Статья
«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО»
Ни для кого не секрет, что в современном мире, всё чаще живое общение и игру детям заменяет компьютер, планшет, телефон с играми и мультфильмами, просто телевизор. Все это приводит к тому, что дети испытывают трудности в самостоятельной деятельности, познании мира, игре. И, что очень важно, на первый план выступают проблемы общения детей, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) четко ставит перед нами, педагогами, задачу, полностью отвечающую названным проблемам: развитие свободного общения ребенка с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи - диалогической и монологической форм.
Знакомство с положениями ФГОС ДО, изучение литературы, просмотр вебинаров, обсуждение этой проблемы с коллегами, а главное, наблюдения за детьми, дали мне возможность понять, насколько важна задача, возложенная на нас сейчас.
Мониторинг речевого развития детей показал, что дети не всегда активно сопровождают речью свою деятельность (игровую, бытовую и др. действия), испытывают затруднения в составлении рассказа как по сюжетной картине, так и по серии картинок, и рассказов из личного опыта. Во время общения некоторые дети испытывали неуверенность от недостаточности словарного запаса, грамматических ошибок, неумения построить предложение.
Для решения данных проблем необходимо уделять особое внимание вопросам развития речи: создавать речевую среду группы, соответствующую интересам детей; пополнять среду современными играми и пособиями; использовать возможности игровой, театрализованной деятельности; разнообразить словарный запас детей через разные виды деятельности, в том числе, в ходе проведения экскурсий; активнее использовать информационно-коммуникационные средства обучения; применять методы наглядного моделирования при составлении рассказов, заучивании стихотворений, заучивании текстов и др.; вовлекать родителей в процесс решения задач речевого развития детей.
Чтобы выяснить знают ли родители о возрастных нормах развития речи детей, как оценивают речь своего ребёнка, что беспокоит их в речевом развитии детей, какие из способов речевого развития используются в семье, и какую педагогическую помощь хотели бы получить от воспитателей группы. Нами были разработаны анкеты и проведено анкетирование родителей.
Работая по методическому пособию В.В.Гербовой, используем разнообразные формы и методы развития речи детей. Это: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, рассматривание сюжетных картин, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, лексические игры и упражнения, загадывание загадок, творческое рассказывание, рассказывание по картинкам, дидактические игры. Однако, изучение опыта работы коллег в сети Интернет, видео просмотр тематических занятий участников и победителей всероссийского конкурса «Воспитатель года» по развитию речи и изучение специализированной литературы, показывает, что существуют и другие методы, позволяющие успешно решать задачи по развитию речи детей. Поскольку наша педагогическая деятельность по развитию речи не ограничивается проведением занятий, мы решили использовать и другие современные формы и методы в сочетании с традиционными.
Как известно, большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда. Пространство группы разделили на игровые зоны: интеллектуальную, театрально-игровую, творческую, зоны сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных игр, игр с двигательной активностью. Что позволило детям организовать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Оборудовали «Речевой уголок» для дидактических и настольно-печатных игр, которые используются для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, навыки грамматического строя речи, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают звуковую культуру речи. Здесь же разместили книги, журналы, альбомы с семейными фотографиями, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, альбомы: «Наши праздники», «Профессии наших родителей», картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений.
Вместе с детьми изготовили лэпбук «Речевичок». Он помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В его содержание вошли: пословицы и скороговорки, дидактические игры «Собери пословицы», «Прочитай по первым буквам», «Времена года», «Истории в картинках», ребусы, стихи и рассказы в мнемотаблицах, игры со слогами. Особенность нашего лэпбука в том, что его наполнение продумывается вместе с детьми. Его очень удобно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности, организовав работу по подгруппам, в парах, индивидуально. Его компактное хранение, вариативность использования заданий способствует поддержанию интереса к нему у детей.
На занятиях часто используем пиктограммы, обозначающие тематику читаемых книг. Эти пиктограммы сменяемы и рисуют их сами дети. С помощью пиктограмм дети лучше осваивают наглядное моделирование.
В совершенствовании диалогической речи большую роль играют театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги. Заученные и озвученные фразы, речевые обороты дети в дальнейшем используют в самодеятельном диалогическом общении со сверстниками и взрослыми в нерегламентированных ситуациях.
Так как дети любят разыгрывать различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли, изготовили лепбук «Театр». Периодически пополняем уголок театрализации разными видами театров: кукольным, пальчиковым, стаканчиковым, варежковым, настольным, теневым, плоскостным, объемным, бибабо, театром на магнитах, на дисках, на палочках, а также декорациями к сказкам, атрибутами-заместителями, макетами для театрализованных и режиссёрских игр, альбомом «Виды театров». «Театральные афиши» к ним оформляют сами дети.
Лэпбук используется как в индивидуальной, так и в совместной деятельности, и привлекает внимание всех детей, так как им очень нравится инсценировать уже известные произведения, фантазировать, придумывать различные сюжеты для обыгрывания с помощью самодельных фигурок-персонажей. После просмотра каждой сценки, проводим беседы с детьми, обсуждаем поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируем ситуацию. В любое удобное время ребенок может открыть лэпбук и повторить пройденное, самостоятельно собрать нужную информацию.
Говоря о театрализованной деятельности, невозможно не остановиться на режиссерской игре, где «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, используя разные средства вербальной выразительности. Чем больше видов театра представлено в группе, тем разнообразнее режиссерские игры детей. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли. Но есть дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену, для них мы оборудовали «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить текст, проиграть свою роль.
Для хранения костюмов сказочных героев и костюмов к сюжетно-ролевым играм оформили «Костюмерную».
Неслучайно, одно из центральных мест в развитии речи наших детей мы отводим сказкам. Сказки помогают расширить словарный запас, правильно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение. Дети больше всего любят слушать сказки, мы читаем их очень часто. Чтение художественных произведений входит в содержание Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» как обязательный элемент каждого дня.
Наличие в детском саду мультимедийного оборудования позволяет организовать видеопросмотр: мультфильмов, сказок, фрагментов из учебных фильмов. Визуальное восприятие закрепляем беседой с соответствующими выводами о просмотренном. С детьми мы обсуждаем не только события, но и внешний вид героев, их движения, голоса и интонации. Иногда пересматриваем отдельные фрагменты, что помогает нам в дальнейших драматизациях сказок.
Сказки хорошо слушать. Сказки хорошо смотреть. А как интересно самим придумывать сказки! И тут незаменимый прием – мнемодорожки и мнемотаблицы. Это приемы опять-таки из наглядного моделирования. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Огромную роль в развитии речевых умений, формировании умения слушать собеседника, решать конфликтные ситуации имеет сюжетно-ролевая игра. Дети разыгрывают сюжеты на бытовые темы. В играх они воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети ведут диалог друг с другом (ролевой и по поводу игры). Мы стараемся бережно относиться к детской игре и способствовать ее развитию. В группе имеется пространство для того, чтоб дети могли развернуть игру, много игрушек, различные макеты.
Содержание детских игр, их ролевых диалогов напрямую зависит от представлений детей об окружающем мире. Наша задача – обогащать представления детей об окружающем разными способами. И одни из самых действенных способов это - экскурсии и наблюдения. Результат этих экскурсий, конечно же, не только новые знания, но и обогатившийся словарь, новые понятия, новые игровые действия и диалоги.
Невозможно решение задач по развитию речи без дидактических игр, занимательных упражнений - фонетических, лексических, грамматических. Играя в дидактические игры, дети не только развивают речь, но и учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует их и даёт возможность общаться в коллективе, слушать собеседника. Хорошо развивают коммуникативные навыки у дошкольников подвижные игры со словами.
Родители являются первыми учителями ребенка, они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Поэтому стараемся вовлекать родителей в образовательный процесс через совместную проектную деятельность; подготовку и участие в праздниках, очных и заочных творческих конкурсах разного уровня организации, участие в изготовлении пособий для сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр, изготовление книжек-самоделок, альбомов, поделок, стимулирующих речевую активность детей; оформление Портфолио детей; создание презентаций и семейных фотоальбомов; организовывать совместное посещение театров; просмотр игр и занятий по развитию речи детей в видеозаписи; просмотр всей семьёй мультфильмов, сказок и их совместное обсуждение.
Систематически проводим индивидуальные беседы с родителями, игровые тренинги, консультации по темам, обновляем информационный уголок, тематические выставки по речевому развитию детей (папки-передвижки); картотеки игр для всей семьи «Семейная игротека».
Все эти формы способствуют повышению у родителей педагогической компетентности в вопросах развития и формирования правильной речи детей.
Родители наших воспитанников активно участвуют в проводимых в детском саду мероприятиях. После выходных они вместе с детьми с радостью рассказывают о семейном отдыхе, посещении музеев, выставок, просмотре фильмов и телепередач.
В результате сочетания традиционных и современных форм работы по развитию речи наши дети стали активнее участвовать в беседе, аргументированно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, доброжелательно оценивать ответы, высказывания сверстников. Увереннее стали составлять описательные рассказы, как по сюжетной, так и по серии картинок, рассказы из личного опыта, придумывать концовки к незнакомым сказкам и небольшие рассказы творческого характера.
Список используемой литературы
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. М.: ТЦ Сфера, 2006.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет. - М., 2004.
Арсентьева В. П. «Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве». - Москва: Форум, 2009. - 142 c.
Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101—114
Бычкова С.С. «Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников». - М.: Аркти, 2011. – 96 с.
Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы / Л.П. Бочкарева // Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, Л.И. Матусик. М., 1983.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Гербова В.В. Программа «От рождения до школы». 2016
Выготский Л.С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. - М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001.
Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская – М. : Педагогика, 1981. – 144 с. – (Библиотека для родителей). (372 С.72 К300374к/х)
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. (88.8 Э-53 К797031 ч/з)