СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа всегда была и останется началом всех начал.  Именно начальная школа закладывает в ребенке   нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно  начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала.  Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"»

«Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"


Цель: создание условий для развития активной творческой личности обучающихся.


Задачи:

а) формировать творческий потенциал личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития;

в) приобщать обучающихся к творческой работе;

г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;

д) развивать навыки созидания, самореализации;

е) поддержать и развивать творчество обучающихся в разнообразных его проявлениях.



Слайд 1

Добрый день, уважаемые члены комиссии, уважаемые коллеги!

Моя работа посвящена обобщению опыта работы по развитию творческих способностей в условиях ФГОС. Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало». 

Актуальность.

Начальная школа всегда была и останется началом всех начал. Именно начальная школа закладывает в ребенке нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Обоснование идеи.

Слайд 2

Целью моей деятельности как педагога является создание условий для развития активной творческой личности обучающихся.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

а) формировать творческий потенциал личности разнообразными методами в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;

д) развивать навыки созидания, самореализации;

Слайд 3

Считаю, что выбранная мной тема очень важна и интересна. Я постоянно ищу материал по теме, обращаю внимание на статьи, книги, где есть слова «творческие способности», «креативность», стараюсь применять на уроках и внеурочной деятельности более интересный материал, постоянно нахожусь в поиске.

Слайд 4

Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это прежде всего поиск таких методов работы чтобы создать в классе комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества.

Слайд 5

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Формы и методы работы.

Слайд 6 Урочная деятельность.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся использую следующие задания:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать предположения прогнозного характера;

выявлять и формировать противоречия.

Слайд 7

Очень нравятся детям уроки нетрадиционной формы:

-урок-сказка;

-урок-путешествие;

-урок-экскурсия;

-урок-соревнование;

-урок-конференция, брифинг, диспут;

-уроки-деловая игра, следствие, ученый совет;

-интегрированные уроки.

Слайд 8

Во всех этих уроках есть объединяющая основа –это игра. Использование игр на уроках помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление, что способствует развитию познавательного интереса к предмету. Творческая игра способствует обогащению словарного запаса, расширяет кругозор, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Слайд 9

Большая работа проводится и над творческими проектами. Продуктом проектной деятельности являются выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки, книжки-малышки.

Слайд 10

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности.

Развитие творческих способностей продолжается и во внеурочной

деятельности. Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Уже несколько лет я веду кружковую работу «Театр и дети». Целью моей кружковой работы стало  выявление путей развития творческих способностей  младшего школьника средствами театрализованной  деятельности.

Слайд 11

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Слайд 12

На занятиях с детьми говорим о различных видах театра, о том, как они возникли. Дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и  говорить с выражением. Особую роль уделяю развитию   мимики и жестикуляции. Мы играем в  игры, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение» , проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др.

Слайд 13

Так же использую ручной театр. Это набор «куколок», которые надеваются на пальцы, на руки для инсценировки сказок, поучительных историй, проигрывания различных жизненных ситуаций. В постановках-импровизациях развиваются учащийся справляется с волнением, забывает о своих страхах, меньше стесняется.
Я стремлюсь, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся.

Слайд 14

Дети -цветы нашей жизни. Что же нужно этим цветкам, чтобы они хорошо чувствовали себя в обществе? Прежде всего, крепкие здоровые корни - семья. Воспитательная работа в классе не может строиться без учёта того, что формирование личности школьника происходит в большей степени в семье. Поэтому основу своих взаимоотношений с родителями вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении особенностей ребёнка, в раскрытии и развитии в нём лучших качеств. Принципы моего взаимодействия с родителями – это взаимное доверие, уважение, поддержка, толерантность.

Слайды 15-17

Приобщаю родителей к подготовке и проведению праздников, классных часов, экскурсий, соревнований. Когда ездим на конкурсы в другие города, республики, то родители всегда едут с нами.

Мы с детьми часто ставим постановки сказок, где родители помогают шить костюмы, придумывают декорации. Тем самым, сближаю семью с жизнью детей в школе. Здесь они тоже могут проявить свои способности и продемонстрировать их детям. А дети, видя это, стремятся к тому же. Предлагаю посмотреть фрагменты из сказок.

Слайд 18-19

Готовясь к мероприятиям, я обязательно учитываю индивидуальные особенности детей. Все должны быть задействованы в работу. И стараюсь сделать это так, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою значимость.......

Слайд 20

Результативность опыта

За период своей деятельности дети, с которыми я работала, стали более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство, высказывать свои  впечатления открыто и честно. У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к прозе, поэзии.

Слайд 21

Увеличилось количество детей, которые с большим интересом проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Улучшилась интонационная выразительность речи. Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно. Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Слайд 22

Мои воспитанники – активные участники как школьных и городских, так и региональных, Всероссийских мероприятий. Среди них есть победители и призёры всероссийских конкурсов стихов и прозы, призеры конкурса сказок, танца и вокала, музыкальных конкурсов, конкурсов видеороликов.

Слайд 23

Что же дают нам эти конкурсы? Да, победа важна. И у нас они есть.Но самое главное –это опыт. Дети с большим удовольствием смотрят на выступления других участников, научились радоваться не только своим победам, но и победам других участников.

Слайды 24-25

С каждым выступлением дети становятся менее стеснительными, свободными на сцене. Дети начинают чувствовать свою возможность, уверенность. А это очень важно. И мне кажется очень важным то, что мы ездим участвовать по другим республикам на всероссийские конкурсы. После конкурсов мы в остаемся на мастер –классы жюри.

Слайд 26

Я рада, что мы были на мастер классе Российского актера г.Москвы Тесслера Сергея Александровича «Слово на сцене и в жизни»,на мастер –классе российского композитора и исполнителя Паскаля. Очень часто членом жюри мы видели нашего актера из г. Йошкар-Олы Синьковского Юрия Александровича. Такие мастер-классы, действительно, очень поучительны.

Слайды 27-28

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. С большим удовольствием сама участвую в профессиональных творческих конкурсах, занимаю призовые места, публикуются мои статьи на тему творческокого развития детей в урочной и внеурочной деятельности.

Надеюсь, что, проводимая мною работа в этом направлении окажется полезной для моих учеников.



Слайд 30

Своё выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Спасибо за внимание!