Просмотр содержимого документа
«Современное состояние вопроса исследований использования глаголов в текстах русского фольклора»
В нашем исследовании мы не раз говорили о том, что фольклор включает в себя богатейшие сведения об истории и развитии не только конкретного языка, но и всего народа в целом. Недаром устное творчество называют «хранителем и эталоном языка».
К.Д. Ушинский не раз говорил о том, что языку фольклора присущи две основные функции. С одной стороны, народное творчество исследователь рассматривал как средство культуры и воспитания, а с другой – как средство нравственного воспитания в поисках ценностных ориентиров.
Наше исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время теоретическая база, включающая в себя серию книг, статей, словарей, разработана недостаточно.
В то же время нельзя не отметить, что язык фольклора уже давно привлекает внимание исследователей. Он интересен в равной степени как лингвистам, так и культурологам для понимания феномена языка. Базу для исследований в области изучения языка фольклора подготовили труды А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, А.П. Евгеньевой, В.Е. Гусевой и др.
Если говорить о современном состоянии изучения языка фольклора, то необходимо выделить три крупные школы, в которых занимаются рассмотрением данного вопроса. Это курская, воронежская и петрозаводская школы.
Большую роль в изучении языка русского фольклора сыграли курские учёные. Региональная школа берёт истоки ещё в 90-е годы прошлого столетия. Таким образом, в 2005 г. был издан труд А.Т. Хроленко, посвящённый данной проблеме. В своём исследовании учёный обобщил достижения науки за последние полтора века и разработал собственные положения. Хрестоматия вызвала положительный отклик в научной среде [Хроленко 2006: 37].
Кроме того, следует отметить и другие работы, составляющие огромную базу для дальнейшего лингвистического исследования. Так, А.Т. Хроленко и М.А. Бобуновой были разработаны словари фольклорного слова. Исследователи детально рассмотрели лексику былин, составили конкорданс русской народной песни.
Семантику фольклорного слова определяет то, что фольклорный мир – это сложный механизм, живущий и развивающийся по своим законам. В разное время учёные занимались вопросами изучения лексики фольклора, составляли частотные словари и словники. Особое внимание при изучении языка устного народного творчества уделяли вопросу о частях речи. Таким образом, О.И. Богославская рассматривала функции указательных местоимений в текстах данного корпуса, а С.П. Праведников исследовал имя числительное в текстах фольклорных жанров.
Особый интерес для исследования представляет изучение слов категории состояния. Научные труды последних лет дают чёткое понимание того, что данные слова имеют целый ряд отличительных признаков и черт, позволяющих соотносить их с отдельной, самостоятельно функционирующей частью речи.
Что же касается изучению глаголов с различными значениями, то в данной области есть дальнейшие перспективы развития, так как организованная система, позволяющей говорить о существовании исчерпывающей исследовательской базы для расширения представлений по данному вопросу, сформирована не полностью.
Если абстрагироваться от частеречной принадлежности лексем в фольклорных текстах, можно отметить, что исследование морфологической составляющей текстов различных жанров, является приоритетным направлением. Особенно это касается механизмов, которые отвечают за эмоциональное состояние человека (в нашем исследовании мы рассматривали их в категории глаголов со значением физических состояний). Следует отметить, что в данном случае представляется необходимым ввести два понятия «эмоциональность» и «эмотивность», порождающими один из дискуссионных вопросов в современной лингвистике.