Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Современный педагог должен быть готов к постоянному совершенствованию, принятию новшеств.
В своей практике я использую различные виды деятельности направленные на раскрытие различных потенциалов учащихся.
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении поварского дела. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми должны сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися класса и в то же время должны иметь некоторое своеобразие. На своих уроках я использую дифференцированные задания, тесты, индивидуальные формы работ.
Вот некоторые приемы работы, как с одаренными, так и с остальными учениками.
1. Урочная деятельность. Реализация создания условий для развития личности в обучении поварскому делу происходит в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом.
Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий. Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный рецепт приготовления блюда.
Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных.
Большое внимание я уделяю учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, коллективно творческому воспитанию, то есть работу в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника (с незначительной помощью учителя): помогает понять последовательность выполняемых операций, терминологию, исправляет ошибки в теоретической и практической работе в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.
Особенно раскрываются ученики, работая в малых группах. Учитель может здесь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Письменные задания (тесты) разных уровней сложности. Учащиеся получают задания разных уровней сложности. Выполнив свое задание, меняются заданиями. Если слабоуспевающий ученик затрудняется выполнить то или иное задание, другой помогает ему.
2) Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру, традиции, обычаи народов нашей страны». Основными формами, которой являются различные выставки, конкурсы и викторины. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Применительно к интеллектуально одаренным учащимся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Предметные недели. В рамках этой недели проводятся различные мероприятия. Например, внеклассное мероприятие «Необычайное мероприятие чайное», участие детей в оформлении кабинета, выпуск плакатов, в приготовлении кондитерских изделий, викторина «По лабиринтам кулинарии», где учащиеся могут показать свои первые успехи по обработке продуктов, приготовлению бутербродов, особое внимание, уделив украшению блюда, конкурсы сценок, сказок или театрализованных представлений.
Все эти и другие применяемые формы и методы позволяют выявить способности учащихся и развивать их в дальнейшем.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Выставка «Сагаалган -2019»
« һэеы тэрээ»
Выставка «Мамин день - 8 марта»
Выставка «Последний звонок»