Тема | Число имен существительных (второй урок) |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное); создать условия для ознакомления со словами, употребляемыми только в единственном или множественном числе, развития навыков правописания словарных слов: топор, ножницы, молоко |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные результаты | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия
| Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание | э Э ж Ж | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№ 63) | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают записи, отвечают на вопросы | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий |
IV. Постановка учебной задачи | Знакомит с темой и целями урока | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Загадки. Число имен существительных (упр. 108) | – Прочитайте загадки. Объясните отгадки. Спишите. Подчеркните изученные орфограммы. Определите число имен существительных | Объясняют отгадки. Списывают, подчеркивают изученные орфограммы. Определяют число имен существительных | Определяют число имен существительных. Анализируют текст загадок, высказывают свое мнение. Объясняют правописание орфограмм |
2. Изменение формы слова. Проверочные слова (упр. 109) | Организует работу с упражнением. Предлагает подобрать проверочные слова, изменяя форму слова | Подбирают проверочные слова. Записывают слова по образцу | Умеют подбирать проверочные слова, изменяя форму слова. Контролируют действия партнера |
3. Слова единственного и множественного числа (упр. 111). Правило (учебник, с. 64) | – Прочитайте правило. Что нового вы узнали? Предлагает выполнить упражнение, используя рисунки | Читают правило. Отвечают на вопросы, выполняют письменные задания | Группируют слова по заданным критериям. Распознают слова, употребляемые только в единственном и множественном числе |
4. Пословицы (упр. 112) | – Прочитайте. Когда так говорят? – Спишите. Укажите число над именами существительными | Отвечают на вопрос. Списывают. Указывают над именами существительными число | Анализируют смысл пословиц, высказывают свое мнение. Определяют число имен существительных |
5. Словарно-орфографическая работа. Топор, ножницы, молоко | Проводит работу со словарными словами «топор», «ножницы», «молоко», организует их запоминание | Записывают и запоминают правописание слов | Усваивают написание непроверяемых слов |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Изменение числа имени существительного. Орфограммы (упр. 110) | – По какому признаку имена существительные распределены на две группы? – Запишите все имена существительные в един. числе. Как проверить правописание слов? | Записывают слова в единственном числе. Объясняют способы проверки правописания парных по глухости-звонкости согласных | Объясняют признаки группировки слов, самостоятельно определяют возможные критерии классификации слов. Применяют правила правописания орфограмм |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | – Что нового узнали сегодня на уроке? – Что получилось хорошо? – Что вызвало затруднения? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VIII. Домашнее задание | – Составьте и запишите предложения со словами: ножницы, топор, молоток | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |