саенко, В.Д.Яцык.МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону»,МОУ Методический центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000.

6. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету

« Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. №1236).

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования ( Приказ МО РФ от 05.03.2004 №108).

8. Проект стандарта регионального компонента основного общего образования по литературе. МО Ростовской области.

 

  Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.


 

Компетенции

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 



Региональный компонент

знать

-литературу донских писателей с позиций духовно-нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирования культуры чувств, с учетом культуры родного края;

-своеобразие выразительного и меткого языка донской литературы, народно -поэтического наследия Дона.

уметь

-читать осмысленно и выразительно поэтические и прозаические произведения писателей Дона;

-находить и самостоятельно читать книги по истории Донского края,

о культурных традициях населения Дона – донских казаков;

составлять отзыв о прочитанном произведении;

-находить в словарях Донских говоров значения диалектных слов и выражений;

-воспринимать и чувствовать настроение автора и понимать поэтическое слово как средство выражения чувств автора;

-осмысливать общечеловеческие ценности.


 Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля является работа в формате ЕГЭ, сочинение, задание с развернутым ответом на вопрос.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, развернутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.

Планируемые результаты


Изучение литературы в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- представление о литературе как сфере чело­веческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимо­сти для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;

- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию;

в метапредметном направлении:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;


3) в предметном направлении:

- умение работать с художественным текстом (анализиро­вать, извлекать необходимую информацию), грамотно приме­нять литературоведческую терминологию;

- понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;


Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов.

должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

должны уметь: ­­­

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;



Содержания учебного предмета.


Наименование разделов.

Раздел

Кол-во

час

1.

Введение.Русская литература конца 19- начала 20 века (1890-1917)

21ч.

2.

Литературный процесс 20-х годов

25ч.

3.

Русский исторический роман 20-30 годов

16ч.

4.

Литературный процесс 30-50-х годов

24ч.

5.

Литературный процесс 60-х годов

9ч.

6.

Проза 50-70 годов о Великой Отечественной войне.

Художественные поиски и традиции в современной литературе

7ч.



Итого:102ч.


Характеристика основного содержания курса.



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА первой половины XX ВЕКА.

И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА первой половины XX ВЕКА

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.

Стиль.


Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений. Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.

Стиль.


Проза первой половины 20 века

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Отражение в литературе «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Литературная критика.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА второй половины ХХ ВЕКА. Обзор литературы последнего десятилетия

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА второй половины XX ВЕКА

Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Литературная критика.




Формы организации учебных занятий.

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.

В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

Уроки внеклассного чтения.

Основные виды учебной деятельности

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров:

-выразительное чтение;

-различные виды пересказа;

-заучивание наизусть стихотворных текстов;

-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

-анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

-подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Основные теоретико - литературные понятия:

-художественная литература как искусство слова;

-художественный образ;

-содержание и форма;

-художественный вымысел. Фантастика;

-историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

-литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

-авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

-деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм;

-трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Стиль;

-проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа;

-литературная критика.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, развитие культуры устной и письменной речи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевых компетенций:

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

- сравнение сопоставление, классификация;

- подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Перечень контрольных работ.


№ урока

Раздел

Тема урока

Вид контроля

3

Введение. Русская литература конца 19-нач.20 века

Стартовая диагностика

тест

5


К.р. по творчеству А.Блока

сочинение

13


К.р. по пьесе М.Горького «На дне»

тест

21


К.р. по творчеству И.А.Бунина

сочинение

28

Литературный процесс 20-х годов

К.р. по творчеству С.А.Есенина

сочинение

45


К.р. по творчеству М.И.Цветаевой

сочинение

58

Русский исторический роман 20-30 годов

К.р. по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

сочинение

73

Литературный процесс 30-50 годов

К.р. по творчеству А.П.Платонова

сочинение

82


К.Р. по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

сочинение

86


К.р. Анализ поэтического текста по творчеству Б.Л.Пастернак

сочинение

97

Проза 50-70 годов о ВО войне

К.р. «Тема ВОв в литературе 50-70-х годов»

защита проекта

100

Художественный поиск и традиции в современной литературе

К.р. по теме: «Авторская песня»

Защита проекта



ИТОГО: 12



Перечень проверочных работ.


№ урока

Тема

Вид контроля

8

А.И.Куприн. Очерк жизни. Тема любви в повести «Гранатовый браслет»


Тест

11

Пьеса «На дне». Основной конфликт пьесы.


Тест

22

Литература 20-х годов


Мини-проект

24

Основные направления модернизма.


Чтение наиз

26

С.А.Есенин. Мир человека и мир природы в лирике.


Анализ+наиз

38

Ахматова. Трагический путь женщины-поэта


Чтение наизусть

43

М.И.Цветаева. Судьба и творчество.


Чтение наизусть

50

М.А.Булгаков. Судьба писателя. История создания и жанровые особенности романа «Мастер и Маргарита»


Тест

63

Литературный процесс 30-50-х годов

Защита проекта

76

М.А.Шолохов Судьба писателя. «Тихий Дон» история написания, жанровое своеобразие


Тест

89

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

Тест

99

Художественные поиски и традициив современной поэзии


Защита проекта




Тематическое планирование. Литература 11 класс 3 ч (102 ч)

урока



Раздел и темы урока

Основные виды деятельности ученика на уроке, характеристика основных видов деятельности на уровне УУД

Кол-во часов

Дата проведения урока


Введение. Русская литература конца 19 - начала 20 века 1890-1917г.г



17ч+

4К\Р= 21ч


1

1.Основные тенденции развития русской литературы на рубеже веков(1890-1917)

К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов,

И. Ф. Анненский

Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб,

А. Белый

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.


2


2.А.Блок. Очерк жизни.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



3


3.Стартовая диагностика. Лирика Блока как «трилогия вочеловечения».


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



4







4.Эволюция лирического героя.







Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.










5






5.К.р.Россия в лирике А.Блока

Сочинение





Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.









6




6.Поэма «Двенадцать» Ее идейное и художественное своеобразие.


Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.








7

7. .Поэма «Двенадцать» Ее идейное и художественное своеобразие.



Определять контрастность и дисгармония как основы стиля по­эмы. Мотив пути как композиционный стержень про­изведения. Образы-эмблемы в поэме. Шум крушения мира в мелодике и ритмике поэмы.

Развитие представлений о метафоре (ассоциативная метафора); понятие симво­ла; расширение представлений о ритмике; дольник.







8



8.А.И.Куприн. Очерк жизни. Тема любви в повести «Гранатовый браслет»

Аналитическое выборочное чтение/дискуссия/сопоставительный анализ, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта





9

9.Повесть «Гранатовый браслет»

Определять своеобразие сюжета повести. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения




10




10.М.Горький. Очерк жизни. Романтизм ранних рассказов.

«Во что веришь, то и есть»

М. Горький

Аналитическое выборочное чтение/дискуссия/сопоставительный

анализ . Подготовка рефератов, докладов





11






11.Пьеса «На дне». Основной конфликт пьесы.



Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта









12






12.М.Горький. Идейное своеобразие романа «Мать» (обзор)

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.









13

13.К.р. по пьесе «На дне»

Контроль навыка анализа драматического произведения. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.





14


14.Л.Андреев. Очерк жизни.


Аналитическое выборочное чтение/дискуссия/сопоставительный анализ. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.




15

15.Рассказ «Большой шлем» и его своеобразие



Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.




16





16.И.А.Бунин. Личность писателя. Тема любви

в рассказе «Темные аллеи»



Аналитическое выборочное чтение/сопоставительный анализ.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов







17




17.Роль хронотопа в понимании рассказа «Холодная осень»



Понимать художествен­ный мир писателя. Определять проблематику, эстетические принципы, основные мотивы творчества. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта







18






18.Контраст как средство раскрытия идейного содержания в рассказе «Господин из Сан-Франциско»



Осознанное, творческое чтение рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Чис­тый понедельник». Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.








19









19.Контраст как средство раскрытия идейного содержания в рассказе «Чистый понедельник».





Определять социальную и экзистенциальную проблематику: от кризиса «дворянских гнезд» («Антоновские ябло­ки») — к кризису человеческой цивилизации («Гос­подин из Сан-Франциско»). Социальный пессимизм писателя.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.











20



20.Пространственная и временная организация рассказа.


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента





21

21.К.р.Сочинение «Социальная и экзистенциальная проблематика: от кризиса «дворянских гнезд» («Антоновские ябло­ки») — к кризису человеческой цивилизации («Гос­подин из Сан-Франциско»).»

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.





Литературный процесс 20-х годов

23ч+ 2 К.р.=

25 часов


22





1. Литература 20-х годов



Понимать: формы литературной жизни. Литературные груп­пировки и журналы. Литературные направления: ре­ализм и неореализм, социалистический реализм, мо­дернизм. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
















23










2.Основные направления

модернизма.









Понимать: серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.Определять истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами.


24











3. Основные направления

модернизма.










Понимать конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. Знать: «Старшие символисты», истоки акмеизма. Анализировать программу акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.













25

4Основные направления

модернизма.




Определять пафос и проблематику манифестов футуристов. Анализ звуковых и графических экспериментов футуристов. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Подготовка рефератов, докладов



26



5.С.А.Есенин. Мир человека и мир природы в лирике.


Заучивание наизусть стихотворных текстов. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.






27




6.С.А.Есенин. Мир человека и мир природы в лирике.


Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.









28








7.К.р.Сочинение «Образ Родины

в творчестве Есенина»

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения











29

8.Поэма «Анна Снегина» и ее идейное содержание

Выразительное чтение. Знать: эволюция лирического героя поэта. Определять народно-пе­сенную основу лирики Есенина. Самобытность инто­нации и образного строя. Символику цвета.


30






9.В.Маяковский. Лирика дооктябрьского периода.


Понимать: противоречивость личности и творчества поэта. Основные этапы творческого пути. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.









31





10.Поэтическое новаторство В.Маяковского



Определять поэтическое новаторство Маяковского: обновление поэтической лексики, приемы развернутой и реализо­ванной метафоры, новизна ритмико-интонационного строя. Выразительное чтение.










32





11.Поэма «Облако в штанах». Трагическое мироощущение лирического героя. Своеобразие любовной лирики.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта

Понимать: социальный критицизм и интимно-лирическое начало в поэме «Облако в штанах». Трагическое мироощущение ли­рического героя поэмы.

.


33





12.Маяковский о назначении поэта в революционной действительности Поэма «Во весь голос»


Понимать: «Штурм социалистического рая» в лирике револю­ционных и послереволюционных лет. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта


34

13.Особенности сатиры Маяковского



Определять своеобразие любовной лирики и сатиры Мая­ковского. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



35




14.Е.И.Замятин. Своеобразие личности и художественного мира писателя. Метафоричность рассказа «Пещера»


Определять своеобразие личности и художественного мира Е. Замятина. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта







36







15.Рассказ «Пещера»




Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.










37

16.Роман-антиутопия «Мы»



Осознанное, творческое чтение. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта



38



17.Ахматова. Трагический путь женщины-поэта


Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта




39



18.Изображение женской судьбы и психологии в поэзии


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.




40



19.Гражданский пафос лирики Ахматовой


Заучивание наизусть. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.





41






20.Поэма «Реквием» Идейное и художественное своеобразие




Понимать: Соеди­нение обыденной детали с глубиной чувств лири­ческой героини. Исторические или литературные герои, друзья-современники в произведениях Ахма­товой. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.








42

21 Поэма «Реквием» Идейное и художественное своеобразие


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



43



22.М.И.Цветаева. Судьба и творчество.


Заучивание наизусть. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов.





44







23.Романтическая основа лирики.




Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов Краски, ритмика, лексика, характер лирической ге­роини юношеских стихов. Понимать: Эволюция цветаевской поэ­тики («Версты»). Трагедийное звучание «Лебединого стана». Фольклорные мотивы в лирике Цветаевой.









45





24.К.р.Гражданские мотивы лирики. Сочинение


Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Осознавать остроту конфликта с миром в стихах периода эмигра­ции. «Безмерность в жире мер». Мифотворчество Цве­таевой. Миф о поэте. Поэт и время. Своеобразие лири­ческой героини.






46



25.Экспрессивность поэтического стиля. Особенности цветаевской ритмики

Понимать экспрессивность поэтического сти­ля. Особенности цветаевской ритмики. Выразительное чтение. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.





Русский исторический роман 20-30-х годов

15ч+ К.р.1=

16 час


47

1.Концепция человека и истории в романах советских писателей. А. Толстой

«Петр Первый»

М. Алданова «Святая Елена, маленький ост­ров».

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.



48





2.Своеобразие исторической прозы Ю.Тынянова. Рассказ «Подпоручик Киже»

Понимать своеобразие исторической прозы Ю. Тынянова. Понимание истории и проблема соединения докумен­та и вымысла. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


49

3. Своеобразие исторической прозы роман «Пушкин» (обзор).

Определять жанр исторического романа в XX веке. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов


50







4.М.А.Булгаков. Судьба писателя. История создания и жанровые особенности романа «Мастер и Маргарита»

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов.Знать: Творческий путь писателя. Социально-историческое и философское в повести «Собачье сердце». Философско-этическая проблематика романа «Мастер и Маргарита».












51



5.Ершалаимские главы в контексте романа.


Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта



52


6.Ершалаимские главы в контексте романа.

Акцентное вычитывание. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



53



7.Сатирическое изображение Москвы 20-х годов.

Определять особенности сатиры в романе. Своеобразие и роль фантастики в романе. Тема судьбы и личной ответственности в романе. Судьба художника.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента






54



8.Сатирическое изображение Москвы 20-х годов

Аналитическое выборочное чтение/дискуссия/

сопоставительный анализ. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента






55



9.Конфликт творческой личности и системы


Понимать лири­ческое начало в романе. Бессмертие любви и творчест­ва. Экзистенциальная проблематика романа. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.





56



10.Мастер и Маргарита. История Любви.


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Участие в дискуссии «Бессмертие любви и творчест­ва. Экзистенциальная проблематика романа»





57



11.Роль эпилога в контексте романа.


Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента




58

12.К.р. по роману М.А.Булгакова

Контроль навыка анализа прозаического произведения. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



59





13.И.С.Шмелев.Роман «Лето господне» .Рассказ «Рождество». Особенности поэтики писателя.

Определять нравственно-философскую линию в литературе рус­ского зарубежья.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.








60





14.И.С.Шмелев.

Роман «Лето господне».Рассказ «Рождество». Особенности поэтики писателя


Сопоставлять образы людей из народа. Своеобразие языка (соче­тание народной, библейской и литературной лек­сики). Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.












61

15.Рассказы «Мартын и Кинга», «Небывалый обед» и их нравстенно-философская основа.



Наблюдать за изображением русского национального харак­тера в рассказах. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.







62






16.Г.Иванов. Эволюция творчества.

«Оттого и томит меня шорох травы..», «Грустно, друг...», «Россия счастие. Россия свет...», «Ликование вечной блаженной весны...», «Поговори со мной еще немного...»

Комментированное чтение.Понимать: Г. Иванов и поэты «парижской ноты». Новатор­ство художественных решений. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.





Литературный процесс 30—50-х годов

21ч+

К.р.3=

24часа


63

1.Литературный процесс 30-50-х годов.

Н. Островский «Как закалялась сталь» .

А. Макаренко «Педагогическая поэма».М. Шолохов «Поднятая целина».

И. Ильф и Е. Петров «Две­надцать стульев», «Золотой теленок»и др.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов



64

2.Основные этапы творчества О.Э.Мандельштама

Выразительное чтение. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения


65




3.М.М.Пришвин. Очерк жизни и творчества.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов





66

4.Тема природы и человека в поэма «Фацелия»

«В краю непуганых птиц»,

«За волшеб­ным колобком»,

«Черный араб».

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.Понимать: Становление философской концепции творческой личности, находящейся во внутренней гармонии смиром, в романе «Кащеева цепь» и повести «Журав­линая родина». Художественное воплощение пробле­мы смысла жизни в повести «Жень-шень». Решение темы любви в поэме в прозе «Фацелия» и в посмертно изданной книге «Мы с тобой». Соединение филосо­фии, лирики и наблюдений ученого-натуралиста в дневниковых книгах «Лесная капель», «Глаза зем­ли»


67






5.В.В.Набоков. Творческий путь писателя. Антифашистская направленность рассказа «Озеро, облако, башня»

Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Осознанное, творческое чтение.








68

6.Роман «Приглашение на казнь» заменен:

рассказ «Облако, озеро, башня»

Осознанное, творческое чтение.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.



69








7.А.Т.Твардовский. Человек и поэт.





Аналитическое выборочное чтение/дискуссия/сопоставительный анализ, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта .









70






8.«Василий Теркин». Идейное и художественное своеобразие поэмы.


Выразительное чтение. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.










71

9.«По праву памяти»

Автобиографизм и историческое обобщение в поэме.

Поэмы «Василий Теркин»

«Страна Муравия»

«За далью даль»

«По праву памяти»




Акцентное вычитывание.

Осознавать проблему соотношения автора и героя. Определять жанр поэмы.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.











72





10.А.П.Платонов. Очерк жизни.

Рассказ «Усомнившийся Макар».


Аналитическое выборочное чтение/дискуссия/

сопоставительный анализ .Понимать своеобразие художественного мира писателя. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.










73






11.Особенности художественного мира писателя. К.р.Сочинение«Символика в повести

Платонова

Понимать ос­новные лейтмотивы платоновской прозы: мотив доро­ги, мотив сиротства, мотив смерти, тоска по абсолю­ту; образ странника. Символика в произведениях писателя. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.












74






12.Повесть «Котлован».

Идейное содержание.





Понимать своеобразие художественного пространства повестей. Самозабвенный поиск истины, смысла всего сущего героями Платонова. Осмысление революции и послереволюционной эпохи в прозе Пла­тонова.








75


13.Повесть «Котлован. Идейное содержание.

Рассказ «Сокровенный человек» заменен :

рассказ «Усомнившийся Макар»

повесть «Котлован



Понимать философскую глубину произведений. Принципы создания портрета и пейзажа. Символика в произведениях писателя. Стилевая неповторимость прозы Платонова. Язык Платонова: истоки и важней­шие законы. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



76






14.М.А.Шолохов Судьба писателя. «Тихий Дон» история написания, жанровое своеобразие



Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Подготовка рефератов, докладов







77



15.Система образов романа (1гл.1ч.)


Осознавать духовный мир донского ка­зачества в романе. Анализ системы персонажей романа. Подготовка рефератов, докладов





78




16.Колорит казачьего уклада жизни


Оценивать « мысль семейную» в романе. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.







79



17.Первая мировая война в изображении Шолохова.


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.





80



18.Григорий Мелехов на войне.


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.






81






19.Гражданская война в изображении Шолохова.




Осознавать конкретно-исто­рическое и общечеловеческое в романе. Мастерство Шолохова-художника. Функции портрета, пейзажа, массовых сцен в романе. Определять драматургические1*принци­пы в эпическом произведении. Своеобразие языковой манеры Шолохова.







82



20.К.р.Сочинение «Трагедия Григория Мелехова.»


Анализировать :Сюжетно-композиционная много­плановость «Тихого Дона». Своеобразие жанра рома­на-эпопеи в творчестве Шолохова.





83

21.Рассказ «Судьба человека». Трагическое описание войны

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



84





22.Б.Л.Пастернак. Особенности мироощущения поэта.



Проектная деятельность Понимать особенности мироощущения поэта. Сила и интен­сивность контакта лирического героя с миром. Мгно­венье и вечность, быт и мироздание в поэзии Пастер­нака. Художник и время.






85





23.Роман «Доктор Живаго» и стихи Юрия Живаго. Своеобразие оценки исторических событий.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.









86


24.К.р.Анализ поэтического текста

«Метель», «Весна», и др


Контроль навыка анализа поэтического произведения

Понимать: Своеобразие метафоры Пастернака. Роль пред­метной детали в его поэзии. Мастерство звукописи.





Литературный процесс 60-х годов

9 часов


87

1.Литературный процесс 60-х годов.




Проектная деятельность. Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру. Понимать: Активизация общественной и литературной жизни в стране в 50-е годы в связи со смертью И. В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии, период т. н. оттепели.



88







2.А.И.Солженицын.

Судьба писателя.






Проектная деятельность. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.









89





3.«Один день Ивана Денисовича». Проблема отношений человека и власти.


Участие в дискуссии «Изобра­жение «системы» тоталитаризма и репрессий. Иван Денисович как тип русского национального характе­ра. Сюжетные и композиционные особенности.»








90





4.«Один день Ивана Денисовича». Проблема отношений человека и власти.



Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Комментированное чтение.








91






5.«Матренин двор».

Образ праведницы и «паразитов несочувственных»






Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Понимать смысл первоначально­го заголовка «Не стоит село без праведника». Правед­ница Матрена и традиции житийной литературы. Понимать: «Матренин двор» и «деревен­ская проза» 1960—1970-х годов.













92


6.Главы из романа «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор)

Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру

Осознавать проблему жизни и смерти, выбора и ответствен­ности в романистике писателя Автобиографичность и художественный вымысел. Реализм и символика. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.




93

7.В.Г.Распутин

«Прощание с Матерой». Проблема памяти и беспамятства.


Понимать: Своеобразие художественного простран­ства повести. Роль символики. Традиции русской классики в прозе В. Распутина. Языковое мастерство писателя. Проза Распутина как высший этап «деревенской прозы». Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру


94

8.Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». Бытовой, нравственный и социальный смысл названия повести.

Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.


95

9.Ф.Искандер. Нравственно-философский смысл рассказа «Широколобый»

Рассказ «Колченогий» заменен на рассказ «Широколобый»

Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.




Проза 50-70 годов о Великой Отечественной войне

5ч +К.р.2= 7час


96





1.Тема Великой Отечественной войны в литературе 50-70-х годов


Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.






97








2.К.р.Защита проекта «Тема Великой Отечественной войны в литературе 50-70-х годов»



Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.



98


3.«Окопная правда» в повести К.Д.Воробьева «Мы убиты под Москвой».

С. С. Смирнов. «Брест­ская крепость».

А. М. Адамович и Д. А. Гранин. «Блокадная книга»

«Живые и мертвые» К. М. Симонов «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана.

Ю. В. Бондарев «Горячий снег»

Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие...».

В. В. Быков. Повесть «Сотни­ков». В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка».


Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Различные виды пересказа.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.



99

4.Художественные поиски и традиции

в современной поэзии


Л.Н.Мартынов

Д.С.Самойлов

Б.А.Слуцкий

Б.А.Чичибабин

А. А. Вознесенский, Б. А. Евтушенко, Р. И. Рожде­ственский,

Б. А. Ахмадулина,

Б. Ш. Окуджавы.

Н.М.Рубцов

Понимать: Многообразие стилей и поэтических школ - ос­новная черта современной поэзии. Проблема тради­ции в поэзии последних десятилетий XX века.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.


100

5.К.р. Защита проекта «Авторская песня.»


В. С. Высоцкий Б.Ш.Окуджава

А.Галич

Проектная деятельность

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.



101

6.И.А.Бродский. Своеобразие поэтического мира поэта.

«Стансы», «Пилигримы», , «Я ро­дился и вырос...»и тд

Аналитическое выборочное чтение/дискуссия/

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.


1 ч


102

7.Современная русская драматургия

(обзорное изучение)

Многообразие жанрово-стилевых исканий в 60-90-е годы.

Н. Арбузов ,В. С. Розов ,А. В.Вампилов,

А.Галина ,

Л. С. Петрушевская

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.


1 ч





СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания МО Заместитель директора по НМР

учителей_________________ Грошева А.А.______________

_________________________ .08.2016г.

МБОУ лицея №5

от_______________________

руководитель МО -_________

ФИО_____________________