СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы "Школа вожатого"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы "Школа вожатого"»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»

(ГАУ КО ОО ШИЛИ)





Принята на заседании

педагогического совета

«____» _______ 2023 г.




«Утверждаю»

Директор ГАУ КО ОО ШИЛИ

_________ Данилова М.В.

«____» ________2023 г




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной

направленности


«Школа Вожатого»

Возраст обучающихся: 14-17лет

Срок реализации: 1 год





Автор программы: Мирошниченко В.А.

педагог дополнительного образования




Калининград, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа


Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа


Ведущая идея программы заключается в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на формирование коллектива единомышленников, которым предстоит трудиться вместе в условиях лагерной смены, поможет будущим коллегам лучше узнать способности и возможности друг друга, обучит работать в команде, решая общие задачи и помогая добиться совместного творческого успеха.


Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
  1. Вожатый — специалист, отвечающий за сохранность здоровья, жизни ребёнка, его развитие в течение всей смены в пионерском лагере, но не обязательно так как существуют разные лагери.

  2. Безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.

  3. Тимбилдинг – это комплекс мероприятий, направленных на создание и укреплений эффективных взаимосвязей внутри коллектива и построение работоспособной команды.

  4. Педагогические навыки - умение обучать и воспитывать детей, используя методики образования и развития.

  5. Социальная адаптация-помощь детям в адаптации к новой обстановке и социальным группам в лагере.

  6. Этика и нормы поведения- соблюдение этических стандартов и правил взаимодействия с детьми и коллегами.

Направленность программы

Программа имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень освоения программы Уровень освоения программы – базовый. Актуальность образовательной программы

Актуальность программы обусловлена заключается в том что, организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как составляющая государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Кроме этого, значимость проблем детского отдыха и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и развития детей, которые являются являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.

Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень профессионального мастерства кадрового состава, и вожатых и педагогов детских оздоровительных учреждений.



Педагогическая целесообразность образовательной программы

Целесообразность программы объяснятся тем, что содержание программы направлено на формирование у учащихся интереса к педагогической деятельности, выявление и развитие организаторских, коммуникативных, креативных способностей, а также на формирование навыков межличностного и делового общения. Обучение предполагает знакомство с педагогикой, психологией, с профессией педагога, а также формирует навыки самостоятельной работы с детьми, выявляет мотивы выбора педагогической профессии, даёт возможность получить начальные профессиональные (педагогические) знания.


Практическая значимость образовательной программы

Вожатство имеет высокую практическую значимость, особенно в контексте организации досуговых мероприятий для детей и подростков.

Образовательный опыт- вожатые могут значительно влиять на развитие детей через образовательные игры и активности. Они способствуют усвоению новых знаний и навыков, а также развитию социальных и креативных способностей.

Физическое и эмоциональное благополучие- вожатые оказывают влияние на физическое здоровье детей, поощряя активные игры и спорт. Они также помогают в управлении эмоциями и разрешении конфликтов, способствуя психологическому благополучию.

Развитие социальных навыков- досуговые мероприятия, проводимые вожатыми, способствуют развитию социальных навыков у детей, включая коммуникацию, сотрудничество и лидерство.

Безопасность и навыки выживания- вожатые учат детей основам безопасности, а также навыкам выживания в природе, что может быть полезным в реальных ситуациях.


Принципы отбора содержания образовательной программы

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;

  • принцип взаимодействия и сотрудничества;

  • принцип комплексного подхода.;

  • принцип доступности.


Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является ее очно-заочная форма организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, способствующая более полному использованию потенциальных возможностей дополнительного образования при решении общих образовательных задач. Данная программа предусматривает обучение и по индивидуальным, образовательным маршрутам. Могут быть использованы в работе дистанционные формы обучения и закрепления пройдённого материала. Дистанционные формы работы помогают разнообразить творческую деятельность, помогают не допустить отставания по программе детям, временно не посещающим очные занятия. Занятия разработаны согласно возрастным особенностям детей, а также данные занятия могут применяться для обучения детей с ограниченными возможностями.


Цель образовательной программы

Целью программы является подготовка вожатых для

работы в загородных оздоровительных лагерях и в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.

Задачи образовательной программы

  1. Обучающие:

  • Научить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях;

  • Научить проектировать собственную педагогическую деятельность.

  1. Воспитывающие:

  • Помочь обучающимся в восприятии ценностей воспитательной среды, стиля профессиональной деятельности педагогического коллектива, в освоении культурно- образовательного пространства в условиях детского оздоровительного лагеря;

  • Способствовать профессиональному развитию и росту обучающихся на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве помощника вожатого и вожатого детского лагеря.

  1. Развивающие:

  • Обеспечить овладение обучающимися современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;

  • Помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;

  • Обеспечить овладение обучающимися базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены;

  • Способствовать освоению необходимых психолого-педагогических и медико- профилактических знаний.



Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 14-17 лет. Данная программа предназначена для учреждений дополнительного образования. Набор детей в объединение – свободный.

Особенности организации образовательного процесса

Программа объединения предусматривает коллективная, групповая, индивидуальная. Оптимальная наполняемость группы – не менее 15 человек.

Формы обучения. Форма обучения - очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятии

Общее количество часов в год - 144 учебных часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий в соответствии с СанПиНами 40 минут с 10 минутным перерывом. Недельная нагрузка - 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы - 2 года, совокупная учебная нагрузка составляет 144 учебных часа, включая мастер-класс, встречи, тренинги, практикумы, экскурсии.


Основные методы обучения

1. Теоретические:

а) Словесные методы: беседа, инструктаж.

Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями между педагогом и обучающимся. Таким образом, рассказ – односторонний, а беседа – двусторонний метод обучения. Беседа способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Вводная беседа помогает обучающимся устанавливать связи с предыдущими занятиями, узнавать, чем конкретно они будут заниматься, и определять необходимые материалы, инструменты и приспособления, представлять себе последовательность трудового процесса. Беседа и рассказ более убедительны, если сопровождаются показом выполнения работы, их изображениями в виде схем и показом образцов. Текущая беседа может идти во время практической работы. Итоговая беседа проводится как в конце занятия, так и в конце серии занятий по изучению одной темы. Все проводимые педагогом беседы должны иметь общий стержень и плавно переходить одна в другую. Тогда образуется, своеобразная цепочка из знаний, которые как бы нанизываются на этот стержень.

Инструктаж – словесный метод обучения, основанный на изложении инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять.

Теоретические методы обучения нацелены на создание условий для развития способностей личности: слушать и слышать, концентрировать своё внимание, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать свою точку зрения, творчески решать поставленные задачи.

б) Наглядные методы основанный на использовании наглядных материалов (использование видеофильмов и иллюстраций)

2. Практические:

а) репродуктивные методы – они способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Это сочетание словесных методов с наглядными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.

б) методы проектного обучения – предполагают построение и наличие логической цепочки: замысел – подбор материалов и инструментов – осуществление замысла – решение дополнительно возникающих задач. У обучающихся развиваются психические функции: понимание – применение знаний – анализ (умение выделять главное и видеть второстепенное) – синтез (приход к решению) – оценка и самооценка.



Планируемые результаты


Личностные:
  • сформировать активную жизненную позицию гражданина РФ;

  • сформировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;сформировать навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

  • формировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • сформировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. сформировать креативности, склонности к самостоятельному творчеству, исследовательско- проектной деятельности.

Метапредметные:
  • научить самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

  • научить самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • развивать владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • развивать мотивацию к самосовершенствованию, к творческой деятельности;

  • сформировать и систематизировать у обучающихся знания психолого-педагогических основ работы с детьми, особенностей детского развития.

  • научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

  • научить планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

Образовательные (предметные):
  • ознакомить с основными методами организации детского отдыха в летнем пришкольном лагере дневного пребывания и детском оздоровительном лагере, выработать мотивацию на участие в педагогической работе с детьми с учетом усвоения ими личностно-ориентированного подхода и усвоения принципов, педагогики сотрудничества;

  • научить планированию и проведению мероприятий;

  • выработать основные навыки и умения практической деятельности вожатого в летнем пришкольном лагере дневного пребывания и детском оздоровительном лагере.

А также обучающиеся получат возможность трудоустройства в летний период, либо прохождение школьной практики в лагере с дневным пребыванием детей в качестве помощника вожатого.

Механизм оценивания образовательных результатов

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

- Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением поставленных задач.

- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать.

- Высокий уровень. Может выполнять порученные задачи без помощи педагога.


Формы подведения итогов реализации программы

Зачет (разработка проекта), участие в конкурсе вожатского мастерства. Формы контроля:

  • собеседование;

  • практические работы в ходе занятий;

  • практические работы;

  • создание программы по организации летнего отдыха школьников;

  • создание проектов отрядных уголков.



Материально-техническое обеспечение программы
  • программное обеспечение:

  • операционная система Windows;

  • офисный пакет Microsoft Office;

  • интернет-соединение, браузер Google Chrome;

  • ТСО: ноутбук, проектор, экран, флэш-накопитель (USB), акустическая система (колонки), аудиомагнитофон (или музыкальный центр), видеокамера (цифровая), внешний жёсткий диск-накопитель, ламинатор, микрофон концертный (радиомикрофон), многофункциональное устройство МФУ (цветная печать).

Кадровое обеспечение реализации программы

Занятия проводятся педагогом дополнительного образования Мирошниченко Виолеттой Александровной 13.11.2002 года рождения, является студенткой 4 курса БФУ им. Канта факультета Педагогического образования с 2-мя профилями.


Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин

Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Оценочные и методические материалы

В ходе реализации программы используются диагностические материалы, позволяющие определить уровень знаний, обучающихся в начале года и достижения по итогам программы. На протяжении всего учебного года каждый учащийся ведёт педагогический дневник, в котором отражается теоретическая часть занятий и педагогическая практика. В начале обучения проводится анкета «Интересы и увлечения современных подростков». В середине обучения, для подведения промежуточных результатов проводится тестирование. И в конце обучения, для подведения итогов проводится конкурс вожатского мастерства.

Методическое обеспечение программы

Материалы и инструменты:

  • блокноты, бумага А0 (ватман),

  • бумага А4 офисная (белая),

  • бумага А4 офисная (цветная),

  • карандаши цветные (комплект),

  • клей (клей-карандаш, клей-ПВА),

  • нож канцелярский, н

  • ножницы бытовые,

  • планшет (канцелярский),

  • фломастеры цветные,

  • мяч резиновый, скакалки.

Мультимедийные презентации:

  • «Творческие проекты»,

  • «Логика развития смены»,

  • «Формы отрядной работы»,

  • «Временный детский коллектив»,

  • «Кто есть «ВОЖАТЫЙ?».

Нормативные документы:

  • Конституция РФ;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • профессиональный стандарт вожатого.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Вводное занятие.- 2 часа
    1. Введение в курс

Теория: Цели, задачи школы (2 час).

  1. Основы деятельности вожатого. -12 часов
Правовые основы деятельности вожатого. – 4 часа

Теория: Конвенция о правах ребёнка. Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ФЗ «Об общественных объединений», Закон РФ «Об образовании» (2 час).

Практические занятия: (2 часа)
    1. Трудовые основы деятельности вожатого.- 4 часа Теория: Основы трудового законодательства. Должностная инструкция вожатого. Программы деятельности вожатых СПО –ФДО (2 часа).

Практические занятия: Составление «простых» правил поведения для детей, вожатых и помощников вожатых, диджея. Разработка кодекса чести вожатого и помощника вожатого, социальное проектирование, работа над программой деятельности отряда (2 часа)

2.3. Основы техники безопасности в детском лагере - 4 часа

Теория: Охрана безопасности жизнедеятельности. Санитарные нормы и правила пребывания детей в учреждения отдыха и оздоровления (2 часа)

Практические занятия: Проведение тренинговых упражнений. (2 часа)

  1. Основы организации работы с временным детским коллективом в Лагере - 26 часов
    1. Временный детский коллектив -8 часов

Теория: Понятие и характеристики временного детского коллектива. Особенности и закономерности развития. Этапы развития коллектива по А. Лутошкину. КТД – как форма организации коллектива (6 часов).

Практика: Стили руководства детским коллективом (2 часа).

Особенности организации смены - 8 часов

Теория: Особенности работы лагеря дневного пребывания детей и в загородном лагере. Логика смены, формы работы в отдельно взятых периодах. Планирование смены, виды планов. Программа смены и сценарии. Корпоративная культура смены, лагеря. (4 часа).

Практика: Формы проведения линеек. Общий сбор. Формы проведения вечерних дел. Вожатский концерт. Режим смены. (4 часа).

    1. Отрядная работа как основная деятельность отрядного вожатого – 10 часов.

Теория: Планирование работы отряда. Отрядный огонёк. Самоуправление – понятие, сущность, принципы. Выявление лидеров в отряде, формы работы с ними. Корпоративная культура отряда. (4 часа).

Практика: Оформление отрядного уголка. Отрядные игры (подвижные, малоподвижные, в зале). Игры по станциям - методики и формы проведения. Организация самоуправления отряда и чередование традиционных поручений (ЧТП). Режимные моменты. (6 часов).

  1. Особенности работы с разновозрастными и разнополыми детьми. -26 часов
    1. Возрастные особенности- 6 часов

Теоретические занятия: Разновозрастные отряды, психологические подходы. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Особенности работы с подростками. (3 часа)

Практические занятия: Проведение тренинговых упражнений. Проведение психологических тестов. Проведение развивающих игр. (3 часа)

    1. Возрастные особенности- 6 часов

Теоретические занятия: Разновозрастные отряды, психологические подходы. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Особенности работы с подростками. (3 часа)

Практические занятия: Проведение тренинговых упражнений. Проведение психологических тестов. Проведение развивающих игр. (3 часа)

    1. Гендерные особенности -6 часов

Теоретические занятия: Особенность работы с мальчиками и девочками. Гендерный состав отряда и лагеря, особенности гендерного подхода к организации отрядных и лагерных дел. Гендерный подход в работе помощника вожатого. (3 часа)

  1. Методическая копилка и практические навыки помощника вожатого - 32 часа
    1. Методическая копилка- 16 часов

Теоретические занятия: Создание методической копилки помощника вожатого. (4 часа).

Практические занятия: Оформление уголка. Вожатские танцы. Игровые практикумы – игры с залом, подвижные игры, малоподвижные игры. Создание корпоративной культуры отряда (12 часов).


    1. Практические навыки вожатого -16 часов

Теоретические занятия: Организаторские навыки в проведении отрядных и лагерных дел. Методики активного слушания. Тренинговые упражнения на знакомства. Песенный блок. Работа с бумагой, с пластилином. (4 часа).

Практические занятия: Лидерские тенинговые упражнения. Игровые, танцевальные, песенные навыки. Упражнении и игры на сплочение коллектива. Песенныйблок. Оформительские навыки. Работа с бросовым материалом. Слайд-презентации, использование их в рамках смены (12 часов).

  1. Итоговые события. – 10 часов
6.1. Итоговые и зачетные занятия и мероприятия – 10 часов

Теоретические занятия: Теоретическое зачетное событие – тестирование (3 часа).

Практические занятия: Практическое зачетное событие: участие в районной «Школе вожатого». Работа в отрядах. Проведение мероприятий. Мастер-классы и танцевальные практики (7 часов).


УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Наименование тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретические

практически

е

1

Вводное занятие-2 часа

1.

1

Введение в курс

2

2

-

2

Основы деятельности вожатого – 12 часов

2.

1

Правовые основы

деятельности вожатого.

4

2

2

2.

2

Трудовые основы

деятельности вожатого.

4

2

2


2.

3

Основы техники

безопасности в детском лагере

4

2

2

3

Основы организации работы с временным детским коллективом в лагере – 26 часа

3.

1

Временный детский коллектив

8

6

2

3.

2

Особенности организации

смены

8

4

4

3.

3

Отрядная работа как основная деятельность

отрядного вожатого

10

4

6

4

Особенности работы с разновозрастными и разнополыми детьми 26 часа

4.

1

Возрастные особенности

6

3

3

4.

2

Гендерные особенности

6

3

3

4.

3

Дети из семей, находящихся в социально опасном положении

6

3

3

4.

4

Взаимоотношения в системе

«Ребенок-помощник вожатого»

8

4

4

5

Методическая копилка и практические навыки помощника вожатого – 32 часа

5.

1

Методическая копилка

16

4

12

5.

2

Практические навыки вожатого

16

4

12

6

Итоговые события 10 часов

6.

1

Итоговые и зачетные занятия и мероприятия

12

4

8


Итого часов:

144

62

82



Календарный учебный график


Начало учебного года – 1 сентября. Окончание учебного года – 31 мая.

Год обучения

Объем

учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1 год обучения

«Базовый»

144

36

2 раза в неделю по 2 часа

36



Календарный план воспитательной работы



Наименование направления

Формы работы

Сроки

1

Программа формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи

Участие в городских конкурсных мероприятиях Разработка и проведение мероприятий для детей Содействие обучающимся в подготовке к конкурсным мероприятиям, участию в социальных и

образовательных проектах

весь период

2

Программа духовно-нравственного, гражданско- патриотического воспитания, возрождения семейных ценностей, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде

Проведение бесед, в т.ч. с просмотром и обсуждение видео-материалов

Просмотр и обсуждение социальных видеороликов, фильмов

Распространение листовок, оформление стендов в учреждении. Организация мероприятий, посвящённых памятным датам.

Участие в городских, областных, всероссийских

патриотических акциях

весь период

3

Программа социализации, самоопределения и профессиональной ориентации

Проведение для

обучающихся мастер- классов,тренинговых упражнений

Помощь в организации и проведении мероприятий ДЮЦ «Авангард»


весь период

4

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и комплексной профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного травматизма)

Проведение бесед, пятиминуток, просмотр и обсуждение видео- материалов

Распространение листовок, оформление стендов в учреждении. Дни здоровья.

Выезды на турбазу.

весь период

5

Программа восстановления социального статуса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и включение его в систему общественных отношений

Подготовка мероприятий для детей с ОВЗ(игровых программ, викторин, квизов, мастер-классов др.) Реализация проекта «Добрые часы»

весь период

6

Программа формирования и развития информационной культуры и информационной грамотности

Размещение информации о деятельности в группе «ВКонтакте» и на сайте учреждения.

Интерактивные беседы на

тему «Безопасный интернет»

весь период


Список литературы
    1. Абраменко В.И., Алексеев А.А. Практикум по общей психологии. - М., 1990.

    2. Берштейн А. Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии. - М., 1996.

    3. Большаков В.Ю. Психотренинг. - СПб., 1994.

    4. Вожатому «Орленка». - Центр. метод. кабинет, 1984.

    5. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

    6. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

    7. Игры для скаутов. - Петрозаводск, 1996.


    1. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.

    2. Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. - М., 1990.

    3. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. - Ижевск, 1996.

    4. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1996. 12.Леви В. Цвет судьбы. - СПб., 1993.

  1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1996.

  2. Найк Анита Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам


  1. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М., 1993. 16.Психологические тесты для всех. - Киев, 1996.

  1. Психологические тесты для тинэйджеров. - Киев, 1996.

  2. Родчанин Е.Г., Зюнин И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.

  3. Рудестам Ньелл Групповая психотерапия. - М.,1990.

  4. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1997.

  5. Тидор С.Н.Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск, 1997.

  6. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. - СПб.,1996.

  7. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - Петрозаводск, 1993


Интернет ресурсы:
  1. http://www.edu.ru/

  2. http://dopedu.ru/

  3. http://window.edu.ru/

  4. http://www.vipress.ru/

  5. http://pdo-online.ru/