СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три склонения имени существительного

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема : Три типа склонения имен существительных

Цели: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

 Минутка чистописания. (На доске) (Строчные буквы в, л, т, д)

Сообщение цели урока.

- Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

- Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

- Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

 Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

- Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р.

Сущ. м. р.

Сущ. м. р. 

Сущ. ср. р.

Сущ. ж. р.

вода

Юра

конь

окно

степь

земля

Витя

стол

море

дочь

/_________________/

/____________________/

/__________/

1 склонение

2 склонение

3 склонение

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

8. Работа с правилом.

- Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 46. Прочитайте правило.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

- Кто попробует рассказать правило наизусть?

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

1.

Кто ни в жару, ни в стужу  Не снимает шубу? (Баран)

2.

Кто на ветке шишки грыз,  И бросал объедки вниз? (Белка)

3.

В поле лестница лежит,  Дом по лестнице бежит. (Поезд)

4.

Закружу, заверчу, В небеса улечу. (Вертолёт)

5.

Ящик на коленях пляшет -  То поёт, то горько плачет. (Гармонь)

6.

Никого не обижает, А её все толкают. (Дверь)

7.

Много рук, а нога одна. (Дерево)

8.

Колюч, да не ёж. (Ёрш)

9.

Шесть ног без копыт,  Летит - жужжит,  Упадёт - землю роет. (Жук)

10.

По земле ползёт,  А к себе не подпускает. (Змея)

11.

Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

12.

Над домами и дорожками Висит кусок лепёшки. (Луна)

12. Работа с учебником.

- Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

- Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

13. Разноуровневая самостоятельная работа.

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Проверка.

14. Итог урока.

- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

- Это мы изучим на следующих уроках.

Дом.задание Стр46 упр134

© 2015, 677 12