СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивации педагогов к саморазвитию, творческой инициативе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие мотивации педагогов

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации педагогов к саморазвитию, творческой инициативе»

Развитие мотивации педагогов к саморазвитию, творческой инициативе и креативности - основа достижения качества общего образования, соответствующего ФГОС.


В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки, причем они зависят от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.

Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.

А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.

Я. А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени):в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач.Со способностью к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены два личностных качества – интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны.

Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.

Творческий потенциал–это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».

Классификация типов личности педагога, характеризующая особенности развития его мотивации в профессионально-педагогической деятельности:

-«неустроенный»— доминирующие мотивы - внешние стимулы (материальная заинтересованность в работе). Основные признаки деятельности -выполнение необходимого (формально) объема работы, ориентация на внешние показатели, отсутствует стремление к повышению квалификации, безразличие к изменениям в своем труде;

-«неустойчивый»— доминирующие мотивы — внешнее самоутверждение(через внешнюю положительную оценку). Основные признаки деятельности

- выбор специфических действий в зависимости от самооценки(либо поиск средств достижения скорой отдачи, либо длительная работа по решению самостоятельной задачи). Удовлетворение непрофессиональных потребностей.

-«оптимальный»- доминирующие мотивы - профессиональные. Основные признаки деятельности - высокий уровень креативности, осмысление собственной деятельности, поиск и создание собственных концепций воспитания,направленность новшеств на детей;

-«энтузиаст»- доминирующие мотивы — мотивы личностной самореализации. Основные признаки деятельности — высокий творческий потенциал, реализация себя как личности и профессионала, постоянный поиск нового, потребность в создании нового видения педагогической действительности.

Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, отмечает М. М. Поташник, как бы учитель сам не заботился о своём профессиональном росте, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает школа. Таким образом, управление в школе, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого педагога.

Н. В. Немова в книге «Управление методической работой в школе» (М. «Сентябрь», 1999, стр.141, 153) предлагает «Модель условий мотивации профессионального развития учителя». На основании данной модели можно выделить ведущие мотивы и стимулы к профессиональному развитию.

Система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию


1.1.Открытие собственного мастер – класса для учителей округа или города.

1.2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы( расписание).

1.3.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта.

1.4.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.

Мотив личного развития, приобретения новой информации.

2.1.Направление на стажировку или престижные курсы.

2.2.Предоставление времени на методическую работу(работа на дому)

2.3.Творческий отпуск в каникулярное время.

2.4.Дополнительные дни к отпуску.

2.5.Оплата научно-методической литературы.

2.6.Содействие в переподготовке по интересующей учителя, руководителя школы специальности.

Мотив самоутверждения, достижения социального успеха.

3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.

3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.

3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях городского, областного значения.

3.4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы.

3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.

3.6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей.

3.7 Рекомендация учителя для работы в вузе на подготовительном отделении.

3.8.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.

Потребность быть в коллективе

4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

Мотив стабильности, защищенности

5.1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, родителей.

5.2.Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу.

5.3.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.

Мотив состязательности

6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства.

6.2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства


Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализма своих педагогов и призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уровне. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования. На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших учителей и пополнения образовательных учреждений новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.