Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ (с изменениями)
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2002 г. №2 / Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения,
Инструктивно-методического письма, под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой
Учебно-практического пособия под ред. В.С.Кукушина «Логопедия в школе»
Коррекционной программы А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой «Обучаем читать и писать без ошибок».
Одним из самых сложных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами.
Дисграфия, обусловленнаянесформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения. Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма. Вместе с тем, как отмечают многие исследователями, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи направлена не только на коррекцию специфических ошибок, но и на формирование у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям, планирования, самоконтроля.
Целью данного курсаявляется уточнениезвуко-слогового анализа слов, предложений.
Целенаправленная программа преодоления учебных затруднения у детей с нарушениями речи путем формирования и развития навыков учебной деятельности расчитана на преодоление акустическойдисграфии идисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза позволяет решать следующие задачи:
-коррекция дисграфических ошибок
- развивать умения и навыки планирования и организации деятельности
- развивать умение произвольно управлять вниманием
- формировать навыки самоконтроля
- развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности
- повышать мотивацию к обучению
- развивать навыков планирования и организации деятельности.
Согласно учебному плану МБОУ гимназии на изучение курса логопедии во 2 классе отводится 2 часа в неделю.
Планируемые результаты:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
- положительное отношение к обучению, к познавательной деятельности;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- способность к самооценке своих действий;
- осознание себя как индивидуума и как члена общества.
Метапредметные УУД.
Регулятивные действия обеспечивают учащимися организацию их учебной деятельности, к которым относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка. Учащиеся учатся понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные действия включают общеучебные, логические и общую постановку задачи. К ним относятся:
- способность к познанию окружающего мира (готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, т.е. осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, осуществляемые для решения учебных задач; делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей по общению или деятельности, к которым относятся:
- умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- соблюдать правила речевого поведения
- слушать и отвечать на вопросы других, формировать собственные мысли
- строить небольшие монологические высказывания
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Предметные УУД :
- ориентироваться в морфологическом составе слова; пользоваться различными способами словообразования; выполнять анализ и синтез предложения.
- определять ударные и безударные слоги.
- производить слоговой, анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложения.
- видеть границы слов в предложении.
- отличать предлоги и приставки.
- пользоваться различными способами словообразования.
Коррекционный курс имеет следующее содержание:
1 этап. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.
На этом этапе дети продолжают знакомиться со слогообразующей ролью гласного; используют слова, в которых написание аналогично звучанию.
На этом этапе работа направлена на выработку у учащихся умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На этом этапе работы, в основном, направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью вводится система упражнений на различение гласных и согласных звуков, смешиваемых в устной речи и на письме ( гласные 1 и 2 ряда, парные согласные, свистящие и шипящие, аффрикаты /ч-ц/).
Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями.
2 этап. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
Данный этап предусматривает : знакомство с предлогами – определение их значения, знакомство с написанием предлогов; знакомство с приставками – определение их значения, знакомство с написанием приставок; дифференциацию предлогов и приставок; развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение места слов в предложении.
Основные направления работы.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Звукобуквенный состав слова | 2 |
2 | Слоговой состав слова | 3 |
3 | Гласные 1 и 2 ряда | 10 |
4 | Мягкий знак | 4 |
5 | Дифференциация парных согласных | 12 |
6 | Дифференциация сходных по начертанию букв | 6 |
7 | Дифференциация предлогов и приставок | 7 |
8 | Безударная гласная Родственные слова | 4 |
9 | Повторение | 11 |
| Итого | 59 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
| план | факт |
Обследование состояния звуко-слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза | 2.09-15.09 |
| Слово. Звук. (звуковой состав слова; звукобуквенный анализ и синтез – обобщение знаний) | | |
| Слово. Звук. (звуковой состав слова; звукобуквенный анализ и синтез – обобщение знаний) | | |
| Слово. Звук. (звуковой состав слова; звукобуквенный анализ и синтез – обобщение знаний) | | |
| Слоговой состав слова. Перенос слов | | |
| Слоговой состав слова. Перенос слов | | |
| Слоговой состав слова. Перенос слов | | |
| Гласные 1 и 2 ряда | | |
| Выделение гласных 2 ряда из слов. Образование гласных 2 ряда | | |
| Выделение гласных 2 ряда из слов. Образование гласных 2 ряда | | |
| Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда | | |
| Гласные а-я в слогах, словах, предложениях | | |
| Гласные а-я в слогах, словах, предложениях | | |
| Гласные у-ю в слогах, словах, предложениях | | |
| Гласные у-ю в слогах, словах, предложениях | | |
| Гласные о-ё в слогах, словах, предложениях | | |
| Гласные о-ё в слогах, словах, предложениях | | |
| Итоговое занятие по теме «Гласные 1 и 2 ряда» | | |
| Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова | | |
| Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце и в середине слова | | |
| Разделительный «ь» | | |
| Разделительный «ь» | | |
| Буквы в-ф в слогах и словах. | | |
| Буквы в-ф в предложениях и тексте. | | |
| Буквы б-п в слогах и в словах. | | |
| Буквы б-п в предложениях и тексте. | | |
| Буквы г-к в слогах и словах. | | |
| Буквы г-к в предложениях и тексте. | | |
| Буквы т-д в слогах и словах. | | |
| Буквы т-д в предложениях и тексте. | | |
| Буквы з-с в слогах и словах. | | |
| Буквы з-с в предложениях и тексте. | | |
| Буквы ш-ж в слогах и словах. | | |
| Буквы ш-ж в предложениях и тексте. ЖИ-ШИ | | |
| Итоговое занятие по теме «Глухие и звонкие согласные» | | |
| Буквы О-А (дифференциация букв, сходных по начертанию) | | |
| Буквы О-А (дифференциация букв, сходных по начертанию) | | |
| Буквы О-А (дифференциация букв, сходных по начертанию) | | |
| Буквы Б-Д (дифференциация букв, сходных по начертанию) | | |
| Буквы П-Т (дифференциация букв, сходных по начертанию) | | |
| Буквы Ш-Щ (дифференциация букв, сходных по начертанию) | | |
| Предлог. Предлоги «в, на, у, к» | | |
| Предлог. Предлоги «за, от, из» | | |
| Предлог. Предлоги «под, над, с, по, о» | | |
| Префиксальный способ образования слов: приставка. Приставки со значением приближения и удаления | | |
| Приставки со значением «очень» | | |
| Отличительные особенности предлога и приставки | | |
| Отличительные особенности предлога и приставки | | |
| Итоговое занятие по теме: «Предлог и приставка» | | |
| Проверяемые безударные гласные в корне слова. Родственные слова | | |
| Проверяемые безударные гласные в корне слова. Родственные слова | | |
| Проверяемые безударные гласные в корне слова. Родственные слова | | |
| Проверяемые безударные гласные в корне слова. Родственные слова | | |
| Итоговое занятие по теме «Проверяемые безударные гласные» | | |
| Повторение изученного материала: звуко-слоговой анализ | | |
| Повторение изученного материала: парные согласные | | |
| Повторение изученного материала: звуки, сходные по начертанию | | |
| Повторение изученного материала: предлоги, приставки | | |
| Повторение изученного материала: безударная гласная | | |
| Итоговый урок | | |