Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Сколько всего отрезков на чертеже?  | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задание | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
• Являются ли эти квадраты «магическими»?  | Выполняют устные вычисления | Фронтальная | Устные ответы |
• Решите задачу. Дети были на экскурсии в музее. На первом этаже они осмотрели 6 витрин, а на втором – на 5 витрин больше. Сколько витрин осмотрели дети на втором этаже? | Решают комбинаторную задачу | Фронтальная | Устные ответы |
• Выполните задание на смекалку. Таня разложила елочные шары в три одинаковые коробки. В одну коробку она положила красные шары, в другую – голубые, а в третью – и те, и другие. Заклеила, и когда стала их надписывать, то перепутала все коробки. Догадайтесь, какие шары лежат в каждой коробке, если в коробке с надписью «Красные шары» лежат голубые.  | Решают комбинаторную задачу | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите чертежи на доске:  – Какое изображение будет «лишним»? Почему? – Покажите на чертеже лучи. Какая фигура называется лучом? – Сегодня на уроке продолжим изучение темы «Луч и его обозначение» | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 5 (с. 21) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Чертежи:  | Чертят лучи. Называют начало каждого луча | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом; используют в работе простейшие инструменты. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 8 (с. 21) | Чертежи: а) отрезок лежит на луче:  б) отрезок пересекает луч:  в) отрезок не пересекает луч:  | Чертят луч и отрезок. Отмечают точки на лу-че и вне луча | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 25 (с. 25) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Изобразите красными стрелками отношение «больше». Обозначьте буквами имена мальчиков, о которых идет речь в задаче: М – Миша, В – Витя, К – Коля, С – Саша. Известно, что у Миши марок больше, чем у Вити, следовательно, проводим красную стрелку от М к В. У Коли меньше марок, чем у Вити (переформулируем: значит, у Вити больше марок, чем у Коли), проводим красную стрелку от В к К. У Саши больше марок, чем у Миши, проводим красную стрелку от С к М. Схема:  – У кого из мальчиков больше всего марок? (У Саши.) – У кого меньше всего марок? (У Коли.) – У кого из мальчиков больше марок: у Вити или у Саши? (У Саши.) – У кого меньше марок: у Коли или у Миши? (У Коли.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 26 (с. 25) | – Фамилии Саши и Юры Иванов и Петров. Какая фамилия у каждого из них, если Саша по росту на 5 см выше Юры, а Иванов ниже Петрова? Обозначим буквами имена и фамилии мальчиков: С – Саша, Ю – Юра, И – Иванов, П – Петров. В тексте задачи сказано, что Саша на 5 см выше Юры, значит, Саша выше Юры. Составляем следующую схему, где красная стрелка обозначает слово «выше».  В то же время Иванов ниже Петрова (переформулируем, значит, Петров выше Иванова). И на этой схеме дописываем буквы фамилий мальчиков, используя также отношение «больше» | Строят граф | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 27 (с. 25) | – Приведите примеры, подтверждающие следующие утверждения. – Сумма двух однозначных чисел может быть однозначным числом. (2 + 2 = 4.) – Сумма двух однозначных чисел может быть двузначным числом. (2 + 9 = 11.) – Любое двузначное число больше любого однозначного числа. (13 5.) – Среди чисел от 10 до 50 есть числа, записанные одинаковыми цифрами. (11, 22, 33, 44.) | Строят схему к задаче. Приводят примеры, подтверждающие утверждения | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 11 | – Прочитайте задачу. – Какие цветы у Вали? (Гвоздики.) – Сколько у нее гвоздик? (7 гвоздик.) – Какие цветы у Серёжи? (Розы.) – Что сказано о розах в условии задачи? («Столько же роз».) – Сколько же роз у Серёжи? Заполните таблицу:  | Заполняют таблицу. Решают задачу самостоятельно | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа по карточкам | – Рассмотрите чертежи. Что объединяет эти фигуры? (Это объемные фигуры, геометрические тела.) – Как они называются? (Цилиндр, конус, куб.) – Какими линиями на чертеже показывают невидимые элементы геометрических тел? (Штриховой линией.) | Выполняют задание по карточкам | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? Чем отличается луч от отрезка? – Назовите геометрические тела. Как на чертеже геометрических тел показать невидимые линии?  | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 11, 23, 24 (учебник); № 8 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |