СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание словом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается воспитательная роль уроков русского языка и литературы на современном этапе и их воздействие на развитие позитивных качеств студентов.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание словом"»

Цыбульник Л.М.,

преподаватель русского языка и литературы

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТТЬТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ВОСПИТАНИЕ СЛОВОМ

В данной статье автор рассматривает воспитательную роль уроков русского языка и литературы на современном этапе и их воздействие на развитие позитивных качеств студентов, обучающихся в Хабаровском техникуме техносферной безопасности и промышленных технологий



Эффективным инструментом воздействия на позитивные чувства, нравственные качества будущих специалистов Хабаровского техникума техносферной безопасности и промышленных технологий служат дисциплины гуманитарной направленности, обладающие огромным воспитательным потенциалом. Воспитательную роль образовательного процесса определил в свое время известный русский педагог К. Д. Ушинский, по мнению которого «обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» [5; С. 140].

Задача уроков русского языка современного суза состоит в воспитании обучающихся словом, когда преподаватель способен к педагогической импровизации, а именно: проявить «умение найти свежее и неожиданное в хорошо известном» [5;С.295]. Спецификой уроков русского языка на завершающем этапе обучения (первый курс суза) является работа с текстом. Подобранные преподавателем тексты для лингвистического анализа, а также закрепления орфографического и пунктуационного навыков связаны не только с календарными датами, биографией писателей; отрывки из художественных произведений, отличающиеся нравственной и эстетической направленностью, пейзажными зарисовками, текстами профессиональной направленности предлагаются обучающимся с такой целью, чтобы их содержание могло стать предметом обсуждения. Таким образом, студенты поставлены в ситуацию выбора между нравственным и безнравственным, прекрасным и уродливым, правильным и ошибочным. Часто для создания эмоционального настроя на занятии обучающимся предлагаются задания творческого характера: создать текст, все слова которого начинаются на одну букву, к тому же юмористической направленности: «Привет! Пробираюсь, присматриваюсь, приглядываюсь! Прохожу – пропуск пропал! Пробовал проскочить – попытка провалилась! Приходится паспорт предъявлять… Прошел! Первая пара! Предмет пренеприятный… Признаюсь, провал. Придут проверять! Придется присутствовать… Пока пройдусь, посмотрю. Потом приготовлюсь. Пришел преподаватель. Поздоровались. Принимаю позу. Пишу. Почерк печальный. Первое предложение. Подчеркиваю подлежащее. Просматриваю, прочитываю, проверяю. Процесс пошел! Преподаватель просит прочитать. Пришла пора! Придется произносить! Прогресс! Получилось! Покатило! Продолжаю преуспевать! Припомнил! Праздник! Примите поздравления!». Такие задания заставляют современного студента суза, не искушенного языковыми пристрастиями, отложить в сторону мобильные телефоны и предпринять попытку поиграть со словом. И малоуспешный ранее в дисциплине языковой направленности студент получает возможность открыть в себе новые резервы. Такие лингвистические находки педагога позволяют стимулировать обучающихся к ранее не привлекательной в школе дисциплине. Таким образом, студенты оказываются поставленными в новую ситуацию – ситуацию успеха.

Обучающийся на время забывает об оценке, а напрягает мысль на новый вид деятельности, ее творческий посыл, воспитывая тем самым уверенность в собственной успешности. Задача педагога помнить: воспитание словом тогда будет эффективным, когда преподаватель будет использовать богатый спектр педагогических идей, накопленный педагогической наукой.

Неслучайно великий русский писатель, мыслитель, педагог Л. Н. Толстой однажды заметил: «Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела» [2 ; С. 88].

В педагогической копилке преподавателя русского языка и литературы можно найти и другие задания творческого характера, воспитывающие в обучающихся желание проявить себя. К таковым следует отнести выпуск стенной печати к календарным датам, посвященным памятным дням из жизни писателей. Так, ко дню памяти А. С. Пушкина (10 февраля) студентам был предложен конкурс газет с использованием цитат, крылатых выражений из произведений А. С. Пушкина. Простое задание привело студентов в библиотеку за пушкинским томиком для выбора понравившейся цитаты. Таким образом, произошла незапланированная встреча с писателем и его поэтическими откровениями: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво», «Словесность русская больна», «Чистейшей прелести чистейший образец», «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…». А кто-то проявил свой талант в оформлении: рисунки, заголовки, компьютерные иллюстрации.

Огромен воспитательный потенциал уроков литературы, и задача преподавателя «заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был хорошего качества» [7; С. 246]. А данным запросам больше всего отвечает русская классическая литература, глубокими корнями связанная с русскими традициями.

Именно русские традиции находят отклик в душах современных студентов, и преподавателю необходимо найти свои рычаги воздействия на них. По мнению А. С. Макаренко, преподавателю «нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики. – А. М) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» [3; С. 191]. Студенты позитивно реагируют на Рождественские праздники, делятся впечатлениями о посещении храмов Хабаровска в Крещение.

Поэтому настрой на урок со сквозной темой «Масленица в русской литературе», подкрепленный атрибутами Масленицы (скатерть, самовар, блины, баранки, варенье, чай, материалы для изготовления чучела Масленицы, павловопосадские платки для девушек и т. п.) был креативным.

Сопутствующее сопровождение не отвлекало от основной цели урока – показать, как в русской литературе отражена традиция проведения Масленицы, а лишь усиливало интерес присутствующих. В процессе занятия обращались и к фольклору (пословицы и поговорки), в котором запечатлены традиции Масленицы. Звучали отрывки из романа А. С. Пушкина о «привычках милой старины». Был прочитан рассказ Н. Тэффи «Блин», в процессе обсуждения которого студенты выразили гордость за наш народ, сильный, ненасытный, находчивый. Особое удивление вызвал рецепт блинов и особенности их приготовления, описанный в рассказе: так преподнести его непонятливым итальянцам мог только русский человек. Занятия такого плана требуют от преподавателя несколько заготовок, если обстановка требует импровизации. Так спонтанно возник среди студентов и гостей обмен рецептами блинов, приготовленных к этому дню.

На занятии звучало стихотворение П. А. Вяземского «Масленица на чужой стороне», строки которого известны нынешним студентам из программы начальной школы: «Здравствуй в белом сарафане из серебряной парчи!». Поскольку стихотворение было написано в середине 19 века и некоторые слова на слух оказались незнакомыми, то потребовалось обращение к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля для определения значения устаревших слов. Тема празднования Масленицы в России гордо звучит в стихотворении, и содержание его во многом перекликается с картиной русского художника Б. Кустодиева «Масленица», репродукция которой была представлена на слайде презентации. Эмоционально заряженные студенты уловили настроение и поэта, и художника – так лихо праздновать Масленицу можно только на родине! Однако задача преподавателя состояла и в том, чтобы познакомить обучающихся с разными видами русской потехи. И показ небольшого фрагмента из кинофильма Н. Михалкова «Сибирский цирюльник» знакомит студентов с богатым традиционным угощением и русской забавой под гармонь «Стенка на стенку».

Настроение поддерживается и сообщением студента о романе И. С. Шмелева «Лето Господне», в котором одна из глав части «Праздники» посвящена Масленице. Читая отрывки из романа, студенты узнали, что такое «убогий блин» (блин, данный нищему), как в «блины играют»: « руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать».

Удивление в процессе общения вызвал тот факт, что писатель, эмигрировав из страны, оставил в памяти воспоминания истинно русского праздника, дорогого русскому человеку, где пахнет русским духом, проявляется русский характер, видно русское раздолье.

Эстетический аспект урока был дополнен музыкальным сопровождением - прослушиванием произведения П. И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Февраль. Масленица». На эмоциональной ноте после музыкальной паузы студенты легко справились с заданиями теста, в котором выразили и положительный настрой, и знания литературной и общекультурной направленности.

Каждый этап урока, носивший творческий характер, наполнен был эффективным воспитательным содержанием: поиск необходимой информации по заданной теме, знакомство с русскими традициями, получение новых знаний эстетической и нравственно-этической направленности, заметная активность студентов, неподдельный интерес к происходящему. Об этом финал урока – чтение преподавателем стихотворения А. Дементьева «Прощеное воскресенье». И чай у самовара после занятия – результат достижения «коммуникативной цели» [10; С. 48].

Изучая русскую культуру, обращаясь к великим авторам и их произведениям, можно воспитать духовно нравственную личность. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека»[8; С. 246].

Хотя нынешние студенты мало интересуются литературой, однако небольшие тексты, прочитанные как преподавателем, так и обучающимися во время таких уроков, не могут оставить их равнодушными и вызывают желание выразить свое отношение. Задача преподавателя заметить тех, кто, серьезно занимаясь будущей профессиональной деятельностью, интересуется литературой и русским словом. Таких неравнодушных и собрал кружок «Живая классика», на занятиях которого желающие, а состав кружковцев подвижный, читают понравившиеся стихи и прозу, заучивают наизусть, подбирают музыкальное сопровождение, а затем знакомят зрителей с творческими находками: произведениями Ю. Левитанского, А. Кочеткова, Р. Гамзатова, Р. Рождественского, К. Ваншенкина, В. Бокова. Бережное и чуткое отношение преподавателя к каждому из участников позволяет раскрыть их творческий потенциал, вселить уверенность в возможностях креативных проявлений.

И нельзя не согласиться с высказыванием французского писателя, лауреата Нобелевской премии А. Франса: «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее» [2;С. 121].

Изучая русскую культуру, обращаясь к великим авторам и их произведениям, можно воспитать духовно нравственную личность. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека»[8; С. 246].





Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т. 2: И – О /В. И. Даль. – М.: ТЕРРА, 1995. – 784 с.

  2. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352 с.

  3. Мудрик А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. – М: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.

  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: ок.. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012.- 2012. – 746 с.

  5. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 630 с.

  6. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4: Евгений Онегин. Драматические произведения / А. С. Пушкин; Примеч. Д. Благого,С. Бонди. – М.: ТЕРРА, 1997. – 528 с.

  7. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1986. – 367 с.

  8. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. опыт педагогической антропологии (1) /К. Д. Ушинский; сост., статья, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. – М.: Дрофа, 2005. – 557 с.

  9. Шмелев И. С. Лето Господне: Роман / И. С. Шмелев. – М.: Сибирская Благозвонница. 2011. – 540 с. С. 176- 192

  10. Цейтлин С. Н. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам и студентам / С.Н. Цейтлин, В. А. Погосян, М. А. Еливанова, Е. И. Шапиро. – СПб.: КАРО, 2006. 128 с.