СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Звуко – буквенный анализ как основа обучению грамоте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен приём работы с наглядным пособие «Звуковые домики» на уроках обучения грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Звуко – буквенный анализ как основа обучению грамоте»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29















Тема: «Звуко – буквенный анализ как основа обучению грамоте»








Автор:

Запруднова Ирина Александровна,

учитель начальных классов













Сургут

2022

1. Введение

В начальных классах закладываются основы грамотного письма и чтения. Проблема обучения грамоте была и остаётся одной из центральных проблем науки на всех этапах развития школы.

Обучение анализу звучащей речи осуществляется в период обучения грамоте на основе осознания первоклассниками звукового строя русского языка, его основных фонетических единиц и средств, поэтому в содержании работы по формированию навыков звукового анализа представлены как знания о фонетической системе русского языка, так и специальные фонетические умения. Отметим, что усвоение знаний и умений по фонетике в полном объеме происходит именно в период обучения грамоте.

Существует большое количество методических рекомендаций, разработаны методические пособия, в которых предлагаются свои методики преподнесения материала по обучению детей звуко - буквенному анализу слова.

Горецкий В.Г. утверждает, что «бытующее в практике обучения представление о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами заметно повлияло на методику обучения языку…» [1, с.18]. Валгина Н.С. считает, что для формирования орфографической зоркости звуко -буквенный анализ слова играет одну из главных ролей [2, с. 24]. Львов М. Р. говорит о первостепенности звуко - буквенного анализа слова не только для чтения, но и для грамотного письма [3, с. 13].

Не смотря на выше сказанное, в работе учителей наблюдаются пробелы в обучении звуко - буквенному анализу слова. В настоящее время во всех методических пособиях говорится о том, что нельзя смешивать звук и букву. Но на практике учителя и методисты нередко “соскальзывают” на подмену звука буквой или на их смешение, а это грубая ошибка.

Актуальность. Исходя из выше сказанного успешное обучение звуко – буквенному анализу на уроках обучения грамоте является актуальной проблемой.

Цель: повысить уровень успешного овладения звуко – буквенным анализом на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Задачи:

1. Организация обучения младших школьников звуко - буквенному анализу на уроке обучение грамоте.

2. Диагностика осуществления звуко – буквенного анализа слов у младших школьников.

Гипотеза исследования: уровень развития звуко – буквенного анализа слов у младших школьников будет выше, если целенаправленно и систематически использовать эффективные упражнения на обучения звуко – буквенного анализа слов.

Объект исследования: звуко – буквенный анализ слов в начальной школе.

Методы исследования:

1. теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, периодических изданий, которые посвящены проблеме исследования;

2.педагогическое исследование, проверяющее состояние интересующей нас проблемы у первоклассников на уроках обучения грамоте;



2. Теоретическая часть.

Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырёх видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма. Действительно для того, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию, фонетические способности помогают нам по интонации улавливать смысл, который говорящий вкладывает в высказывание (одобрение, негодование, порицание и другое). Фонетические знания и умения необходимы и для усвоения произносимых норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществлять коммуникативную деятельность.

Изучив лингвистические труды по теории письма, Львов М.Р. пришёл к выводу, что система обучения чтению (воссозданию «звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели») целиком зависит от характера письменности [4, с. 43]. Поскольку русское письмо звуко - буквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. В настоящее время обучение грамоте по любому букварю начинается с добуквенного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики.

Фонетические умения – необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.

Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

1.                   Произнеси и послушай слово

2.                   Найди ударный слог

3.                   Произнеси слово по слогам

4.                   Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй

5.                   Обозначь выделенный звук условным значком

6.                   Действуй так до конца слова

7.                   Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Важно, чтобы звуко - буквенные упражнения были привычными, сопровождали занятия по разным темам курса русского языка в дальнейшем. Общий уровень речевой культуры детей во многом зависит и от того, насколько развито у детей внимание к звучанию слова, к вдумчивому и выразительному чтению стихов и прозы, к аккуратному и безошибочному письму, что в значительной мере определяется всей системой занятий учителя с классом.



3. Диагностика осуществления звуко – буквенного анализа слов у младших школьников

На основании изученного материала, мы провели исследования уровня развития звуко – буквенного анализа слов у младших школьников.

База исследования МБОУ СОШ №29, класс 1 Е, количество человек 30.

Цель исследования: выявить уровень развития звуко – буквенного анализа слов у учащихся 1 класса Е.

Методы исследования: упражнение «Звуко-буквенный анализ слов» Канакина В. П.

В соответствии с логикой исследования цель экспериментальной работы состояла в выявлении и характеристике упражнений, способствующих эффективному обучению младших школьников звуко - буквенному анализу слова.

Для оценки эффективности исследования, прежде всего, необходимо было выделить критерии оценки уровня сформированности у младших школьников умения проводить звуко - буквенный анализ слова:

1)            Сформированность умения соотнести слово с его звуковой схемой.

2)            Сформированность умения соотнести звук с обозначающей его буквой.

3)            Сформированность умения составить звуковую схему и соотнести звуковой состав слова с его буквенным составом.

Для того чтобы выявить степень сформированности данных умений, детям предлагались следующие задания:

1 Детям нужно было соотнести звук с обозначающей его буквой.

В русском языке десять гласных букв и шесть звуков. Напиши их.

Буквы: __, __, __, __, __, __, __, __, __, __.

Звуки: __, __, __, __, __, __.

2   Детям нужно было выполнить звуковой анализ слова: яма, мышка, калина.

3 Давалось дополнительное задание на определение количества звуков и букв (их соотношение).

Яблоко – _ зв. ­­__ б.

Поём – __ зв. __ б.

Вьюга –__ зв. __ б.

Океаны –__ зв. __ б.

Результаты проведённой диагностики представлены в виде таблицы в приложении 1.

Как видно из таблицы, учащиеся 1 класса Е справились с разными заданиями неодинаково. С первым заданием справилось 15 человек из 30. Со вторым заданием - 12 человек, все остальные при звуковом анализе допустили ошибки. С третьим заданием справилось 11 человек, остальные допустили ошибки.

На основе полученных данных мы можем сказать, что не все дети не могут соотносить звук и букву, следовательно у них возникают трудности при звуко - буквенном анализе слова.

По результатам выполненных заданий были охарактеризованы следующие уровни сформированности умения осуществлять звуко -буквенный анализ слова:

1)    Высокий уровень – дети справились со всеми заданиями или с большинством заданий: соотнесли звуки и буквы, не допуская ошибок, выполнил звуковой анализ слов, и некоторые справились с дополнительным заданием.

2)    Средний уровень – учащиеся справились только с половиной заданий: соотнесли звуки и буквы, выполнили звуковой анализ слов. Остальные задания вызвали затруднения.

3)    Низкий уровень – не справились ни с одним заданием или только с одним из предложенных.

Проведя диагностику звуко - буквенного анализа слов у учащихся 1 класса Е, пришли к выводу, что он низкого уровня. Для того, чтобы учащиеся научились выполнять звуко - буквенный анализ слов был использован метод наглядности «Звуковые домики» [приложение 2] на каждом уроке обучения грамоте. Результат использования метода и повторная диагностика [приложение 3] показала, что метод является эффективным.

 

4. Заключение.

Анализ лингвистической литературы по проблеме исследования позволил охарактеризовать звуко - буквенный анализ как один из важнейших видов работы на уроках обучения, который способствует формированию в дальнейшем орографической зоркости, развитию фонематического слуха; умений правильно назвать и охарактеризовать звуки; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Итак, изучение фонетики в курсе начальной школы и освоение звуко -буквенного анализа должно происходить последовательно, систематически. Необходимо учитывать особенности звукового строения слов и возрастные особенности учащихся.

Проведение констатирующего этапа эксперимента, позволило утверждать, что у учащихся действительно низкий уровень сформированности умения выполнять звуко - буквенный анализ слова. Исходя из сказанного ежедневно необходима работа над звуко – буквенным анализом слов на обучение грамоте в 1 классе.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза при реализации плана будет достигнута. Поставленные задачи реализованы. Цель исследования достигнута.


5. Список использованной литературы

1. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. - М.: Высш.шк., 2017.

2. Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте. - М.: Просвещение, 2017.

3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 2018.

4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.

























Приложение 1

Результаты выполнения заданий учащимися 1 класса Е на начало исследовательской работы.
















Приложение 2

Приём работы с наглядным пособие «Звуковые домики» на уроках обучения грамоте.

На этапе повторения пройденного:

1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «звуковые домики» по плану:

 - прочитайте гласные буквы (чтение парами: а – я, …);

- прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;

- прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;

- назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);

- какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?

Для индивидуального опроса используются задания выборочно.

2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:

- гласная – согласная;

- гласная: назвать звук; обозначает мягкость – твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;

- согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости – мягкости (если есть); парный – непарный, звонкий – глухой, назвать пару по звонкости – глухости (для парных).

Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).

На этапе изучения нового материала:

Определение места буквы на «ленте букв» и заселяют в домик.

Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.

Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного, …


Приложение 3

Результаты выполнения заданий учащимися 1 класса Е на начало третьей четверти.