РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»
(ГАУ КО ОО ШИЛИ)
| | | |
Принята на заседании педагогического совета «____» _______ 2023 г. | | «Утверждаю» Директор ГАУ КО ОО ШИЛИ _________ Данилова М.В. «____» ________2023 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной
направленности
«Школа Вожатого»
Возраст обучающихся: 14-17лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: Мирошниченко В.А.
педагог дополнительного образования
Калининград, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы заключается в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на формирование коллектива единомышленников, которым предстоит трудиться вместе в условиях лагерной смены, поможет будущим коллегам лучше узнать способности и возможности друг друга, обучит работать в команде, решая общие задачи и помогая добиться совместного творческого успеха.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы Вожатый — специалист, отвечающий за сохранность здоровья, жизни ребёнка, его развитие в течение всей смены в пионерском лагере, но не обязательно так как существуют разные лагери.
Безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.
Тимбилдинг – это комплекс мероприятий, направленных на создание и укреплений эффективных взаимосвязей внутри коллектива и построение работоспособной команды.
Педагогические навыки - умение обучать и воспитывать детей, используя методики образования и развития.
Социальная адаптация-помощь детям в адаптации к новой обстановке и социальным группам в лагере.
Этика и нормы поведения- соблюдение этических стандартов и правил взаимодействия с детьми и коллегами.
Направленность программы Программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Уровень освоения программы Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность образовательной программы Актуальность программы обусловлена заключается в том что, организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как составляющая государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Кроме этого, значимость проблем детского отдыха и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и развития детей, которые являются являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.
Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень профессионального мастерства кадрового состава, и вожатых и педагогов детских оздоровительных учреждений.
Педагогическая целесообразность образовательной программы Целесообразность программы объяснятся тем, что содержание программы направлено на формирование у учащихся интереса к педагогической деятельности, выявление и развитие организаторских, коммуникативных, креативных способностей, а также на формирование навыков межличностного и делового общения. Обучение предполагает знакомство с педагогикой, психологией, с профессией педагога, а также формирует навыки самостоятельной работы с детьми, выявляет мотивы выбора педагогической профессии, даёт возможность получить начальные профессиональные (педагогические) знания.
Практическая значимость образовательной программы
Вожатство имеет высокую практическую значимость, особенно в контексте организации досуговых мероприятий для детей и подростков.
Образовательный опыт- вожатые могут значительно влиять на развитие детей через образовательные игры и активности. Они способствуют усвоению новых знаний и навыков, а также развитию социальных и креативных способностей.
Физическое и эмоциональное благополучие- вожатые оказывают влияние на физическое здоровье детей, поощряя активные игры и спорт. Они также помогают в управлении эмоциями и разрешении конфликтов, способствуя психологическому благополучию.
Развитие социальных навыков- досуговые мероприятия, проводимые вожатыми, способствуют развитию социальных навыков у детей, включая коммуникацию, сотрудничество и лидерство.
Безопасность и навыки выживания- вожатые учат детей основам безопасности, а также навыкам выживания в природе, что может быть полезным в реальных ситуациях.
Принципы отбора содержания образовательной программы
принцип единства развития, обучения и воспитания;
принцип взаимодействия и сотрудничества;
принцип комплексного подхода.;
принцип доступности.
Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее очно-заочная форма организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, способствующая более полному использованию потенциальных возможностей дополнительного образования при решении общих образовательных задач. Данная программа предусматривает обучение и по индивидуальным, образовательным маршрутам. Могут быть использованы в работе дистанционные формы обучения и закрепления пройдённого материала. Дистанционные формы работы помогают разнообразить творческую деятельность, помогают не допустить отставания по программе детям, временно не посещающим очные занятия. Занятия разработаны согласно возрастным особенностям детей, а также данные занятия могут применяться для обучения детей с ограниченными возможностями.
Цель образовательной программы
Целью программы является подготовка вожатых для
работы в загородных оздоровительных лагерях и в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.
Задачи образовательной программы
Обучающие:
Научить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях;
Научить проектировать собственную педагогическую деятельность.
Воспитывающие:
Помочь обучающимся в восприятии ценностей воспитательной среды, стиля профессиональной деятельности педагогического коллектива, в освоении культурно- образовательного пространства в условиях детского оздоровительного лагеря;
Способствовать профессиональному развитию и росту обучающихся на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве помощника вожатого и вожатого детского лагеря.
Развивающие:
Обеспечить овладение обучающимися современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;
Помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;
Обеспечить овладение обучающимися базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены;
Способствовать освоению необходимых психолого-педагогических и медико- профилактических знаний.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 14-17 лет. Данная программа предназначена для учреждений дополнительного образования. Набор детей в объединение – свободный.
Особенности организации образовательного процесса
Программа объединения предусматривает коллективная, групповая, индивидуальная. Оптимальная наполняемость группы – не менее 15 человек.
Формы обучения. Форма обучения - очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятии
Общее количество часов в год - 144 учебных часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятий в соответствии с СанПиНами 40 минут с 10 минутным перерывом. Недельная нагрузка - 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объем и срок освоения программы.
Срок освоения программы - 2 года, совокупная учебная нагрузка составляет 144 учебных часа, включая мастер-класс, встречи, тренинги, практикумы, экскурсии.
Основные методы обучения 1. Теоретические:
а) Словесные методы: беседа, инструктаж.
Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями между педагогом и обучающимся. Таким образом, рассказ – односторонний, а беседа – двусторонний метод обучения. Беседа способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Вводная беседа помогает обучающимся устанавливать связи с предыдущими занятиями, узнавать, чем конкретно они будут заниматься, и определять необходимые материалы, инструменты и приспособления, представлять себе последовательность трудового процесса. Беседа и рассказ более убедительны, если сопровождаются показом выполнения работы, их изображениями в виде схем и показом образцов. Текущая беседа может идти во время практической работы. Итоговая беседа проводится как в конце занятия, так и в конце серии занятий по изучению одной темы. Все проводимые педагогом беседы должны иметь общий стержень и плавно переходить одна в другую. Тогда образуется, своеобразная цепочка из знаний, которые как бы нанизываются на этот стержень.
Инструктаж – словесный метод обучения, основанный на изложении инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять.
Теоретические методы обучения нацелены на создание условий для развития способностей личности: слушать и слышать, концентрировать своё внимание, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать свою точку зрения, творчески решать поставленные задачи.
б) Наглядные методы основанный на использовании наглядных материалов (использование видеофильмов и иллюстраций)
2. Практические:
а) репродуктивные методы – они способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Это сочетание словесных методов с наглядными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.
б) методы проектного обучения – предполагают построение и наличие логической цепочки: замысел – подбор материалов и инструментов – осуществление замысла – решение дополнительно возникающих задач. У обучающихся развиваются психические функции: понимание – применение знаний – анализ (умение выделять главное и видеть второстепенное) – синтез (приход к решению) – оценка и самооценка.
Планируемые результаты
Личностные: сформировать активную жизненную позицию гражданина РФ;
сформировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;сформировать навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
формировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
сформировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
сформировать креативности, склонности к самостоятельному творчеству, исследовательско- проектной деятельности.
Метапредметные: научить самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
научить самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
развивать владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
развивать мотивацию к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
сформировать и систематизировать у обучающихся знания психолого-педагогических основ работы с детьми, особенностей детского развития.
научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
научить планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Образовательные (предметные): ознакомить с основными методами организации детского отдыха в летнем пришкольном лагере дневного пребывания и детском оздоровительном лагере, выработать мотивацию на участие в педагогической работе с детьми с учетом усвоения ими личностно-ориентированного подхода и усвоения принципов, педагогики сотрудничества;
научить планированию и проведению мероприятий;
выработать основные навыки и умения практической деятельности вожатого в летнем пришкольном лагере дневного пребывания и детском оздоровительном лагере.
А также обучающиеся получат возможность трудоустройства в летний период, либо прохождение школьной практики в лагере с дневным пребыванием детей в качестве помощника вожатого.
Механизм оценивания образовательных результатов
1. Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений.
- Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением поставленных задач.
- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать.
- Высокий уровень. Может выполнять порученные задачи без помощи педагога.
Формы подведения итогов реализации программы
Зачет (разработка проекта), участие в конкурсе вожатского мастерства. Формы контроля:
собеседование;
практические работы в ходе занятий;
практические работы;
создание программы по организации летнего отдыха школьников;
создание проектов отрядных уголков.
Материально-техническое обеспечение программы программное обеспечение:
операционная система Windows;
офисный пакет Microsoft Office;
интернет-соединение, браузер Google Chrome;
ТСО: ноутбук, проектор, экран, флэш-накопитель (USB), акустическая система (колонки), аудиомагнитофон (или музыкальный центр), видеокамера (цифровая), внешний жёсткий диск-накопитель, ламинатор, микрофон концертный (радиомикрофон), многофункциональное устройство МФУ (цветная печать).
Кадровое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся педагогом дополнительного образования Мирошниченко Виолеттой Александровной 13.11.2002 года рождения, является студенткой 4 курса БФУ им. Канта факультета Педагогического образования с 2-мя профилями.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Оценочные и методические материалы
В ходе реализации программы используются диагностические материалы, позволяющие определить уровень знаний, обучающихся в начале года и достижения по итогам программы. На протяжении всего учебного года каждый учащийся ведёт педагогический дневник, в котором отражается теоретическая часть занятий и педагогическая практика. В начале обучения проводится анкета «Интересы и увлечения современных подростков». В середине обучения, для подведения промежуточных результатов проводится тестирование. И в конце обучения, для подведения итогов проводится конкурс вожатского мастерства.
Методическое обеспечение программы
Материалы и инструменты:
блокноты, бумага А0 (ватман),
бумага А4 офисная (белая),
бумага А4 офисная (цветная),
карандаши цветные (комплект),
клей (клей-карандаш, клей-ПВА),
нож канцелярский, н
ножницы бытовые,
планшет (канцелярский),
фломастеры цветные,
мяч резиновый, скакалки.
Мультимедийные презентации:
«Творческие проекты»,
«Логика развития смены»,
«Формы отрядной работы»,
«Временный детский коллектив»,
«Кто есть «ВОЖАТЫЙ?».
Нормативные документы:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
профессиональный стандарт вожатого.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.- 2 часа Введение в курс
Теория: Цели, задачи школы (2 час).
Основы деятельности вожатого. -12 часов
Правовые основы деятельности вожатого. – 4 часа
Теория: Конвенция о правах ребёнка. Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ФЗ «Об общественных объединений», Закон РФ «Об образовании» (2 час).
Практические занятия: (2 часа)
Трудовые основы деятельности вожатого.- 4 часа Теория: Основы трудового законодательства. Должностная инструкция вожатого. Программы деятельности вожатых СПО –ФДО (2 часа).
Практические занятия: Составление «простых» правил поведения для детей, вожатых и помощников вожатых, диджея. Разработка кодекса чести вожатого и помощника вожатого, социальное проектирование, работа над программой деятельности отряда (2 часа)
2.3. Основы техники безопасности в детском лагере - 4 часа
Теория: Охрана безопасности жизнедеятельности. Санитарные нормы и правила пребывания детей в учреждения отдыха и оздоровления (2 часа)
Практические занятия: Проведение тренинговых упражнений. (2 часа)
Основы организации работы с временным детским коллективом в Лагере - 26 часов Временный детский коллектив -8 часов
Теория: Понятие и характеристики временного детского коллектива. Особенности и закономерности развития. Этапы развития коллектива по А. Лутошкину. КТД – как форма организации коллектива (6 часов).
Практика: Стили руководства детским коллективом (2 часа).
Особенности организации смены - 8 часов
Теория: Особенности работы лагеря дневного пребывания детей и в загородном лагере. Логика смены, формы работы в отдельно взятых периодах. Планирование смены, виды планов. Программа смены и сценарии. Корпоративная культура смены, лагеря. (4 часа).
Практика: Формы проведения линеек. Общий сбор. Формы проведения вечерних дел. Вожатский концерт. Режим смены. (4 часа).
Отрядная работа как основная деятельность отрядного вожатого – 10 часов.
Теория: Планирование работы отряда. Отрядный огонёк. Самоуправление – понятие, сущность, принципы. Выявление лидеров в отряде, формы работы с ними. Корпоративная культура отряда. (4 часа).
Практика: Оформление отрядного уголка. Отрядные игры (подвижные, малоподвижные, в зале). Игры по станциям - методики и формы проведения. Организация самоуправления отряда и чередование традиционных поручений (ЧТП). Режимные моменты. (6 часов).
Особенности работы с разновозрастными и разнополыми детьми. -26 часов Возрастные особенности- 6 часов
Теоретические занятия: Разновозрастные отряды, психологические подходы. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Особенности работы с подростками. (3 часа)
Практические занятия: Проведение тренинговых упражнений. Проведение психологических тестов. Проведение развивающих игр. (3 часа)
Возрастные особенности- 6 часов
Теоретические занятия: Разновозрастные отряды, психологические подходы. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Особенности работы с подростками. (3 часа)
Практические занятия: Проведение тренинговых упражнений. Проведение психологических тестов. Проведение развивающих игр. (3 часа)
Гендерные особенности -6 часов
Теоретические занятия: Особенность работы с мальчиками и девочками. Гендерный состав отряда и лагеря, особенности гендерного подхода к организации отрядных и лагерных дел. Гендерный подход в работе помощника вожатого. (3 часа)
Методическая копилка и практические навыки помощника вожатого - 32 часа Методическая копилка- 16 часов
Теоретические занятия: Создание методической копилки помощника вожатого. (4 часа).
Практические занятия: Оформление уголка. Вожатские танцы. Игровые практикумы – игры с залом, подвижные игры, малоподвижные игры. Создание корпоративной культуры отряда (12 часов).
Практические навыки вожатого -16 часов
Теоретические занятия: Организаторские навыки в проведении отрядных и лагерных дел. Методики активного слушания. Тренинговые упражнения на знакомства. Песенный блок. Работа с бумагой, с пластилином. (4 часа).
Практические занятия: Лидерские тенинговые упражнения. Игровые, танцевальные, песенные навыки. Упражнении и игры на сплочение коллектива. Песенныйблок. Оформительские навыки. Работа с бросовым материалом. Слайд-презентации, использование их в рамках смены (12 часов).
Итоговые события. – 10 часов
6.1. Итоговые и зачетные занятия и мероприятия – 10 часов
Теоретические занятия: Теоретическое зачетное событие – тестирование (3 часа).
Практические занятия: Практическое зачетное событие: участие в районной «Школе вожатого». Работа в отрядах. Проведение мероприятий. Мастер-классы и танцевальные практики (7 часов).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Общее количество учебных часов | В том числе |
теоретические | практически е |
1 | Вводное занятие-2 часа |
1. 1 | Введение в курс | 2 | 2 | - |
2 | Основы деятельности вожатого – 12 часов |
2. 1 | Правовые основы деятельности вожатого. | 4 | 2 | 2 |
2. 2 | Трудовые основы деятельности вожатого. | 4 | 2 | 2 |
2. 3 | Основы техники безопасности в детском лагере | 4 | 2 | 2 |
3 | Основы организации работы с временным детским коллективом в лагере – 26 часа |
3. 1 | Временный детский коллектив | 8 | 6 | 2 |
3. 2 | Особенности организации смены | 8 | 4 | 4 |
3. 3 | Отрядная работа как основная деятельность отрядного вожатого | 10 | 4 | 6 |
4 | Особенности работы с разновозрастными и разнополыми детьми – 26 часа |
4. 1 | Возрастные особенности | 6 | 3 | 3 |
4. 2 | Гендерные особенности | 6 | 3 | 3 |
4. 3 | Дети из семей, находящихся в социально опасном положении | 6 | 3 | 3 |
4. 4 | Взаимоотношения в системе «Ребенок-помощник вожатого» | 8 | 4 | 4 |
5 | Методическая копилка и практические навыки помощника вожатого – 32 часа |
5. 1 | Методическая копилка | 16 | 4 | 12 |
5. 2 | Практические навыки вожатого | 16 | 4 | 12 |
6 | Итоговые события – 10 часов |
6. 1 | Итоговые и зачетные занятия и мероприятия | 12 | 4 | 8 |
| Итого часов: | 144 | 62 | 82 |
Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 сентября. Окончание учебного года – 31 мая.
Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 год обучения «Базовый» | 144 | 36 | 2 раза в неделю по 2 часа | 36 |
Календарный план воспитательной работы
№ | Наименование направления | Формы работы | Сроки |
1 | Программа формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи | Участие в городских конкурсных мероприятиях Разработка и проведение мероприятий для детей Содействие обучающимся в подготовке к конкурсным мероприятиям, участию в социальных и образовательных проектах | весь период |
2 | Программа духовно-нравственного, гражданско- патриотического воспитания, возрождения семейных ценностей, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде | Проведение бесед, в т.ч. с просмотром и обсуждение видео-материалов Просмотр и обсуждение социальных видеороликов, фильмов Распространение листовок, оформление стендов в учреждении. Организация мероприятий, посвящённых памятным датам. Участие в городских, областных, всероссийских патриотических акциях | весь период |
3 | Программа социализации, самоопределения и профессиональной ориентации | Проведение для обучающихся мастер- классов,тренинговых упражнений Помощь в организации и проведении мероприятий ДЮЦ «Авангард» | весь период |
4 | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и комплексной профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного травматизма) | Проведение бесед, пятиминуток, просмотр и обсуждение видео- материалов Распространение листовок, оформление стендов в учреждении. Дни здоровья. Выезды на турбазу. | весь период |
5 | Программа восстановления социального статуса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и включение его в систему общественных отношений | Подготовка мероприятий для детей с ОВЗ(игровых программ, викторин, квизов, мастер-классов др.) Реализация проекта «Добрые часы» | весь период |
6 | Программа формирования и развития информационной культуры и информационной грамотности | Размещение информации о деятельности в группе «ВКонтакте» и на сайте учреждения. Интерактивные беседы на тему «Безопасный интернет» | весь период |
Список литературы Абраменко В.И., Алексеев А.А. Практикум по общей психологии. - М., 1990.
Берштейн А. Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии. - М., 1996.
Большаков В.Ю. Психотренинг. - СПб., 1994.
Вожатому «Орленка». - Центр. метод. кабинет, 1984.
Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
Игры для скаутов. - Петрозаводск, 1996.
Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. - М., 1990.
Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. - Ижевск, 1996.
Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1996. 12.Леви В. Цвет судьбы. - СПб., 1993.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1996.
Найк Анита Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М., 1993. 16.Психологические тесты для всех. - Киев, 1996.
Психологические тесты для тинэйджеров. - Киев, 1996.
Родчанин Е.Г., Зюнин И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.
Рудестам Ньелл Групповая психотерапия. - М.,1990.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1997.
Тидор С.Н.Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск, 1997.
Уайтсайд Р. О чем говорят лица. - СПб.,1996.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - Петрозаводск, 1993
Интернет ресурсы:
http://www.edu.ru/
http://dopedu.ru/
http://window.edu.ru/
http://www.vipress.ru/
http://pdo-online.ru/