Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ржавская оснолвная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
«Священная память о войне.»
Исследовательская работа
Автор: Досев Вадим, 14 лет
Руководитель: учитель истории Досева Наталья Сергеевна
с.Ржава
Содержание работы
страницы
I. Введение:
1.Актуальность исследования …………………………….. 3
2. Проблема исследования .………………………………..3
3.Цель исследования ………………………………………. 4
4.Задачи исследования ……………………………………...4
5. Объект исследования ……………………………………4
6.Предмет исследования ………………………………4
7.Источники информации ……………….…………………4
8. Место и сроки проведения.………………………………4
II. Методы исследования……………………………………4
III.Основная часть……………………………………….5-8 IV. Вывод…………………………………………………8-9
V.Заключение……………………………………………..9
Введение
Актуальность исследования:
Все уходят дальше в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг людей, которые ковали победу в тылу. Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне.
На уроках истории мы изучаем историю нашей Родины, в том числе темы, связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в победу над фашизмом, о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить с результатами своей исследовательской работы как можно больше людей.
Проблема исследования:
Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны. Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.
О Великой Отечественной войне написано очень много: воспоминания фронтовиков, литературные произведения, созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидел, слушая воспоминания своей прабабушки. На мой взгляд, судьбы детей войны одновременно похожи и не похожи друг на друга, но каждая из них заслуживает особого внимания.
Цель исследования: изучить жизнь сверстников в годы войны на примере жизни Гонеева Ивана Васильевича.
Задачи работы:
1.Изучить материалы школьного музея.
2.Провести интервьюирование очевидца оккупационного периода Гонеева Ивана Васильевича.
3.Произвести анализ собранного материала.
4. Оформить исследовательскую работу.
Объект исследования: события Великой Отечественной войны периода оккупации на территории Большесолдатского района.
Предмет исследования: условия жизни детей в период оккупации и их вклад в дело борьбы с фашизмом.
Источники информации:
Материал школьного музея.
Личные воспоминания Гонеева И.В.
Место и сроки проведения исследования: д.Щербачевка Больесолдатского района Курской области.
ІІ. Методы исследования:
Некуда от странной мысли деться,
Это не игрушка не пустяк,
Это может быть обломок детства
На железных скрещенных путях.
Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. Дети и война. Какими несопоставимыми кажутся эти понятия. Но судьба сумела их соединить. Суровое время заставило многих ребят той поры забыть про детство, наравне со взрослыми переживать это военное лихолетье: холод, голод, смерть родных и близких. И как бы я ни пытался поставить себя на их место, всё равно не пойму в полной мере, что чувствовали они.
В памяти останутся рассказы моего прадедушки Гонеева Ивана Васильевича. Он не был на войне, не воевал, так как был ещё ребёнком. Ему было 13 лет, когда началась война.
«Грянула война. Сразу все изменилось. Посуровели лица у всех, меньше стало улыбок, больше слез. Ушли на войну отцы, братья, мужья. Их места заменили женщины, старики. Многие дети начали работать, выполняя непосильный взрослый труд. Пахали и боронили на плохоньких лошадях,
быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы, на них боронили, их же доили, они же кормили рабочих. В войну и послевоенные годы был страшный голод: ели крапиву, лебеду. Весной по огородам дети собирали перемерзлую картошку, летом ловили сусликов. Не хватало дров, керосина, не было спичек. Колхоз получал все более трудные задания: новую группу людей в армию, лошадей - для формирования новых полков. Матери, старики и дети работали день и ночь. И это было легче не намного, чем на войне, а может и трудней».
В 1942 году зимой немцы пришли в деревню Щербачёвка. Шли со стороны города Суджа. Люди, когда услышали немецкую речь, пришли в замешательство. Немцы сразу показали местному населению истинное свое лицо: стали заселяться в понравившиеся им дома. Дом моего прадедушки не стал исключением. Они проживали со своей мамой вдвоём, к ним поселилось четыре человека. Захватчики расположились в основной части дома, потеснив прабабушку с сыном в холодный чулан, где было тесно и темно. Моя прабабушка Гонеева Устинья Владимировна боялась за жизнь своего единственного сына и всячески стремилась угодить немцам: кормила самым лучшим. Им очень нравился картофель, тушённый в печи с мясом. Прадедушка вспоминает, как он однажды взял со стола кусочек мяса, думая, что сделал это не заметно. Но один из постояльцев увидел и сильно избил прадедушку, а когда стал доставать пистолет, тот босиком убежал по снегу. Но, не смотря на гостеприимство местного населения, немцы творили произвол: ходили по дворам и забирали всю живность: коров, лошадей, поросят, птицу. Из дома прадедушки забрали уже стельную тёлку на мясо, на покупку которой собирали деньги два года. Когда вывели кормилицу во двор, прабабушка очень плакала, просила не убивать ее. Это была её надежда прокормить сына и себя, но захватчиков мало волновали такие мелочи, как человеческая жизнь. Немец направил дуло автомата прабабушке в спину и приказал принести виски (по-нашему «самогон»). Когда она принесла горячительный напиток, то увидела уже умирающее животное. Но больше всего прадедушка помнит, как плакала мать, когда распороли брюхо коровы, а оттуда вывалился маленький телёнок. Немцы стали смеяться, а впоследствии открыли стрельбу по телу маленького, пытавшегося подняться телёнка.
Люди, чтобы спасти какое – либо хозяйство, под покровом темноты уводили его в леса. Из-за большой заснеженности немцы в лес не ходили, но собирали местное население и заставляли расчищать дорогу в сторону села Киреевка. Люди работали с утра до ночи, а немцы ходили и тех, у кого не было сил, били палками. Прадедушке тоже попадало.
Местное население как могло, так и оказывало сопротивление. Прадедушка со своими товарищами обнаружили кабель связи, вырезали метр и из него натянули струны для балалайки. Ребята не понимали, что с ними могут сделать за подобную выходку. Немцы, когда узнали, пришли в бешенство, ворвались в дом и избили прабабушку, заставляли признаться, где скрывается сын, но та молчала. И когда её подвели к сараю для расстрела, во двор зашёл майор, проживавший в их доме, и приказал отложить расправу.
Прадедушка очень хорошо помнит о партизанах, которые находились на территории деревни. В их отряд входила девушка Александра Максимовна Савельева, проживавшая в деревне Щербачёвка. Она работала в селе Большесолдатское в прокуратуре. Прадедушка очень хорошо помнит, как перед приходом немцев они вместе катались с горки, как летом играли в русскую лапту. Никто не мог подумать, что эта хрупкая девушка отдаст свою жизнь ради спасения Родины. Именно от неё праедушка узнал о кабеле и по её просьбе перерезал его со своими друзьями. В деревне среди местного населения были полицаи. Особенно жестоким был Тучиков. Этот человек зверски избивал женщин, не щадил детей и донёс немцам о Шуре Савельевой. За Александрой стали следить, а когда поймали - повесили. Имя этой партизанки носит наша детская пионерская дружина. Прадедушку, Александру Савельеву и многих ещё молодых людей должны были угнать в Германию, а деревню сжечь. Но планам немцев не суждено было сбыться: началось наступление Красной Армии. Немцы собирались очень быстро. Деревню и население они не тронули. Как вспоминает прадедушка, они не уходили, а убегали.
После изгнания немцев с территории села, прадедушка продолжал помогать родному колхозу. Он с ребятами из своей родной Щербачевки гоняли овец в Коренево (там находились основные силы Красной Армии). Прадедушка очень рано стал работать в колхозе. Мужчин забрали на войну, а в деревне остались старики , женщины и дети. Вот и приходилось собираться и уходить в поле на день. После ухода немцев у людей не осталось ничего из живности. Брали и ели картофельные очистки и им казалось, что вкуснее их нет ничего на свете.
Моему прадедушке сейчас 83 года. Он вырастил пятерых сыновей, семерых внуков и уже растит пятерых правнуков. Он имеет награду «Труженик тыла». Эта история помогла мне лучше понять прошлое. Как мне сказал прадедушка, он очень хочет, чтобы мирно росли дети, не боясь взрывов бомб, не плакали матери, потерявшие детей, никогда не повторились ужасы войны.
Я могу долго слушать рассказ прадедушки, пытаться представить его молодым в окружении своих родных и близких. Я часто думаю: а смог бы я вытерпеть все то, что вытерпел он? И мне хочется сказать ему и людям его поколения: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы Вам не было стыдно смотреть на меня. Я буду достоин Вас»!
8