"Рисование песком как средство художественно–эстетического развития младшего школьника"
Актуальность проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(2014г.) обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», соответствующую организацию образовательного пространства, которая должна обеспечивать: - игровую, познавательную , исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); -двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; -эмоциональное благополучие детей ; -возможность самовыражения детей.»
Ни для кого не секрет, что младший школьный возраст является самым благоприятным для проявления познавательной деятельности и творческого потенциала у детей. Дети данного возраста ярко проявляют любознательность и творческие способности. Необходимо поддерживать и развивать эти качества у детей через создание специальных условий.
Как одно из средств активизации познавательной деятельности и творческого потенциала у детей среднего дошкольного возраста можно использовать стол для рисования песком. Рисование песком помогает выразить то, что чувствуешь; развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга, необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Неоценимо значение стола для художественно-эстетического развития детей.
Его использование способствует развитию:
- эстетического восприятия,
- образных представлений, эстетических чувств и художественно-творческих способностей,
- формированию умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Стол для рисования песком поддерживает интерес детей к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Подсветка стола, которую воспитатель может произвольно менять, совершенствует восприятие цвета у детей. Так же стол для рисования песком используется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» при проведении экспериментов с детьми по изучению свойств песка (сыпучесть, состоит из мелких частиц, на нем можно рисовать). Манипулирование с песком обогащает сенсорный опыт детей и способствует развитию мелкой моторики.
Можно использовать данное оборудование и для решения задач речевого и социально-коммуникативного развития детей:
- способствовать развитию любознательности,
-помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками,
-совершенствовать диалогическую речь.
Актуальные проблемы решаемые рисованием песком:
- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- развитие речи; подготовка руки к письму;
- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
- коррекция страхов ребенка;
- использование в качестве способа консультирования
- развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
-развитие психических процессов у детей и взрослых;
-развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности;
- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности Положительные моменты в работе с песком.
Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.
Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок.
Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.
Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.
Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.
Противопоказания
Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром дефицита внимания, детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.
Противоречие проекта: -между высокими требованиями к интеллектуальному развитию и обеднённой эмоциональной сферой дошкольника. Обедненная эмоциональная сфера ребёнка ведет за собой замедление развития интеллекта.
Основные этапы освоения техники рисования песком:
1 этап «Эксперимент»
«Песок» мы рассматривали, трогали и чувствовали какой он сыпучий. Вначале детям необходимо предлагать воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравится. И только после этого можно давать конкретные задания. На этом этапе мы учимся засыпать поверхность стола равномерно. Первое, что очень завораживает детей - это пересыпание песка с одной ладошки на другую. Еще схожий процесс - опускать ладошку в песок и поднимать с горсткой песка - песок начинает струится сквозь пальчики обратно на стол. Разравнивать песок ладошками, пальчиками, кулачком. Очистить и засыпать поверхность песком. Можно использовать фигурные гребешки и грабли.
1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как машинки, как санки, как змейки.
2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
СПОСОБЫ ЗАСЫПАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ СТОЛА
Просеивание
Дождик
Волна
2 этап. Рисование песком при помощи развивающих игр.
Начинать рисовать можно как детям удобно и привычно - указательным пальцем, в дальнейшим попытаться задействовать все остальные пальцы обеих рук. А также использовать кулачки и кисти рук в экспериментирование и игре.
Игра «Зеркало». Проведите прямую линию и попросите ребёнка нарисовать рядом ещё одну, скажите ему, что эта дорожка для машины или ручеёк для кораблика. Главное, проводя параллельную линию, не отрывать от рисунка пальца, проводить одним движением. В следующий раз, копирования, нарисуйте извилистую или ломанную линию.
Игра «Художник». Предложите ребёнку нарисовать на песке пальцем любых животных или насекомых, которых он пожелает.
Необыкновенные следы Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Оборудование: Песочница.
Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
3 этап знакомство с основными техниками рисования.
На этом этапе в работу включаются различные инструменты и принадлежности (камешки, трафареты, кисточки, палочки, ситечко, грабельки)
Техниками рисования.
- Выдувание рисунка
-Рисование указательным пальцем
- Использование трафаретов
-Рисование симметрично двумя руками
-Использование декоративных украшений
-Рисование щепотью
- Одновременное использование нескольких пальцев
Я считаю, что рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.