Семинар для педагогов
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей»
Участники: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и воспитатели учреждения.
Цель: Актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников.
Задачи:
популяризация опыта через использование практических упражнений;
знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых;
повысить профессиональную компетентность участников семинара.
Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, мне хотелось бы обратить ваше внимание на детей дошкольного возраста с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).
Слайд 2
В последнее время родители, педагоги все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
Слайд 3
Мозговой штурм «Гиперактивность - это ...»
Задача: предлагаю вам продолжить предложение: «Гиперактивность - это ...»
Слайд 4
Информационное сообщение
Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.
В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.
Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.
Слайд 5,6
Синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ) обусловлен нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребёнку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.
Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Внешне на первый план выходит избыточная подвижность, но основным дефектом является дефицит внимания: ребёнок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании.
Слайд 7
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди мальчиков — 22%, среди девочек — около 10%.
Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?
Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет "бегать по потолку”.
Слайд 8
Причины гиперактивности:
Органические поражения мозга
Патология беременности
Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер)
Поражение ЦНС
Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания)
Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка
Слайд 9
Портрет гиперактивного дошкольника
Находится в постоянном движении.
Не может себя контролировать.
Быстро и много говорит.
Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.
Сон беспокойный.
Частые кишечные расстройства, аллергии.
Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.
В каких - либо условиях ведет себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты.
Не контролирует свою агрессию.
Слайд 10,11
Какую же помощь могут оказать педагоги таким детям в условиях СРЦН?
необходимо объяснить родителям, и своим коллегам что гиперактивный ребенок, не «вредный» и не «плохой» ребенок, просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.
следует порекомендовать родителям при выходе из СРЦН отдать ребенка на занятия по танцам, аэробике, гимнастике, футболу, волейболу, детскому фитнесу и т.д. Так как, двигательная активность необходима таким детям, как воздух. Благодаря физическим занятиям и упражнениям дети выпускают эмоции, накопленные за день, учатся контролировать свою импульсивность, познают свое тело и его возможности, развивают произвольное внимание.
Слайд 12
В общении с гиперактивным ребенком педагог должен соблюдать следующие правила:
не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается
при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте его по голове, прижмите к себе
во время занятий посадите за первый стол, ближе других, чтобы уменьшить отвлекающие моменты
в середине занятий дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите разложить по столам стимульный материал и т.д.
хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
Слайд 13
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Упражнение: «Солнышко и тучка»
Цель: создание положительного группового взаимодействия между участниками, изучение индивидуальных особенностей гиперактивного ребенка.
Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.
Задача: предлагаю участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.
Итог: каких больше качеств - положительных или отрицательных?
Уважаемые коллеги, я уверена, что у каждого из вас в ваших группах есть такие гиперактивные дети, и знаю не понаслышке, сколько времени и терпения приходится тратить для того, чтобы успокоить таких детей, привлечь их внимание, настроить на рабочий лад.
Сегодня я хочу предложить вам несколько упражнений, которые помогут таким деткам выпустить свои эмоции, настроиться и сконцентрироваться на предложенном вами виде деятельности. Данные упражнения будут полезны не только детям с СДВГ, но и остальным детям, одногруппникам.
1. Йоговская гимнастика.
2. Я кубик несу и не уроню
3. Внимательные глазки
4. Снежинка
5. Ищем ошибки
Вот таким образом ваши дети выплеснули накопившиеся эмоции, поиграли, отдохнули, расслабились и готовы к новым интересным делам, которые их ждут.
Слайд 14
Итак, проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.
Спасибо большое за внимание!