СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисование песком как средство художественно–эстетического развития младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», соответствующую организацию образовательного пространства, которая должна обеспечивать: - игровую, познавательную , исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); -двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; -эмоциональное благополучие детей ; -возможность самовыражения детей.»

Просмотр содержимого документа
«Рисование песком как средство художественно–эстетического развития младшего школьника»

"Рисование песком как средство художественно–эстетического развития младшего школьника"


Актуальность проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(2014г.) обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», соответствующую организацию образовательного пространства, которая должна обеспечивать: - игровую, познавательную , исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); -двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; -эмоциональное благополучие детей ; -возможность самовыражения детей.»

Ни для кого не секрет, что младший школьный возраст является самым благоприятным для проявления познавательной деятельности и творческого потенциала у детей. Дети данного возраста ярко проявляют любознательность и творческие способности. Необходимо поддерживать и развивать эти качества у детей через создание специальных условий.

Как одно из средств активизации познавательной деятельности и творческого потенциала у детей среднего дошкольного возраста можно использовать стол для рисования песком. Рисование песком помогает выразить то, что чувствуешь; развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга, необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Неоценимо значение стола для художественно-эстетического развития детей.

Его использование способствует развитию:

- эстетического восприятия,

- образных представлений, эстетических чувств и художественно-творческих способностей,

- формированию умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Стол для рисования песком поддерживает интерес детей к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Подсветка стола, которую воспитатель может произвольно менять, совершенствует восприятие цвета у детей. Так же стол для рисования песком используется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» при проведении экспериментов с детьми по изучению свойств песка (сыпучесть, состоит из мелких частиц, на нем можно рисовать). Манипулирование с песком обогащает сенсорный опыт детей и способствует развитию мелкой моторики.

Можно использовать данное оборудование и для решения задач речевого и социально-коммуникативного развития детей:

- способствовать развитию любознательности,

-помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками,

-совершенствовать диалогическую речь.

Актуальные проблемы решаемые рисованием песком:

- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

- развитие речи; подготовка руки к письму;

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

- коррекция страхов ребенка;

- использование в качестве способа консультирования

- развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

-развитие психических процессов у детей и взрослых;

-развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности Положительные моменты в работе с песком.

  1. Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

  2. Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок.

  3. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.

  4. Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

  5. Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.


Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром дефицита внимания, детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Противоречие проекта: -между высокими требованиями к интеллектуальному развитию и обеднённой эмоциональной сферой дошкольника. Обедненная эмоциональная сфера ребёнка ведет за собой замедление развития интеллекта.

Основные этапы освоения техники рисования песком:

1 этап «Эксперимент»

«Песок» мы рассматривали, трогали и чувствовали какой он сыпучий. Вначале детям необходимо предлагать воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравится. И только после этого можно давать конкретные задания. На этом этапе мы учимся засыпать поверхность стола равномерно. Первое, что очень завораживает детей - это пересыпание песка с одной ладошки на другую. Еще схожий процесс - опускать ладошку в песок и поднимать с горсткой песка - песок начинает струится сквозь пальчики обратно на стол. Разравнивать песок ладошками, пальчиками, кулачком. Очистить и засыпать поверхность песком. Можно использовать фигурные гребешки и грабли.

1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как машинки, как санки, как змейки.

2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.

3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.

5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

СПОСОБЫ ЗАСЫПАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ СТОЛА

Просеивание

Дождик

Волна

2 этап. Рисование песком при помощи развивающих игр.

Начинать рисовать можно как детям удобно и привычно - указательным пальцем, в дальнейшим попытаться задействовать все остальные пальцы обеих рук. А также использовать кулачки и кисти рук в экспериментирование и игре.

Игра «Зеркало». Проведите прямую линию и попросите ребёнка нарисовать рядом ещё одну, скажите ему, что эта дорожка для машины или ручеёк для кораблика. Главное, проводя параллельную линию, не отрывать от рисунка пальца, проводить одним движением. В следующий раз, копирования, нарисуйте извилистую или ломанную линию.

Игра «Художник». Предложите ребёнку нарисовать на песке пальцем любых животных или насекомых, которых он пожелает.

Необыкновенные следы Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Оборудование: Песочница.

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

3 этап знакомство с основными техниками рисования.

На этом этапе в работу включаются различные инструменты и принадлежности (камешки, трафареты, кисточки, палочки, ситечко, грабельки)

Техниками рисования.

- Выдувание рисунка

-Рисование указательным пальцем

- Использование трафаретов

-Рисование симметрично двумя руками

-Использование декоративных украшений

-Рисование щепотью

- Одновременное использование нескольких пальцев

Я считаю, что рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.