Роль классного руководителя
в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот те задачи, в решении, которых школе замены нет.
Сейчас в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Всё выше перечисленное может получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в ФГОС второго и третьего поколения.
В чём суть стандартов второго и третьего поколения и чем они отличаются от предыдущих стандартов?
1)Значительно расширены функции и круг пользователей стандарта. Стандарт фиксирует, что образование перестало быть «закрытой системой», «вещью в себе». Новый стандарт рассматривается как общественный договор между обществом, государством и семьёй. Несмотря на то, что реализацией стандарта должны заниматься представители системы образования, органов государственной и муниципальной власти, у него много других адресатов, в числе которых некоммерческие организации, родители.
2)Изменилась структура стандарта. Предыдущий стандарт включал в себя по каждой ступени обязательный минимум содержания (подробный перечень тем по предметам, обязательных для изучения каждым учеником) и требования к уровню подготовки выпускников (предметные знания, умения, навыки).
В стандарте нового поколения содержание образования подробно не прописано.
Новый стандарт – это совокупность трёх систем требований:
требования к структуре основных общеобразовательных программ;
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (предметным, метапредметным, личностным);
требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (кадровым, материально-техническим, финансовым, информационным).
Впервые в стандартах образования выдвинуты требования к материально-технической базе кабинетов. Раньше новшества касались только программ, а теперь в законе чётко прописано, что именно должно быть в учебном классе. И это не только учебники и наглядные пособия. Активное использование информационно-коммуникативных технологий и системно-деятельностный подход предполагает специальное оборудование. Школа должна быть подключена к Интернету, оборудовано рабочее место учителя с компьютером и компьютеры для учеников.
1)Изменилось представление об образовательных результатах. По новым стандартам кроме предметных результатов, обязательными являются и метапредметные или их ещё называют универсальные результаты (те, которые помогают учиться), такие как умение ставить перед собой цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать в команде и многие другие.
2)Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность. Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеклассной работы. Поэтому обязательной частью учебного плана станут часы внеурочной деятельности, направленные на развитие учащихся.
3)Значительно расширена часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса. Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понять, на какой результат нацелена школа.
4)Изменится оценка знаний. Регионам дано право самим выбирать систему оценки знаний Вполне возможно, что появится «зачтено» вместо привычных отметок. Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения.
С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.
Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником. Продвинутые школы уделяли большое внимание внеклассной работе, упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков, группы продленного дня. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.
Наверное, школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов – например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках, хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к результатам образования. Это основные моменты, о которых хотелось бы сказать. При переходе на новые стандарты будут и проблемы, и вопросы, но все они разрешимы. Уже сейчас в школе идет большая подготовка по введению новых ФГОС. Педагоги детально изучают нормативно-правовую базу, учебно – методическую литературу, проходят специальное обучение. Но всем нам необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких – либо революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. В них просто максимально учтено то, что необходимо современному человеку для успешной деятельности. Детей в школе по – прежнему будут учить читать, писать, считать, только делать это мы должны в ногу со временем.
В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
В условиях внедрения стандартов второго и третьего поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.
Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.
Работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих обучающихся, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения. Взаимодействие с учителями- предметниками помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих обучающихся. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся. Совместные походы в библиотеку помогают привить окунуться в мир книги – копилку разума, помогают привить любовь к чтению, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, что очень сложно в наше время, так как нынешнее поколение детей – это не книжные, а экранные дети. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому надо быть в курсе всех возникающих проблем. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.
В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.
В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкованным, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя.