«Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Цель: создание условий для развития активной творческой личности обучающихся.
Задачи:
а) формировать творческий потенциал личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития;
в) приобщать обучающихся к творческой работе;
г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;
д) развивать навыки созидания, самореализации;
е) поддержать и развивать творчество обучающихся в разнообразных его проявлениях.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые члены комиссии, уважаемые коллеги!
Моя работа посвящена обобщению опыта работы по развитию творческих способностей в условиях ФГОС. Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало».
Актуальность.
Начальная школа всегда была и останется началом всех начал. Именно начальная школа закладывает в ребенке нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Обоснование идеи.
Слайд 2
Целью моей деятельности как педагога является создание условий для развития активной творческой личности обучающихся.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
а) формировать творческий потенциал личности разнообразными методами в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;
д) развивать навыки созидания, самореализации;
Слайд 3
Считаю, что выбранная мной тема очень важна и интересна. Я постоянно ищу материал по теме, обращаю внимание на статьи, книги, где есть слова «творческие способности», «креативность», стараюсь применять на уроках и внеурочной деятельности более интересный материал, постоянно нахожусь в поиске.
Слайд 4
Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это прежде всего поиск таких методов работы чтобы создать в классе комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества.
Слайд 5
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Формы и методы работы.
Слайд 6 Урочная деятельность.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся использую следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать предположения прогнозного характера;
выявлять и формировать противоречия.
Слайд 7
Очень нравятся детям уроки нетрадиционной формы:
-урок-сказка;
-урок-путешествие;
-урок-экскурсия;
-урок-соревнование;
-урок-конференция, брифинг, диспут;
-уроки-деловая игра, следствие, ученый совет;
-интегрированные уроки.
Слайд 8
Во всех этих уроках есть объединяющая основа –это игра. Использование игр на уроках помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление, что способствует развитию познавательного интереса к предмету. Творческая игра способствует обогащению словарного запаса, расширяет кругозор, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Слайд 9
Большая работа проводится и над творческими проектами. Продуктом проектной деятельности являются выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки, книжки-малышки.
Слайд 10
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей продолжается и во внеурочной
деятельности. Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Уже несколько лет я веду кружковую работу «Театр и дети». Целью моей кружковой работы стало выявление путей развития творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности.
Слайд 11
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Слайд 12
На занятиях с детьми говорим о различных видах театра, о том, как они возникли. Дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и говорить с выражением. Особую роль уделяю развитию мимики и жестикуляции. Мы играем в игры, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение» , проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др.
Слайд 13
Так же использую ручной театр. Это набор «куколок», которые надеваются на пальцы, на руки для инсценировки сказок, поучительных историй, проигрывания различных жизненных ситуаций. В постановках-импровизациях развиваются учащийся справляется с волнением, забывает о своих страхах, меньше стесняется.
Я стремлюсь, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся.
Слайд 14
Дети -цветы нашей жизни. Что же нужно этим цветкам, чтобы они хорошо чувствовали себя в обществе? Прежде всего, крепкие здоровые корни - семья. Воспитательная работа в классе не может строиться без учёта того, что формирование личности школьника происходит в большей степени в семье. Поэтому основу своих взаимоотношений с родителями вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении особенностей ребёнка, в раскрытии и развитии в нём лучших качеств. Принципы моего взаимодействия с родителями – это взаимное доверие, уважение, поддержка, толерантность.
Слайды 15-17
Приобщаю родителей к подготовке и проведению праздников, классных часов, экскурсий, соревнований. Когда ездим на конкурсы в другие города, республики, то родители всегда едут с нами.
Мы с детьми часто ставим постановки сказок, где родители помогают шить костюмы, придумывают декорации. Тем самым, сближаю семью с жизнью детей в школе. Здесь они тоже могут проявить свои способности и продемонстрировать их детям. А дети, видя это, стремятся к тому же. Предлагаю посмотреть фрагменты из сказок.
Слайд 18-19
Готовясь к мероприятиям, я обязательно учитываю индивидуальные особенности детей. Все должны быть задействованы в работу. И стараюсь сделать это так, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою значимость.......
Слайд 20
Результативность опыта
За период своей деятельности дети, с которыми я работала, стали более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство, высказывать свои впечатления открыто и честно. У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к прозе, поэзии.
Слайд 21
Увеличилось количество детей, которые с большим интересом проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Улучшилась интонационная выразительность речи. Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно. Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Слайд 22
Мои воспитанники – активные участники как школьных и городских, так и региональных, Всероссийских мероприятий. Среди них есть победители и призёры всероссийских конкурсов стихов и прозы, призеры конкурса сказок, танца и вокала, музыкальных конкурсов, конкурсов видеороликов.
Слайд 23
Что же дают нам эти конкурсы? Да, победа важна. И у нас они есть.Но самое главное –это опыт. Дети с большим удовольствием смотрят на выступления других участников, научились радоваться не только своим победам, но и победам других участников.
Слайды 24-25
С каждым выступлением дети становятся менее стеснительными, свободными на сцене. Дети начинают чувствовать свою возможность, уверенность. А это очень важно. И мне кажется очень важным то, что мы ездим участвовать по другим республикам на всероссийские конкурсы. После конкурсов мы в остаемся на мастер –классы жюри.
Слайд 26
Я рада, что мы были на мастер классе Российского актера г.Москвы Тесслера Сергея Александровича «Слово на сцене и в жизни»,на мастер –классе российского композитора и исполнителя Паскаля. Очень часто членом жюри мы видели нашего актера из г. Йошкар-Олы Синьковского Юрия Александровича. Такие мастер-классы, действительно, очень поучительны.
Слайды 27-28
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. С большим удовольствием сама участвую в профессиональных творческих конкурсах, занимаю призовые места, публикуются мои статьи на тему творческокого развития детей в урочной и внеурочной деятельности.
Надеюсь, что, проводимая мною работа в этом направлении окажется полезной для моих учеников.
Слайд 30
Своё выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Спасибо за внимание!