Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с орфографическими понятиями при изучении видов орфограмм"»
Работа с орфографическими понятиями при изучении видов орфограмм
Современная методика обучения орфографии рекомендует строить процесс формирования у учащихся орфографической грамотности на базе понятия «орфограмма». Данное понятие присутствует в программах и должно усваиваться через посредство орфографических понятий, его обслуживающих. Среди них принято выделять группу понятий, которыми оперируют в практике обучения грамотному письму и учащиеся, и учитель: орфограмма, тип орфограммы, буквенные и небуквенные орфограммы, местонахождение орфограмм, вид,условия выбора, опознавательные признаки, орфографическое правило, орфографическая ошибка, орфографический словарь.
Чтобы обобщающие орфографические понятия заработали, необходимо понимать их суть и владеть системой вопросов и заданий, при помощи которых понятия можно ввести в урок. Приведем типичные, методически целесообразные вопросы и задания для каждого орфографического понятия.
Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Вопросы и задания. 1. Что такое орфограмма? 2.Запишите слова, в которх есть орфограммы.3. Выделите орфограммы.
Тип орфограммы - разновидность орфографического написания по способу его графического изображения. Вопросы и задания. 1. Назовите буквенные типы орфограмм. 2. Приведите примеры слов с орфограммами разных типов. 3. Заполните таблицу примерами из упражнения учебника:
Орфограммы-гласные буквы | Орфограммы –согласные буквы | Орфограмма-пробел | Орфограмма-контакт |
| | | |
Вид орфограммы – написание, регулируемое орфографическим правилом. Вопросы и задания. 1. Назовите вид изученной орфограммы. 2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм.
Опознавательный признак орфограммы – это сигнал того, что в данном слове находится орфограмма. Вопросы и задания. 1. Укажите в слове фонетические (морфологические, структурные) приметы, сигнализирующие о наличии орфограммы. 2. Обозначьте опознавательный признак изучаемой орфограммы. 3. Сгруппируйте слова по опознавательным признакам.
Местонахождение орфограммы - это строго закрепленное ее положение в слове. 1. Выделите орфограммы, укажите их местонахождение. 2. Приведите примеры орфограмм в приставках, корнях, других морфемах.3. Распределите слова по месту расположения орфограмм.
Условия выбора орфограмм - это языковые особенности слова, от которых зависит выбор правильного написания. 1. Обозначьте условия выбора орфограммы. 2. Назовите виды орфограмм с фонетическими и структурными условиями выбора. 3. Спишите, раскрывая скобки, объясните условия выбора орфограмм.
Таким образом, работа с орфографическими понятиями при изучении видов орфограмм позволяет заметно повысить орфографическую грамотность школьников, успешно решать задачу формирования языковой компетенции.