Микроклимат учебных заведений
Микроклимат учебных заведений
Микроклимат – это комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека. Параметрами микроклимата, при которых выполняет работу человек и от которых зависит теплообмен между организмом человека и окружающей средой, являются температура окружающей среды, скорость движения воздуха и влажность (относительная) воздуха
Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывает микроклимат (метеорологические условия) производственных помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, относительной влажностью, скоростью движения воздушных потоков.
В состав атмосферного воздуха входит азот (78,08%), кислород (20,95%), углекислый газ (0,03%), аргон и другие газы (0,94%). Кислород необходим для поддержания жизнедеятельности человека. При дыхании поступающая в легкие венозная кровь освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. В процессе движения по телу кровь отдает тканям кислород и отбирает образовавшуюся в них углекислоту. Газообмен происходит нормально при давлениях, близких к атмосферному. Азот —газ физиологически безвредный. Углекислый газ слабо ядовит, но опасен тем, что, замещая кислород, уменьшает его содержание в воздушной среде.
В состав воздуха, кроме того, входят водяные пары, пыль и другие примеси.
Небольшие отклонения в содержании указанных газов, и в первую очередь уменьшение концентрации кислорода и увеличение содержания углекислоты, снижают работоспособность, а при значительных отклонениях от нормы атмосфера становится опасной для жизни человека.
Самочувствие учащихся СПО в значительной мере зависит и от температурного режима. При повышении температуры окружающего воздуха (свыше 22 °С) человек быстро утомляется, снижается его трудоспособность, расслабляется организм, усиливается потовыделение.
В связи с этим санитарные нормы устанавливают допустимую температуру производственных помещений (не ниже 13 °С), классов, кабинетов, лабораторий, учебных заведений (16 — 20 °С), гимнастических залов, вестибюлей, коридоров (14 — 16 °С). На самочувствие человека оказывает влияние и влажность воздуха. По санитарным нормам допустимая влажность в учебных помещениях должна быть 40 — 60%, в теплое время года возможно ее увеличение до 75%. Немаловажно для самочувствия студента и движение окружающего воздуха. Санитарными нормами определен и этот параметр. Средние скорости движения воздуха в производственных и учебных заведениях должны составлять 0,2 — 0,5 м/с в холодное и переходное время года и 0,5 — 1,5 м/с в теплое время года. (Ощущать воздушные потоки человек начинает со скорости воздуха 0,15 м/с.)
Нормализация основных процессов осуществляется за счет эпизодического либо постоянного включения терморегуляционных качеств организма. Как правило, его активизация не оказывает масштабного воздействия на здоровье. Однако, так или иначе, приводит к появлению дискомфорта, снижению трудоспособности и общему ухудшению самочувствия.
Составление характеристики микроклимата базируется на нескольких критериях, прямо или косвенно воздействующих на состояние организма людей. Их перечень имеет следующий вид:
влажность производственной среды;
температура воздуха;
направление и интенсивность воздушных потоков;
термическое состояние окружающих поверхностей.
Список факторов, влияющих на функциональность человеческого организма, состоит всего из 4-х критериев. Именно они оказывают прямое воздействие на самочувствие, формируя микроклимат в цеху. Тепловое влияние и уровень влажности считаются определяющими параметрами, поскольку оказывают прямое влияние на терморегуляционные процессы.
Для того, чтобы студент чувствовал себя хорошо, очень важно поддерживать комфортный микроклимат.