СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей»»

Семинар для педагогов

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей»

Участники: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и воспитатели учреждения.

Цель: Актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников.

Задачи:

  • популяризация опыта через использование практических упражнений;

  • знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых;

  • повысить профессиональную компетентность участников семинара.

Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, мне хотелось бы обратить ваше внимание на детей дошкольного возраста с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).

Слайд 2

В последнее время родители, педагоги все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

Слайд 3

Мозговой штурм «Гиперактивность - это ...»

Задача: предлагаю   вам продолжить   предложение: «Гиперактивность - это ...»

Слайд 4

Информационное сообщение

Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.

Слайд 5,6

Синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ) обусловлен нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребёнку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.

Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Внешне на первый план выходит избыточная подвижность, но основным дефектом является дефицит внимания: ребёнок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании.

Слайд 7

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди мальчиков — 22%, среди девочек — около 10%.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет "бегать по потолку”.

Слайд 8

Причины гиперактивности:

  • Органические поражения мозга

  • Патология беременности

  • Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер)

  • Поражение ЦНС

  • Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания)

  • Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка

Слайд 9

Портрет гиперактивного дошкольника

  • Находится в постоянном движении.

  • Не может себя контролировать.

  • Быстро и много говорит.

  • Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.

  • Сон беспокойный.

  • Частые кишечные расстройства, аллергии.

  • Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.

  • В каких - либо условиях ведет себя одинаково активно.

  • Часто провоцирует конфликты.

  • Не контролирует свою агрессию.

Слайд 10,11

Какую же помощь могут оказать педагоги таким детям в условиях СРЦН?

  • необходимо объяснить родителям, и своим коллегам что гиперактивный ребенок, не «вредный» и не «плохой» ребенок, просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.

  • следует порекомендовать родителям при выходе из СРЦН отдать ребенка на  занятия по танцам, аэробике, гимнастике, футболу, волейболу, детскому фитнесу и т.д. Так как, двигательная активность необходима таким детям, как воздух. Благодаря физическим занятиям и упражнениям дети выпускают эмоции, накопленные за день, учатся контролировать свою импульсивность, познают свое тело и его возможности, развивают произвольное внимание.

Слайд 12

В общении с гиперактивным ребенком педагог должен соблюдать следующие правила:

  • не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается

  • при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте его по голове, прижмите к себе

  • во время занятий посадите за первый стол, ближе других, чтобы уменьшить отвлекающие моменты

  • в середине занятий дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите разложить по столам стимульный материал и т.д.

  • хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.   

Слайд 13

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Упражнение: «Солнышко и тучка»

Цель: создание положительного группового взаимодействия между участниками, изучение индивидуальных особенностей гиперактивного ребенка.

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача:  предлагаю участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств - положительных или отрицательных?


Уважаемые коллеги, я уверена, что у каждого из вас в ваших группах есть такие гиперактивные дети, и знаю не понаслышке, сколько времени и терпения приходится тратить для того, чтобы успокоить таких детей, привлечь их внимание, настроить на рабочий лад.

Сегодня я хочу предложить вам несколько упражнений, которые помогут таким деткам выпустить свои эмоции, настроиться и сконцентрироваться на предложенном вами виде деятельности. Данные упражнения будут полезны не только детям с СДВГ, но и остальным детям, одногруппникам.

1. Йоговская гимнастика.

2. Я кубик несу и не уроню

3. Внимательные глазки

4. Снежинка

5. Ищем ошибки

Вот таким образом ваши дети выплеснули накопившиеся эмоции, поиграли, отдохнули, расслабились и готовы к новым интересным делам, которые их ждут.

Слайд 14

Итак, проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.


Спасибо большое за внимание!