СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается ученическое самоуправление, ее цели и задачи. Также показаны модели ученического самоуправления  их плюсы и минусы. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ."»

Щуренкова Алена Алексеевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Осипова М.С.



Ученическое самоуправление как средство формирования самоорганизации обучающихся.


Аннотация: В данной статье обосновывается актуальность ученического самоуправления в образовательной системе. Исследование направлено на изучение связи между ученическим самоуправлением и самоорганизацией в начальной школе. В статье представлена модель ученического самоуправления «Школьная Республика», а также диагностики на выявление проблем в классе. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, которые реализуют различные модели ученического самоуправления в образовательных учреждениях разного типа.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, самоорганизация, коммуникация.


1 сентября вступил в действие обновленный Федеральный государственный стандарт начального общего образования. В данном документе сделан акцент на достижении учащимися личностных образовательных результатов, где большую роль играет реализация воспитательных компонентов. Современное образование нацелено на то, чтобы обучающиеся смогли научиться адаптироваться к социуму через усвоение знаний, культурных и духовных ценностей, соединять в своей жизни материальное и духовное, общественное и индивидуальное, рациональное и иррациональное, знание и нравственность.[1]

Тем самым актуальность исследования заключается в необходимости решения проблемы формирования у младших школьников умений самоорганизации. Для повышения самоорганизации мы выбрали метод ученического самоуправления. Раскроем основные аспекты организации ученического самоуправления в начальной школе.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю под редакцией Л. С. Глебовой, ученическое самоуправление – это «форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей». [2, с. 254]

Одной из главных целей ученического самоуправления является формирование у обучающихся навыков самоорганизации, то есть способности планировать свою деятельность, управлять своим временем и ресурсами, распределять свои силы и средства для достижения поставленных целей.

Задачи, которые ставятся перед школьным самоуправлением, обычно многогранны и разнообразны. Они могут включать в себя организацию классных мероприятий, проведение социальных проектов, участие в школьных конкурсах и соревнованиях, организацию тематических выставок и т.д.

Участие в реализации данных проектов и в школьном самоуправлении позволяет обучающимся развивать лидерские качества, учиться работать в команде, учиться договариваться и принимать общественные решения. Весь процесс работы над проектами самостоятельно подразумевает, что учащиеся должны разработать план действий, распределить роли и обязанности в своей команде, определить ресурсы, необходимые для реализации проекта, и оценить его результаты.

Ключевым аспектом самоуправления является коммуникация между обучающимся. Взаимодействие с другими учениками играет важную роль в формировании навыков самоорганизации. Коммуникация позволяет обучающимся обмениваться опытом, идеями, задавать вопросы и находить ответы на них. Она стимулирует развитие критического мышления и способствует формированию навыков анализа и обсуждения различных точек зрения.

Для создания эффективно действующего самоуправления рассмотрим примеры моделей.

  1. Административная форма (Школьный совет). В данном случае наблюдается организация ученического самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего деятельность образовательных организаций.


Рис. 1. Пример модели ученического самоуправления.


  1. Модель самоуправления – игровое государство. Данная форма организации построена на максимальном использовании воспитательного потенциала игры.


Рис.2. Пример модели ученического самоуправления.


  1. Совмещённая административно-игровая модель - «Демократическая Республика». Данной модели присуще все черты государственного структурирования. Как преимущество рассматривается использование потенциала игры, активное включение всех участников образовательного процесса. Как недостаток отмечается возможность увлечения процессом игры.

Стоит отметить, что перед реализацией процесса встает вопрос - какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема для образовательного учреждения. Для этого нужно опираться на классические принципы и на предполагаемый результат, которой хочет добиться педагог.

После проведения исследования модель «Демократическая Республика» была адаптирована с учетом особенностей школы МАОУ СШ №158 «Грани». Развитие ученического самоуправления предполагает несколько этапов.

  1. Подготовительный этап.

  2. Законотворческий этап. Деятельность направлена на организацию перевыборной компании обучающихся класса.

  3. Деятельностный этап. Организация ученического самоуправления как особой среды, позволяющей социализировать каждого обучающегося.

  4. Рефлексивный этап предназначен для подведения итогов деятельности ученического самоуправления.


Реализация начинается с запуска. Обучающимся объясняют, что такое ученическое самоуправление и выбирают лидера класса при помощи соревнования «Лидер 21 века». Соревнование состоит из 5 туров: знакомство, дебаты, загадки, «Своя игра» и блиц-опрос. По окончанию подсчитываются балы участников, и кто наберет большое количество балов становиться победителем и награждается званием «Лидер 21 века». Когда лидер класса найдется, определяются сферы деятельности в классе такие как: спорт, досуг, порядок, образование и наука, реклама. В каждой сфере проходит конкурс на командира, и он выбирает к себе в команду людей, которые должны выявить функции и обязанности. На последнем занятии класс вместе с лидером разрабатывают плакат, на котором должен быть девиз класса, указаны все сферы и достижения за весь год. Данная модель поможет педагогу воспитать в обучающемся ответственность и самоорганизацию.

В заключение данные модели ученического самоуправление являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Они служат для педагога средством для формирования навыков самоорганизации у обучающихся, активизирует их интерес к учебе, развивает коммуникативные навыки и личностные качества. Применение этого подхода требует определенных усилий и ресурсов, но оно является ключевым элементом успешного образования в современном мире.








Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 , свободный.

  2. Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь./ Л.С.Глебова, О.Д. Грекулова. – Москва: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 254 с. Текст: непосредственный.