© 2022, учителя сайт иностранных языков 540 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 42»
«Рассмотрено»
на заседании методобъединения протокол № 1 от «27»августа 2020г. Руководитель МО ________/Л.Ф. Тихонова
| «Согласовано»
Зам. директора по УР __________/И.И. Сергеева/ «28» августа 2020 г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ «СШ № 42» ___________ /Г.А. Гасымова/ Протокол педсовета №1 от « 31» августа 2018 г. Приказ № 513 от «31» августа 2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет, класс Немецкий язык 6 г, е классы
Учебный год - 2020-2021
Учитель Митриковская Л.В.
Нижневартовск, 2020
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 20
Рабочая программа по немецкому языку для 6-х классов составлена в соответствии документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Авторская программа « Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты 5-9 кл. авт.М.М. Аверин, Е.Ю.Гуцалюк, Е.Р.Харченко М., Просвещение, 2012 »
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 254 от 20.05.2020 г.;
6) Учебный план МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 уч. год.
Обучение немецкому языку как второму иностранному в 6 классе осуществляется по УМК М.М. Аверина и др. «Горизонты», который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по иностранным языкам, предназначен для изучения немецкого языка как второго иностранного после английского и ориентирован на европейские уровни языковых компетенций.
Изучение второго иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности еѐ составляющих,а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной;
развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала изучаемого иностранного языка.
Развивающие и воспитательные задачи:
способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребѐнка;
развивать его память и воображение;
создавать условия для творческого развития ребѐнка;
прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
создавать ситуации для самореализации личности ребѐнка;
воспитывать в ребѐнке самоуважение;
воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
способствовать формированию чувства «успешности»;
учить ставить перед собой цели в изучении предмета и достигать их;
развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенности жизни стран изучаемого языка;
раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
_ освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
_ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
_ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
_ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
_ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гума-
нистических и демократических ценностных ориентаций;
_ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
_ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
_ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
_ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
_ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
_ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
_ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
_ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
_ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
_ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
_ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
_ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
_ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности;
_ владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
_ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
_ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по второму иностранному языку состоят в следующем:
А. В коммуникативной сфере (т. е. владении вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
_ умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
_ умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
_ рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
_ сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
_ описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, даватькраткую характеристику персонажей;
аудирование:
_ воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
_ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- ивидеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
_ воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации;
чтение:
_ читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
_ читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного пере вода,
языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
_ читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь:
_ заполнять анкеты и формуляры;
_ писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевогоэтикета, принятых в странах изучаемого языка;
_ составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
_ применение правил написания изученных слов;
_ адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
_ соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
_ распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
_ знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
_ понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
_ распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
_ знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/ родного языков.
Социокультурная компетенция:
_ знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
_ распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
_ знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
_ знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
_ понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
_ представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
_ представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция:
_ умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
_ умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
_ владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
_ умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
_ готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
_ умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
_ владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
_ представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
_ представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
_ приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
_ достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
_ владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
_ стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
_ развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере:
_ умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
_ стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
В курсе немецкого языка можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
социокультурная осведомленность и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Предметное содержание речи
Учебник содержит 7 глав, 2 главы для повторения — «Маленькая перемена» и «Большая перемена», страноведческий блок о России, немецко-русский словарь:
Глава 1. Мой дом/Mein Zuhause
Глава 2. Этовкусно/Das schmeckt gut
Глава 3. Моё свободное время/Meine Freizeit
Маленькая перемена/Kleine Pause
Глава 4. Смотрится отлично/Das sieht gut aus
Глава 5. Вечеринки/Partys
Глава 6. Мой город/Meine Stadt
Глава 7. Каникулы/Ferien
Большая перемена/Große Pause
*LANDESKUNDE|RU (Страноведение России для учащихся)
Немецко-русский словарь/Deutsch-russisches Wörterbuch
Каждая глава — это новая лексическая тема. Она имеет 9-10 уроков, последние из них запланированы для проведения диктантов, выполнения контрольных заданий и заданий языкового портфеля, возможных индивидуальных бесед по портфолио. Но так как на немецкий язык выделен 1 учебный час, то на каждую тему отводится 45 урока. Каждая глава (Einheit) начинается титульной страницей, которая способствует введению учащихся в тему. Знакомство с новой лексикой со зрительной опорой настраивает учащихся на предстоящую работу и используется учителем на первом занятии по этой теме. Кроме того, учитель может использовать эту страницу при повторении лексического и грамматического материала на заключительных уроках.
На страницах одной главы представлены задания по формированию и развитию навыков устной и письменной речи, аудированию, чтению. Большое количество заданий направлено на работу над произносительной стороной речи. Каждое задание имеет указания по выполнению на немецком языке. Задания с аудиозаписями имеют указания на номер трека. Рубрика Das lernst du/Ты научишься, как элемент портфолио, нацеливает учащихся на прогнозирование будущих умений, навыков и знаний, которые они приобретут в этой теме.Рубрика Denk nach/А если подумать? содержит пояснения грамматического материала. Но надо отметить, что информация в ней носит не пассивный, a активный характер. Учащиеся должныосмыслить и логически продолжить или закончить грамматическое правило. Они всегда могут проверить себя по рубрике Grammatik: kurz und bündig/Грамматика: коротко и ясно в конце каждого раздела учебника.
Информация страноведческого характера заложена в рубрике Land und Leute/О стране илюдях, а также в разделе *LANDESKUNDE|RU (Страноведение России для учащихся)На страницах этого раздела к каждой главе учебника вы найдёте дополнительный материал, предназначенный для факультативного применения. Рекомендации по месту и времени его использования условны и зависят от мотивированности группы, темпа работы в классе и уровня усвояемости учебного материала конкретными учащимися. Мы оставляем за вами право решать, какие задания и в каком порядке вы сочтёте нужным использовать, а также какое количество времени вы запланируете на эту работу. В данной книге есть раздел *LANDESKUNDE|DE (Страноведение Германии: дополнительные материалы для учителя), в котором представлены рабочие листы разной тематики, содержащие более подробную страноведческую информацию о Германии. Последняя страница каждой главы учебника имеет название Das kannst du/Это ты можешь и предшествует выполнению заданий по портфолио в рабочей тетради. Страница предназначена для повторения пройденного материала в классе или дома.
Kleine Pause/Маленькая перемена (с. 29—32 LB) и Große Pause/Большая перемена (c. 65—70 LB) предназначены для повторения учебного материала в игровой форме. Учитель вправе сам решать, какие из заданий он выберет из этих разделов сообразно уровню мотивированности и обученности группы. Здесь нет нового материала для запоминания — ни грамматического, ни лексического. Разделы содержат обширный лингвострановедческий материал, который может быть использован для развития кругозора учащихся. В конце учебника дан немецко-русский словарь, построенный в алфавитном порядке. Рядом с каждым словом указаны номер главы и страница.
Рабочая тетрадь содержит:
_ письменные задания по активизации навыков письменной речи и подготовке к устной речи,
навыков чтения и аудирования с письменным контролем;
_ раздел Fitnesscenter Deutsch с дополнительными заданиями;
_ раздел самоконтроля Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt? в формате портфолио;
_ раздел Deine Wörter со списком новых слов;
_ грамматические таблицы.
Все задания имеют те же номера, что и в учебнике, и соответствуют им по содержанию, являются естественным их продолжением. Задания из рабочей тетради запланированы к выполнениюучащимися не только дома, но и в классе, поэтому при знакомстве с «Рекомендациями к проведению уроков» будьте внимательнее.
Раздел Fitnesscenter Deutsch имеет всегда два или три подраздела: Hörstudio, Leseecke иMeine Ecke. Подраздел Hörstudio содержит задания по аудированию, Leseecke предлагает задания по чтению, Meine Ecke имеет игровую направленность и содержит ребусы, загадки, кроссворды. Список новых слов Deine Wörter имеет удобную для работы над лексикой форму. Слова разделены на небольшие группы так, как они встречаются, то есть постранично. Открывает группу слов номер страницы. Рядом с каждым словом есть пустая строка для записи перевода или других пометок, например, множественного числа у существительных или 3-го лица ед. числа у сильных глаголов. Есть незаполненные строчки для дополнительных записей.
Контрольные задания для 5—6 классов являются неотъемлемым компонентом УМК «Горизонты» и содержат материалы для письменного контроля учащихся, который вы проводите после прохождения каждой главы учебника, а также материалы для итогового контроля учащихся в конце учебного года. Контрольные задания чётко структурированы и охватывают все виды речевой деятельности.
Аудиоприложение на CD является неотъемлемой частью УМК «Горизонты».
Оно содержит:
_ диалоги и тренировочные задания к ним;
_ задания по развитию навыков устной речи;
_ задания на развитие навыков аудирования;
_ задания по развитию произносительных навыков;
_ записи песен и рифмовок;
_ контрольные задания к каждой главе и задания для итогового контроля.
Диалоги большей частью находятся в учебнике, а вот тренировочные задания, задания по развитию произносительных навыков, по развитию навыков понимания сообщений на слух могут быть как в учебнике, так и в рабочей тетради.
Задания по развитию произносительных навыков представлены упражнениями по отработке отдельных звуков, ударения в словах, интонационными упражнениями.
Записи диалогов приближены к естественному звуковому ситуативному контексту, с шумами и посторонними звуковыми включениями, что не мешает восприятию при прослушивании, равно как и при естественной коммуникации.
Виды речевой деятельности / коммуникативные умения
1. Обучение немецкому языку как второму иностранному языку
Учащиеся могут и должны опираться на свой уже приобретённый опыт работы над изучением первого иностранного языка. При выполнении ряда заданий имеет смысл обратиться к знаниям английского языка. Английский и немецкий языки довольно близки друг к другу, особенно в лексике. И если звучат они по-разному, то графическое изображение схоже. В некоторых заданиях страноведческого характера сравнения слов на немецком и английском языках позволяют подойтик заданию дифференцированно, учитывая разный уровень мотивированности в группе. При изучении тем Mein Zuhause, Das schmeckt gut, Meine Stadt встречается много заимствований из других языков. Расширение лингвистического кругозора учащихся идёт благодаря развитию межкультурной коммуникации.
На этом году обучения учащиеся знакомятся с прошедшим временем и могут сопоставить структуры из английского и немецкого языков, опереться на уже известные грамматические явления.
2. Портфолио: личностно ориентированное обучение
Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в организации учебного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового портфеля. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, для того чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Для этого необходимо формирование у учащихся личной заинтересованности в результате обучения, что, в свою очередь, возможно только за счёт повышения внутренней мотивации в изучении языка. Технология языкового портфеля даёт возможность расширения рамок учебного процесса за счёт включения индивидуального опыта учащегося в межкультурном общении с носителем языка. Речь идёт о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у учащихся должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь учащемуся адекватно оценивать свои знанияи возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля, в основу которого положены документы Совета Европы. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию. Психологами установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Технология портфолио направлена на то, чтобы сделать процесс обучения осознанным, управляемым, целенаправленным. Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей. Учащиеся наравне с учителями отвечают за всё происходящее в классе.
При обучении второму иностранному языку возникает ряд проблем, связанных прежде всего с недостаточным пониманием учащимися необходимости изучения ими второго иностранного языка и, как следствие, недостаточной мотивированностью учащихся. Поэтому работа с языковым портфелем рассматривается как важное средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения именно второму языку. В ситуации, когда учащиеся довольно хорошо владеют английским или другим иностранным языком, особенно важно показывать детям их прогресс в обучении, учитывая сложность освоения немецкого языка как второго и при небольшом количестве часов.
Языковой портфель-это личный документ, который позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Он включает:
а) языковой паспорт, в котором отражены сведения о владельце ЯП, об изучении им иностранных языков и опыте межкультурного общения;
б) языковую биографию, в которой отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком»;
в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков, в том числе перечень сертификатов и дипломов.
В настоящее время существует три версии типового портфеля для трёх возрастных групп. На их основе разрабатываются национальные версии, в том числе Российская версия европейского языкового портфеля, подготовленная специалистами из Московского государственного лингвистического университета.
Начиная работать по этой технологии, учитель должен сам хорошо разобраться в этом вопросе и представить её не только учащимся, но и их родителям. Это первый и необходимый шаг.Далее следует провести занятие, на котором выяснить, какими языками владеют сами учащиеся, их родители, друзья, их «языковое окружение», то есть продемонстрировать детям значение многоязычия в жизни современного человека. Необходимость знания иностранных языков выявляется в беседе о путешествиях за рубеж, об обучении в другой стране и профессиях, связанных или требующих владения иностранными языками. Переходя к значению непосредственно немецкого
языка, желательно попросить детей собрать информацию о встречающихся в их повседневной жизни немецких словах и заимствованиях.
Следующий шаг — непосредственно заполнение языкового паспорта.
Языковой паспорт — не статичная форма работы. При приобретении нового опыта языкового общения или расширении межкультурной компетенции (поездки, встречи, обучение за рубежоми т. д.) учащиеся фиксируют это в паспорте.
Далее работа ведётся в двух направлениях: 1) пополнение досье, 2) накопление и анализ материалов языковой биографии. Очень часто, говоря о портфолио, имеют в виду исключительно накопление ученических работ, грамот и дипломов. На самом деле это относится только к языковому досье. Дипломы, грамоты за призовые места или участие во всевозможных конкурсах, результаты итоговых работ и любые письменные работы учащегося — это и есть его досье. В нём отражено его творчество как в урочное, так и во внеурочное время: сочинение или комикс на немецком языке, текст роли в школьном спектакле в рамках работы языкового кружка, программа поездки в Германию семьёй, письмо другу о впечатлениях пребывания в языковом лагере и т. д. Работы всегда интересны и оригинальны независимо от объёма.
Языковая биография — раздел, требующий серьёзной и постоянной работы. Прежде всего, учитель сам должен хорошо понимать, к каким умениям идут учащиеся в каждом конкретном задании, главе, виде речевой деятельности. Проанализируйте материал учебника, рабочей тетради, раздаточного материала, рекомендации к урокам.
В УМК «Горизонты» существует стройная система работы по портфолио:
1. В начале темы проведите ознакомление с предстоящей работой, поставьте перед учащимися конкретные задачи: «Чему мы научимся в этой главе? Что будем уметь?» Используйте титульную страницу главы.
2. В начале каждого урока уделите несколько минут для постановки задачи по формированию конкретных умений: «Чему мы научимся на этом уроке? Что будем уметь?»
3. В конце урока или главы подведите итоги: «Что теперь умеем?»
4. Почти каждый урок предоставляет учащимся в учебнике или рабочей тетради задания по портфолио, помеченные значком . Учащиеся выполняют их самостоятельно в классе или дома.
Это приучает их к саморефлексии. Задания не могут обсуждаться в классе, их результаты — это сугубо личное дело каждого ребёнка. Учитель может корректировать их индивидуально. И только если их содержание нужно для общения в классе или является частью общей работы, напримерпри изготовлении постера, ученик по желанию может предоставить эти материалы. Учитель обсуждает и даёт свои рекомендации по заданиям наедине с учеником, на консультациях или при работе всей остальной группы, например, над письменным заданием. Свои заданияпо портфолио ученик может вырезать, копировать и вкладывать в своё досье.
5. В конце каждой главы в рабочей тетради есть рубрика портфолио Einen Schritt weiter — Waskann ich jetzt? Она относится к языковой биографии каждого учащегося. Перед работой учащиеся повторяют весь материал по пройденной главе и выполняют задания по портфолио сначала дома,а в последующих главах только в классе. Эти задания тоже не оцениваются учителем, так как они направлены исключительно на развитие навыков самоанализа у самих учащихся. Учитель обсуждает результаты этой работы также только в индивидуальном порядке.
Рекомендуется не ограничиваться этим, так как цель технологии языкового портфеля не только в самоанализе, но и в постановке целей и достижении их по пути совершенствования конкретных умений. Для этого необходимо отслеживать на протяжении всего учебного года успехи учащихся. Проводите уроки по пополнению папок и анализу успехов. Приглашайте родителей, чтобы продемонстрировать им, что уже умеют их дети. Воспитание чувства успешности — один из принципов портфолио.
Возможны и другие варианты ведения портфолио:
Завершая какой-либо этап обучения, учащийся должен хорошо себе представлять, чему он научился и какие умения он должен продемонстрировать в конце темы, четверти, года. С этой цельюмы попытались описать умения и навыки, требуемые при выполнении заданий итогового контроля, и предоставить их учащимся заранее, чтобы они могли оценить себя сами и быть уже психологически готовыми к плановым проверочным работам. Вы найдёте пример такого описания в разделе«Контроль и оценка успешности обучения».
3. Коммуникативная направленность обучения
Этому способствует отбор и организация материала. Большое количество диалогов, мини-диалогов, бесед, статистических опросов, интервью предполагает постоянное общение учащихся на языке. Целью обучения является не «понимание на слух», «чтение», «письмо», а интегрирующая коммуникативная компетенция, её формирование и развитие. Овладение отдельными аспектами языка: лексикой, грамматикой и фонетикой — играет подчинённую роль и органически вписывается в процесс становления коммуникативной компетенции.
4. Межкультурная направленность обучения
Материалы учебного комплекта содержат много информации о жизни, быте и интересах детей из Германии, Австрии, Швейцарии. Географические названия и названия традиционных немецких блюд, проблемы и увлечения подростков, их предпочтения в одежде, времяпрепровождении — всёэто отдельные темы в общей картине стран изучаемого языка. Материалы в рубрике Land undLeute дополняют и расширяют знания учащихся в этой области.
Как стихи, так и песни являются важной частью межкультурного образования и воспитанияучащихся, знакомят с художественным словом, расширяют кругозор. Кроме того, они предоставляют учащимся возможность проявить творческие способности и придумать свои варианты стихотворений и песен.Но мы не должны забывать о том, что живём в России, и можно использовать полученныеумения и навыки для того, чтобы рассказать о жизни, интересах и проблемах молодёжи из России.
Страноведческий материал на страницах *LANDESKUNDE|RU поможет вывести учащихся на беседу о жизни в российской глубинке, о традиционно русской еде, о домашних животных и т. д. Учитель должен объяснить учащимся, что такая ситуация может возникнуть, например, при общении
в Интернете, во время поездки за границу и т. д. Языком общения на уроках является немецкий язык. Однако анализ параллельных структур и лексических соответствий немецкого, английского и русского языков облегчает и дополнительно мотивирует изучение как родного, так и иностранных языков.
5. Изучение иностранного языка как творческий процесс
Материалы учебника подлежат не механическому заучиванию, а осознанию и творческому переосмыслению. Учащиеся высказывают своё мнение, находят соответствия в своей жизни и быте темреалиям, с которыми знакомятся в процессе обучения, учатся не выучивать грамматическое правило, а анализировать или самим выводить его из ряда предложенных примеров .Отслеживая свои успехи, учащиеся приобретают незаменимое качество для изучения иностранного языка — уверенность в себе, которое помогает им в профилактике блокирующей речевую деятельность «ошибкобоязни». Этому же способствует и постоянная творческая языковая инициатива, без которой невозможно представить себе диалогов, бесед, обсуждений, интервью. Часто в заданиях и разработках уроков вы встретите работу с постером. Принцип наглядности
материала и отражения достижений учащихся в изучении немецкого языка очень важен для этого возраста. Изготовление плаката или постера требует времени. Но значение самостоятельного творческого начала, которое входит в общую работу, трудно переоценить. Это мощный стимул мотивации в изучении языка. Кроме того, постер визуализирует знания и может использоваться учителем многократно. Можно вывешивать детские работы на магнитной или какой-либо другой доске, в уголке «Наши достижения» или крепить на стену. Рекомендуем заранее заготовить разноцветные листы и маркеры, чтобы информация была нагляднее. Работа по подготовке постера имеет дифференцированный характер. Для слабомотивированных учащихся можно задать на дом написание своей части постера.
В некоторых главах предусмотрены резервные уроки. На этих уроках можно разобрать ошибкипосле диктанта и контрольных заданий, а также провести индивидуальные консультации по портфолио. В них предусмотрены пункты работы над дополнительным лингвострановедческим материалом, поскольку во многих главах речь идёт о Германии, Австрии, Швейцарии и страноведческих реалиях стран изучаемого языка. Можно подготовить на материале таких уроков творческие вечера или праздники на немецком языке.
6. Дифференцированный подход в обучении немецкому языку. Работа с мотивированнымии слабомотивированными учащимися
Индивидуализация процесса обучения начинается с осознания учащимся, что его индивидуальные особенности учитываются учителем. Разделение учащихся на «учащихся с высокой мотивацией»и «слабомотивированных», разумеется, очень условно. Переход в «сильномотивированную группу»возможен и желателен при условии внимательного отношения к особенностям и правильном выборе вида и способа работы с конкретным учащимся, обеспечивающих повышение мотивации.
Для мотивированных учащихся предполагается большая доля самостоятельной работы без предварительной проработки речевых образцов. Учитель опирается на осознанное осмысление и проявление языковой догадки при работе с такими детьми. При ответе на вопросы или передаче содержания услышанного или прочитанного ответы мотивированных учащихся могут быть более полными. Некоторые задания требуют больше времени для выполнения, поэтому они предназначены в первую очередь для этих учащихся. Многие задания выполняются мотивированными учащимися быстрее. Время, которое остаётся в резерве, может быть использовано для выполнения творче-
ских заданий. Задания, предусмотренные для мотивированных учащихся или являющиеся факультативными, помечаются в «Рекомендациях к проведению уроков» вёздочкой.
Слабомотивированные учащиеся требуют повышенного внимания учителя и более детальной предварительной проработки материала, подробного объяснения грамматического материала, уточнения формулировок заданий.В «Рекомендациях к проведению уроков» вы найдёте указания на особенности работы со слабомотивированными учащимися. Для них учитель может задать дополнительные вопросы, поменять последовательность заданий, лишний раз указать на грамматическое правило или речевой образец. Но такие учащиеся не должны чувствовать себя некомфортно, так как целью обучения неизменноостаётся вовлечение всех в посильную иноязычную коммуникацию. Задания, предполагающие дифференциацию, в «Рекомендациях к проведению уроков» отмечены значком.
Обучение четырём видам речевой деятельности
Обучение устной речи
Развитие навыка устной речи играет в УМК «Горизонты» важнейшую роль. Её целью является вовлечение учащихся разного уровня обученности в иноязычную коммуникацию. Структуры и речевые образцы, грамматический и лексический материал служат достижению этой цели.
Учебник предлагает широкий спектр стратегий:
Ориентировка:
Введение в ситуацию с визуальной опорой или аудиоопорой. Анализ с помощью контекста, языковой догадки, перевода, таблиц и рубрик, разъяснений учителя.
Активизация:
Чтение по образцу, произносительный аспект, инсценирование, активизация отдельных моментовна письме, восприятие на слух схожих речевых ситуаций с контролем понимания, чтение аналогичных диалогов с пониманием.
Трансформация:
Переработка текста диалога соответственно личности учащегося, его уровню обученности и мотивированности, создание собственного варианта, преломление усвоенных лексических и грамматических моментов в иной речевой ситуации, выход на приближенную к естественным коммуникационным условиям речевую деятельность, как то: беседа, интервью, социологический опрос, проектная работа.
Диалогическая речь:
Начиная работать с мини-диалогами, учащиеся отрабатывают структуры и речевые образцы.
Парная и групповая беседы, обмен мнениями позволяют использовать в речи эмоциональноокрашенные выражения, употреблять выражения уточнения и переспроса, а также научиться аргументировать своё мнение.
Социологические опросы и интервью активизируют применение умений и навыков в речи, приближенной к естественной.
Проектные работы позволяют проявиться творческим способностям учащихся, применить свои умения в области иноязычной коммуникации в проблемной ситуации.
Монологическая речь:
При подготовке общих постеров учащиеся готовят маленькие, а в проектной работе более объёмные презентации, демонстрируя навыки подготовленной и неподготовленной монологической речи. При обсуждении опросов и результатов интервьюирования предполагается комментирование
статистических данных. При обсуждении и сравнении страноведческого материала учащиеся высказывают своё мнение
по отношению к тому или иному явлению в жизни сверстников страны изучаемого языка. В 6 классе предполагается развитие умения аргументировать своё высказывание.
Нельзя не отметить разнообразие форм и приёмов работы в рамках учебника. Учащимся предлагается и парная, и групповая работа, соревновательные моменты, большое количество игровых ситуаций, интервьюирование, творческая проектная деятельность. Всё это направлено на мотивирование учащихся к активной речевой деятельности.
Обучение письменной речи
Обучение письменной речи на этом этапе — одна из главных задач. В конце обучения на уровне А1 европейских языковых компетенций учащийся должен уметь писать краткий текст, состоящий из простых предложений. Поэтому задания по развитию навыков письменной речи становятся систематическими. В рамках работы над портфолио учащиеся составляют небольшие рассказы.
Важно, чтобы они использовали выученные речевые образцы и грамматические структуры. Перед написанием, как правило, представлен текст-образец, на который учащиеся опираются. Конечно, некоторые слова учащиеся находят в словаре, но это не правило.
Особое место занимает «партнёрская работа», помогающая либо при выполнении задания, либо при его проверке. В любом случае такая работа способствует осознанному написанию текстов.
Перед учащимися стоит несколько задач, а именно:
_ научиться способствующему коммуникации орфографическому и в рамках изученных тем грамматическому оформлению письменной речи;
_ уметь выразить свою мысль на немецком языке в письменной форме;
_ формулировать краткое письменное высказывание.
При знакомстве с каждой новой темой учащиеся выполняют упражнения, направленные на тренировку орфографических навыков, для этого предусмотрены упражнения открытого и закрытого типа: ассоциативные, подстановочные, выборочные и т. д.
На этом этапе обучения речь идёт о письменном выражении своего отношения к чему-либо, мнения с аргументацией, о написании приглашения, поздравления, открытки с места отдыха, ответа на письмо.
Чтобы мотивировать учащихся к письменному высказыванию на иностранном языке, учебный материал преподносится в виде игровой ситуации и естественным образом побуждает к написанию сообщений на постер, комментария по опросу, анкетных данных, ответов на интернет-сообщения, поздравлений другу.
Обучение аудированию
Как на тестировании уровня А1, так и в реальной жизни, при контакте с носителями языка, учащиеся встретятся с «живым» немецким и могут испытывать психологические трудности при понимании и общении. Чтобы этого избежать, в УМК «Горизонты», начиная с этого года обучения, включаются аудиотексты, лексико-грамматический материал которых выходит за рамки изученного. Кроме этого, учащимся предоставляется возможность познакомиться с вариантами австрийского немецкого. В произносительном плане учащиеся должны научиться понимать, основываясь на своих знаниях и языковой догадке, и речь ребёнка, и речь взрослого, если он говорит не очень чётко или непривычно. В данном случае речь может идти только о глобальном понимании, не заостряя внимания на деталях. Вполне достаточно, если учащиеся могут выполнить задания на контроль понимания к этим записям.
Обучение аудированию занимает значительное место и реализуется как в диалогическом общении на уроке (понимание речи учителя, речи партнёра), так и в виде аудиозаписей. Одна из главныхзадач обучения — обучение аудированию как виду речевой деятельности в рамках развития речевой компетенции.
Проводится целенаправленное обучение разным видам понимания речи на слух:
_ глобальному, с общим охватом понимания содержания;
_ селективному, с частичным, выборочным пониманием содержания;
_ детализированному, с полным пониманием.
Учащиеся встречаются с аудиозаданиями не только на страницах учебника, но и в рабочей тетради. Этот вид речевой деятельности представлен в контрольных заданиях и в заданиях дляитогового контроля.
Обучение чтению
Обучение чтению с пониманием — одна из составляющих частей подготовки к успешному тестированию на владение немецким языком на уровне А1 в конце этого года обучения.Важно, чтобы учащиеся понимали задачи, которые перед ними ставятся, правильно применялиту или иную стратегию и не путали детализированное чтение и работу со словарём там, где требуется, например, прочитать и понять общее содержание, то есть глобальное чтение.
Чтение с пониманием как вид речевой деятельности подразделяется на:
_ глобальное чтение: перед учащимися ставится задача понять общее содержание текста, ответив на простые вопросы: О чём текст? Кто пишет? Кому адресован? Подобные вопросы не требуют развёрнутых ответов;
_ селективное чтение: учитель просит учащихся найти необходимую информацию в тексте;
_ детализированное чтение: учащиеся должны детально рассмотреть информацию относительно определённых фраз, грамматических моментов или ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Обучение фонетическому, лексическому и грамматическому аспектам речи
Обучение произношению
Хорошее произношение, чувство ритма и немецкая интонация — условия успешной коммуникации. Если не устранять с самого начала ошибки в произношении, они укоренятся и будут мешать дальнейшему совершенствованию коммуникативной компетенции. Поэтому УМК «Горизонты» предлагает серьёзную отработку долгих и кратких гласных, редуцированных звуков в окончаниях слов, профилактику палатализации и ассимиляции по звонкости, упражнения на ударение в словах, фразовый акцент и интонацию в предложениях.
Предусмотрены фонетические задания в рамках работы над мини-диалогами. Особое внимание уделяется тем интонационным моделям и звукам, которые обычно вызывают трудности у учащихся, изучающих немецкий после английского. Овладение немецким произношением требует осознанного отношения учащихся, их самостоятельной работы, поэтому фонетические задания встречаются и в домашнем задании.
Наличие песенного материала развивает у учащихся чувство ритма, которое необходимо для правильного интонирования немецкой речи. Задания по совершенствованию произношения разнообразны: прослушивание, повторение за диктором, повторение хором или группами, произнесение с диктором, пение (песенный материал), расстановка ударения в словах и разметка интонации в предложении, задания на узнавание долгих и кратких гласных и т. д.
Работа с лексикой
Лексический аспект изучается не изолированно, а только ситуативно. Языковая компетенцияучащихся развивается посредством углубления в речевую ситуацию. Приёмы расширения лексического запаса и его активизации представлены в УМК «Горизонты» широко и разнообразно. Каждая глава начинается титульной страницей, на которой со зрительной опорой (коллаж из фотографий) вводятся новые слова и выражения.По титульной странице можно работать над новыми словами устно, прослушивая и повторяя их хором и находя эквиваленты на картинках, или, при наличии текстовых фрагментов, читать с пониманием, обсуждать, выполнять соответствующие задания.
Учащиеся на этом же уроке стараются сразу употребить новую лексику в речи. В диалогахчасто прибавляются новые клише. В основном это слова, выражающие реакцию собеседника: сомнение, соглашение, сожаление, одобрение и т. д. На них необходимо обращать внимание учащихся. Последующая работа направлена на активное запоминание лексики. Она предусматривает работу над произносительной стороной речи — звуками, ударением, интонацией, активизацию на письме, а также работу над орфографией и грамматическими структурами. Упражнения по активизации лексики на письме выполняются и дома, и в классе, так же как и задания по работе над произносительной стороной речи. При разборе лексики учитель обращает внимание учащихся на рубрику Land und Leute, еслипривлекается страноведческий материал. Кроме того, расширение лексического запаса в плане межкультурной коммуникации происходит при работе с разделом *LANDESKUNDE|RU.
На последней странице каждой главы в рабочей тетради представлен раздел Deine Wörter.Удобное размещение слов по страницам встречаемости экономит время в работе с лексикой. Учитель должен объяснить, как работать дома со списком новых слов, а именно не только прочитать, но и записать рядом перевод слова на русский язык, выучить и, желательно, прописать их в тетради или в специальном словарике. Вопрос о ведении словарика учитель решает соответственно уровню обученности и мотивированности группы. На последующих занятиях рекомендуется начинать урок с речевой зарядки, где учитель организует активизацию новой лексики в вопросо-ответном упражнении.
При повторении лексики учащимся предлагается использовать карточки со словами, что является одним из вариантов работы с лексикой.
Cо временем накапливается большое количество карточек со словами, поэтому есть смысл ведения картотеки и работы с ней. Картотека составляется из карточек. На одной стороне пишется слово по-немецки, указывается артикль (соответствующим роду цветом), множественное число. Можно подчеркнуть или выделить орфографические трудности. На другой стороне карточки перевод или картинка.
Организация повторения лексики ведется различными способами:
_ фронтально с помощью картинок;
_ по карточкам: один учащийся называет слово по-русски, другой даёт название по-немецки;первый проверяет товарища по карточке и наоборот;
_ используя картотеку: каждый работает со своей заготовленной дома картотекой, используякарточки с теми словами, которые укажет учитель. Учитель может попросить учащегося откладыватьв одну сторону карточки со словами, которые он хорошо запомнил, а в другую сторону те, которыевызывали трудности. Затем проверить и дать рекомендации по работе с трудными словами.
Ситуативность тренировочных упражнений наблюдается как в классной, так и в домашнейработе. Прослушать текст и подобрать нужные слова к картинкам, обозначениям, дополнить предложения, заменить одно слово другим — все эти задания имеют коммуникативную направленность и речевую ситуативность.
В разных ситуациях учащиеся встречаются с лексикой, по-разному эмоционально окрашенной. Это должно помогать учащимся при усвоении новых лексических единиц. Наличие большого количества зрительных опор (фото, картинки, схемы, карты) также способствует ситуативности усвоения.
Принцип ситуативности работы над лексикой удачно соединён с принципом наглядности в работе с постером или доской. При подготовке постеров каждый учащийся работает в классе или дома самостоятельно. Если у учащегося не хватает словарного запаса, то ему можно воспользоваться словарём, который всегда должен быть доступен для работы в классе. Но такая работа не должна оставаться бесконтрольной. Она не должна препятствовать стратегиям глобального чтения и аудирования! Для работы с лексикой предусмотрены игры и игровые ситуации. Материалы рабочих листов предназначены для активизации грамматического и лексического материала. Систематизация лексики на основе ассоциации по одному общему понятию встречается очень
часто. В задачи этого года входит обучение работе с ключевыми словами, поэтому «Паучок» — одна из постоянных составляющих работы над лексической стороной речи.
Однако остаются и такие задания, как «Салат из слов» или «Ромашка», для усвоения и проверки знания новой лексики.
Важную роль играет расширение лексико-страноведческого кругозора при знакомстве учащихся с названиями достопримечательностей Германии, Австрии и Швейцарии, а также традициями, например кулинарными, этих стран. Такая лексика носит рецептивный характер усвоения и тольков некоторых моментах бывает востребована. Однако мы считаем, что учащиеся должны разбираться в реалиях стран изучаемого языка, и просим обратить на это внимание, так как вопросы страноведческого характера нередки в итоговых тестах государственных и международных экзаменов и в олимпиадах.
Грамматический аспект в обучении речи
Грамматика рассматривается при изучении немецкого как второго иностранного языка как одноиз средств формирования навыков устной речи. Учащиеся овладевают грамматическим материалом в единстве с фонетикой и лексикой. Активный грамматический минимум для 6 класса составляют следующие грамматические явления:
Существительное:
_ дательный падеж существительных с определённым артиклем
_ множественное число существительных
Артикль:
_ нулевой артикль
_ отрицательный артикль
Предлоги:
_ предлоги места, отвечающие на вопрос дательного падежа «Где?»
_ предлоги с дательным падежом (управление)
_ предлоги времени (im, am, um)
_ предлоги in, aus
Местоимение:
_ личные местоимения в винительном падеже
_ неопределённо-личное местоимение man
Глагол:
_ модальные глаголы müssen, wollen в настоящем времени
_ повелительное наклонение
_ прошедшее время Präteritum глаголов haben и sein
_ прошедшее время Perfekt слабых, сильных и некоторых неправильных глаголов
_ употребление вспомогательных глаголов haben и sein в Perfekt
Синтаксис:
_ прямой и обратный порядок слов в простом предложении
_ порядок слов в сложносочинённом предложении (с deshalb)
_ формы отрицания в предложении
_ формы отрицания в предложении на отрицательный вопрос (doch)
_ формы утверждения в предложении.
Принципиальным в организации работы со структурами является их функциональное применение. Работа над грамматикой вписывается в контекст коммуникативной деятельности учащихся и подчиняется решению речевых задач. В соответствии с принципом коммуникативной направленности обучения предъявление и активизация грамматических форм включаются в речевую деятельность. Поэтому в рекомендациях вы чаще встретите понятия речевые образцы и грамматические структуры. Тренировка речевых образцов последовательно проводится через процесс общения. И всё же проработке грамматического материала уделяется достаточно много внимания. Для этого существуют рубрика Denk nach и в конце каждой главы раздел Grammatik: kurz und bündig.Учитель своевременно указывает на эти моменты и разбирает с учащимися трудности данного грамматического явления, конечно, только на русском языке.Нельзя воспринимать ученика пассивным слушателем даже при объяснении какого-либо грамматического правила. Личностно ориентированный принцип обучения актуален и в этом случае. Объяснив самое трудное, учитель привлекает учащихся к анализу грамматического явления, если необходимо, опирается на его знания в английском языке и просит продолжить грамматический ряд.
Грамматический материал закрепляется устно и письменно с помощью заданий, планомерно ведущих к употреблению речевых образцов и грамматических структур в речи.
Большое значение при презентации грамматического материала приобретает наглядность. В «Рекомендациях к проведению уроков» вы найдёте чёткие указания по использованию доски, цветных карточек и карандашей, картинок, схем, таблиц. Визуализация имеет большое значение для детейэтого возраста.
На доске учитель даёт чёткий алгоритм выполнения задания по тренировке грамматического явления. Тренировочное упражнение с доски или грамматическую структуру учащиеся переносят в свои тетради. Возможно выполнение задания учащимися непосредственно на доске, чтобы можно было корректировать ошибки или анализировать трудные моменты всей группой. При активизации используются упражнения открытого и закрытого типа и все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение. Раздаточный материал в рабочих листах расширяет возможности учителя для активизации и контроля также с игровыми элементами. Игра — способ обучения, приближающий речевую ситуацию к естественной. Работа по речевымобразцам в игровой ситуации «сплетает» воедино овладение лексикой и грамматикой. Работа с ку-
биком, задание «Отгадай», упражнение «Ромашка», социологический опрос, интервью, проектная работа помогают разнообразить и расширить рамки классного занятия.
Тренировочные упражнения запланированы как на уроке, так и в качестве домашнего задания. На домашнее задание выносится только первично активизированный материал, домашнее задание подробно объясняется. После каждой главы в рамках контрольных заданий проверяются навыки письменной речи с использованием пройденных грамматических явлений.
4. Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
1. Мой дом (5часов) Планируемые результаты: Предметные: активизация употребления в речи предлогов места; глагола mussen, рассказывать о о доме. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс; Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. | ||||||||||
№ | Дата | Что пройдено на уроке | Лексика | Грамматика | Чтение | Аудирование | Устная речь | Письмо | Минипроектно-исследовательская деятельность , контроль | Оборудование, ЭОР |
| 04.09 | Введение лексики по теме «Мой дом» | Введение и активизация ЛЕ по теме с. 5 |
|
| с. 6, у. 1, 2 | с. 6, .у. 3 |
|
| УМК “Horizonte6” СDMP3 Мультимедийный компьютер Интерактивная доска Мультимедий-ный мини-проектор |
| 11.09 | Прилагательные состояния. Предлоги места | прилагательные, выражающие состояние с. 7 | предлоги места с. 8-9 | с. 7, у. 4 |
| с. 8, у. 6,7 | с. 9, у. 8 |
| |
| 18.09 | Развитие навыков диалогической речи | Контроль ЛЕ |
| с. 10, у. 9 |
| с. 10, у. 10 |
|
| |
| 25.09 | Повелительное наклонение
|
| Повелительное наклонение с. 11 |
|
|
| с. 11, у. 12, 13 |
| |
| 30.09 | Моя комната |
|
|
|
| Защита проектов |
| Мини-проект «Моя комната» | |
2. Еда (4часа) Планируемые результаты: Предметные: активизация употребления в речи нулевого артикля, местоимения man, рассказывать о том, что едят. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс; Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. | ||||||||||
| 02.10 | Введение лексики по теме «Продукты питания» | Введение и активизация ЛЕ по теме с. 13 | Нулевой артикль с. 14 |
| с. 14-у. 1 |
| с. 14-у. 2 |
| УМК “Horizonte6” СDMP3 Мультимедийный компьютер Интерактивная доска Мультимедийный минипроектор |
| 09.10 | Степени сравнения прилагательных | Контроль ЛЕ | сравнительная степень прилагательных с. 15-у.3 | Чтение с общим пониманием с. 16-у. 4 |
| с. 16-у. 5 |
|
| |
| 16.10 | В кафе |
| неопределенно-личное местоимение с.17 | с.17-у. 6 | с. 18-у.7 | с. 18-у.8 |
|
| |
| 23.10 | Диалоги «В кафе» |
|
|
|
| Инсценировка диалогов «В закусочной» с.19-у.9 | с.19-у.10 |
| |
| 13.11 | Еда. Продукты. |
|
|
|
|
|
| Минипроект | |
3. Свободное время (5часов) Планируемые результаты: Предметные: активизация употребления в речи отрицания nicht, kein ; предлоги времени ; рассказывать о занятиях в свободное время. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс; Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. | ||||||||||
| 20.11 | Введение лексики по теме «Свободное время» | Введение и активизация ЛЕ по теме с. 21 |
|
| с.22-у.-2 | с.22-у.1 |
|
| УМК “Horizonte6” СDMP3 Мультимедийный компьютер Интерактивная доска Мультимедийный минипроектор
|
| 27.11 | Спряжение модальных глаголов | Контроль ЛЕ | спряжение модальных глаголов «wollen - mussen» и их практика в речи с. 23 | с.23-у. 3 | с.24-у.4 | c.24-у 6 |
|
| |
| 04.12 | Практика навыков диалогической речи |
| Склонение отрицательного местоимения «kein» и частица «nicht» | с.25-у.7 |
| с.26-у.10 | с.25-у.8 c. 26-у. 9 |
| |
| 11.12 | Повторение времени суток | Активизация времени суток с. 27 и повторение ЛЕ С.21 | повторение грамматических конструкций с. 28 |
|
|
| РТ с.26 с.27-у.12 |
| |
| 18.12 | Свободное время |
|
|
|
|
|
| Мини-проект «Свободное время» | |
4. Смотрится отлично (5часов) Планируемые результаты: Предметные: активизация употребления в речи мн. Числа существительных рассказывать о внешности, моде, одежде. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс; Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. | ||||||||||
| 25.12 | Введение и активизация лексики по теме «Одежда» | Введение ЛЕ с. 33 |
| Практика навыков поискового чтения с.35-у.4 | с.34-у.1,3 | с.34-у.2 |
|
| УМК “Horizonte6” СDMP3 Мультимедийный компьютер Интерактивная доска Мультимедий-ный мини-проектор |
| 15.01 | Множественное число существительных | Активизация ЛЕ по теме одежда с. 36 | Множественное число существительных с. 37 |
|
| с.36- у.5, 6 с.37-у.7 | РТ с.33-у 5-6 |
| |
| 22.01 | Описание внешности | Описание внешности с. 38 |
|
| с. 38-у. 8 РТ с.37
| с. 38, у. 9 |
|
| |
| 29.01 | Интервью |
|
| Инсценировка интервью РТ с.39 |
| с. 39 у. 12 |
|
| |
| 05.02 | Практика навыков устной речи |
|
|
|
|
|
| Мини-проект по теме | |
5. Вечеринки (5часов) Планируемые результаты: Предметные: активизация употребления в речи ССП с союзом deshalb, рассказывать о празднике Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс; Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. | ||||||||||
| 12.02 | Введение лексики по теме «Вечеринки» | Введение и активизация ЛЕ по теме с. 42 |
|
| с. 42, у. 2,3 | с. 42, у. 4 |
|
| УМК “Horizonte6” СDMP3 Мультимедий-ный компьютер Интерактивная доска Мультимедий-ный мини-проектор |
| 19.02 | День рождения | Контроль ЛЕ |
| Чтение с полным пониманием «День Рождения» с.43-у. 5 |
|
|
|
| |
| 26.02 | Мой день рождения |
|
|
|
| Монолог «Мой День Рождения» с.44-у.6б | с.44-у.6 |
| |
| 05.03 | Придаточное предложение следствия |
| Придаточное следствия с союзом deshalb | c.44-у. 7 |
|
|
|
| |
| 12.03 | Прошедшее время |
|
| с. 47, у. 12 |
| с. 47, у. 11 |
|
| |
6. Мой город (5 часов) Планируемые результаты: Предметные: активизация употребления в речи предлогов с дательным падежом, формы Perfekt, рассказ о городе. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс; Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. | ||||||||||
| 19.03 | Введение лексики по теме «Мой город» | Введение и активизация ЛЕ по теме с. 49 |
| Чтение с общим пониманием текста «Место жительства» с.51-у.5 | с.50-у.1,4 | с.50-у.2 | РТ с.49- у. 5 |
| УМК “Horizonte6” СDMP3 Мультимедийный компьютер Интерактивная доска Мультимедийный мини-проектор |
| 02.04 | Экскурсия по городу | Контроль ЛЕ |
| Диалог «Куда идти?» | с. 52, у .7 | с. 53, у. 8,9 |
|
| |
| 09.04 | Выходные во Франкфурте |
| Повторение предлогов с дательным падежом С.53 | с. 54-у.11 |
|
| с.53-у. 10 |
| |
| 16.04 | Образование прошедшего времени |
| прошедшее время Перфект с. 55 у. 12, 13 |
|
|
| с.55-у. 12, 13 |
| |
| 23.04 | Повторение |
|
|
|
|
|
| Мини-проект по теме | |
7. Каникулы (4часа) Планируемые результаты: Предметные: активизация употребления в речи Partizip II, Perfekt с sein, haben, рассказывать о планах, писать открытку. Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс; Формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. | ||||||||||
| 30.04 | Введение лексики по теме «Каникулы» | Введение и активизация ЛЕ по теме с. 57 |
|
| с.58-у.1 | с.58-у. 2 |
|
| УМК “Horizonte6” СDMP3 Мультимедийный компьютер Интерактивная доска Мультимедийный минипроектор |
| 07.05 | Склонение неопределенного артикля | ЛЕ по теме одежда | склонение неопределенного артикля в В.п. |
|
|
| РТ с.57-у. 3 |
| |
| 14.05 | Проект: « 5 дней» | Контроль ЛЕ |
| РТ с.59-у. 4 |
|
| РТ с.57-у. 4 |
| |
| 21.05 | Путешествие по Германии |
|
|
|
| презентация проектов |
|
|
Приложение к рабочей программе
Контроль и оценка успешности обучения
УМК «Горизонты» предлагает ориентированную на владение иностранным языком систему промежуточного и итогового контроля. Уровня А1 учащиеся должны достигнуть по окончании 6 класса. После каждой главы проводится проверка знаний и умений с помощью контрольных заданий. Этому предшествуют задания на повторение на страницах разделов рабочей тетради Fitnesscenter Deutsch, Deine Wörter и заданий с маркировкой «портфолио», а также на страницах учебника в рубрике Das kannst du. После глав 3 и 7 в разделах Kleine Pause и Große Pause материал для повторения дан в игровой форме. Кроме того, в последних главах учебника задания на контроль
чтения, аудирования и письма даются с чёткими разъяснениями и указаниями по их выполнению. Важно в работе поощрять учащихся и давать положительную оценку их речемыслительной деятельности, не забывая намечать пути преодоления трудностей и имеющихся ошибок. Чувство успешности, воспитываемое учителем на занятиях, необходимо для раскрытия способностей каждого учащегося в отдельности и обеспечения коммуникативной направленности обучения иностранному языку в группе.
Структура и порядок выполнения заданий по контролю сформированности компетенций, уровня знаний, умений и навыков
1. Диктанты
В УМК используется такая классическая форма проверки навыков речевой компетенции в области письма, как диктанты. Однако, вникнув в содержание этой формы контроля в нашем УМК, вы поймёте, что и эта форма проверки имеет коммуникативное содержание. Диктант проверяет навык детализированного аудирования, умение в распознавании и применении лексико-грамматических знаний, навыки орфографии, развитие речевых умений. Диктанты предполагают креативность мышления учащихся, так как в диктантах встречаются задания «дополни, ответь на записанные под диктовку вопросы, дай на вопросы ответы, сравни с картинкой и укажи отличия, вычерти путь по продиктованному тексту». Интересной формой иноязычной коммуникации является «Диктант бегом». Проверяются не только умения в аудировании, письме, навыки орфографии, но и уровень сформированности общих компетенций учебной деятельности, умение взаимодействовать в группе, правильная артикуляция, которая важна в общении с носителями языка.
2. Контрольные задания после каждой главы
Это лексико-грамматические задания по контролю сформированности навыков в аудировании, чтении, письме, разработанные на материале данной главы. Их количество может варьироваться от пяти до семи для одной главы. В каждом задании есть формулировка задания на немецком языке. Предполагается, что, подходя к этапу выполнения контрольных заданий, учащиеся владеют лексикой классного обихода. И тем не менее советуем непосредственно перед выполнением контрольных заданий объяснить все формулировки. Перед оцениваемыми пунктами задания, которые пронумерованы по порядку, вы увидите номер «0». Это образец. Он даёт возможность снять психологические и лексико-грамматические трудности при выполнении заданий. Укажите учащимся на этот важный момент и, если необходимо, разберите его с ними.
Учащиеся за задания получают баллы. За каждый выполненный пункт в задании учащийся получает 1 балл. Для всех заданий есть строчка — Punkte: 34, в которой учащийся может увидеть максимально возможное количество баллов. Рядом учитель проставляет количество баллов соответственно количеству правильно выполненных пунктов в заданиях. Ученик может проверить это количество простым подсчётом, для этого удобно при проверке отмечать правильно выполненное задание крестиком или другим значком.
3. Итоговый контроль
Итоговый контроль охватывает все виды речевой деятельности. Задания имеют обозначения соответственно: аудирование — HÖREN, чтение — LESEN, письмо — SCHREIBEN. Характер оценивания тот же. В конце указано возможное максимальное количество баллов. Проверка этих трёх видов речевой деятельности проводится на одном уроке. На контроль говорения SPRECHEN отводится отдельно 1—2 урока. Проверка навыков говорения разделяется на монологическую и диалогическую речь и имеет три части. Для этой процедуры предусмотрены в контрольных заданиях соответствующие карточки по каждой теме.
Выведенные баллы за контрольные задания после каждой главы и за итоговый контроль переводятся в традиционную оценку согласно общепринятым правилам.
_ Оценка «5» — от 85% правильных ответов от общего количества заданий,
_ оценка «4» — от 71% до 84%,
_ оценка «3» — от 55% до 70%,
_ оценка «2» — менее 55%.
Таким образом, например, оценка в итоговом контроле складывается из заданий по аудированию, чтению, письму (14 баллов), задания монологического (14 баллов) и диалогического высказывания (8 + 8) и дополнительных 3 баллов.
Итого: 45 (49) баллов.
Учащийся должен набрать:
_ на оценку «3» — 25—31 балл,
_ на оценку «4» — 32—37 баллов,
_ на оценку «5» — от 38 баллов.
Эта система оценок позволяет подойти к анализу уровня развития иноязычной компетенции учащихся более объективно и аргументированно.
Итоговый контроль уровня развития речевых и языковых компетенций проходит в конце учебного года и является серьёзным этапом в обучении. Учитель должен настроить учащихся, с одной стороны, на серьёзную проверку, с другой — на дальнейшее продвижение по пути освоения иноязычной речевой деятельности, внушить им, что проверки — это средство дальнейшего совершенствования. Если учащиеся вместе с учителем правильно и серьёзно работали по технологии портфолио, для них проверки — это возможность анализа своих успехов и определение целей на дальнейшую работу. Поэтому естественно и целесообразно дать учащимся проанализировать свои возмож-
ности перед итоговой проверкой и познакомить их с предстоящими заданиями. Для этих целей нами разработан в рамках применения технологии портфолио вспомогательный бланк Уровень развития языковой компетенции по немецкому языку, который даёт описание умений и навыков учащихся, проверяемых на итоговом контроле за 6 класс. Учащиеся оценивают себя и отмечают либо первый столбец «могу отлично» — «+ +», либо второй «могу довольно хорошо» — «+», либо третий «могу
не очень хорошо» — «−» напротив каждого описания предполагаемых умений. После проведения итогового контроля учитель проставляет полученные учащимися баллы и оценки, анализирует результаты и даёт свои рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях или намечает пути решения возникших проблем в изучении иностранного языка. Желательны беседы с родителями по поводу этих рекомендаций, нередко нужные решения находятся именно при таких встречах.