8
Конспект интегрированного урока по географии, биологии и русскому языку в 9 классе
на тему: «Дом, в котором мы живем»
Эпиграф: «Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К.Г. Паустовский
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях Республики Калмыкия;
подчеркнуть уникальность природы родного края;
активизировать познавательный интерес у учащихся к природе своего родного края, прививать любовь к своей малой Родине и стране в целом;
продолжить формирование умений анализа, синтеза, обобщения и сравнения при работе с источниками географической информации;
продолжить работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Оборудование: физическая карта России, карта Калмыкии, стенды с символикой Республики Калмыкия, проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя биологии. Организация урока. Создание положительного эмоционального настроя.
-Добрый день! Начат день.
Первым делом гоним лень.
Вам сегодня не зевать,
А активно отвечать.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
2. Видеоклип «С чего начинается Родина?» (звучит песня)
3.Учитель географии.
- Почему сегодня наш урок начался так необычно?
-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?
Учитель: Да, совершенно верно.
О чудесном нашем крае будет разговор,
О прекрасном милом крае, где мы все живем.
1. Организация класса, активизация познавательной деятельности
Учитель русского языка и литературы: Дорогие ребята! Я думаю, Вы согласитесь со мной, что можно объездить весь мир и восторгаться его красотой, но самое прекрасное то, что впервые открывается вашим распахнувшимся глазам – это наша Родина. И небо, и деревья, и капли дождя, поразившие Вас, - все это принадлежит нашей Родине.
Учитель русского языка: Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя! / В.Боков/
Стихотворение сопровождается показом слайдов о природе России.
Учитель биологии: Вот о чем мы с вами поговорим сегодня на уроке, который пройдет в необычной форме в виде интегрированного урока, на котором вы покажете знания по географии, биологии и русскому языку.
Какие цели мы должны с вами поставить перед уроком (выведение целей урока)
Тема нашего урока «Дом, в котором мы живем»
Учитель географии: Республика Калмыкия – это часть нашей необъятной Родины, поэтому мы называем его малой родиной. Давайте вспомним географическое положение Республики Калмыкия.
Задание «Выбери правильный ответ». Вам предлагается выполнить работу, где несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. Правильный ответ подчеркните.
1.Калмыкия расположена: на севере России, на юге-западе европейской части России, на востоке России.
2.Площадь Калмыкии составляет: 506 тыс. км2, 800 тыс. км2, 75,9 тыс. км2.
3.Калмыкия входит в состав: Центрального экономического района, Поволжского экономического района, Волго-Вятского экономического района.
4.Протяженность Калмыкии с севера на юг: 545 км, 448 км, 800 км.
5.Протяженность Калмыкии с запада на восток: 765 км, 423 км, 300 км.
6. Самая высокая точка Калмыкии: г, Шаред 222 м., г. Эльбрус, наш бугор 192 м.
7.Крайняя северная точка расположена в: Ики-Бурульском районе, Октябрьском Районе, Малодербетовском районе.
8.Крайняя южная точка расположена в: Яшкульском районе, Лаганском районе, Целинном районе.
9.Крайняя западная точка расположена в: Городовиковском районе, Юстинском районе, Приютненском районе.
10.Крайняя восточная точка расположена в: Черноземельском районе, Кетченеровском районе, Лаганском районе.
Взаимопроверка. Выставление оценок.
Учитель географии: - А теперь покажем районы Калмыкии на карте
Учитель биологии: Проведем небольшой опыт. Каждый компонент природы обладает определенным цветом: солнце – желтое, трава – зеленая, небо – синее. Возьмем кисти с такими красками и опустим их в сосуд с водой. При их смешивании с водой получается новый красивый оттенок. Образно представим деятельность человека черным цветом, и, опустив в сосуд кисть с черной краской, увидим, что вода приобрела некрасивый цвет. Образное сравнение человека с этим цветом выбрано не случайно. Мы все чаще видим примеры отрицательного воздействия человека на природу. И чтобы сберечь то, что находится под угрозой исчезновения, создаются заповедники и заказники.
Презентация «Черные земли»
Учитель русского языка: Ребята, вы внимательно послушали и посмотрели презентацию о нашем заповеднике. На столе у вас лежат листы с текстом. В нем пропущены буквы в словах.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Подберите, где можно, проверочные слова.
Заповедник «Черные Земли» – это ед…нственный в России полигон для изучения степных, полупустын…ых и пустын…ых ландшафтов, а также калмыцкой популяции сайгака. Название «Черных земель» появилось в связи с тем, что зимой степь здесь не покрывается снегом и земля остается черной. С древности эта тер…итория использовалась для зимнего выпаса скота. В результате того, что заповедник выполняет единственную роль в Европе антропогенной пустыни, он является об…ектом изучения сотен учёных со всего мира. Его площадь составляет 121,9 тыс. га.
«Черные земли» занимают две различные друг от друга тер…итории. Основной участок заповедника «Черные земли» распол...жен в Прикаспийской низменности, между низовьями рек Кума и Волга, на территории Яшкульского и Черноземельского районов Калмыкии. На этом участке осуществляется охрана, так что популяция сайгака во…станавливается. На втором участке, расположенном на озере Маныч-Гудило, гнездятся и зимуют редкие виды водоплавающих и околоводных птиц. Заповедник «Черные земли» интересен тем, что одновреме…но охраняет крайне контрастные местообитания – типичные калмыцкие степи и водно-болотные угодья озера.
Символ заповедника – антилопа-сайгак, один из редчайших видов антилоп в России. Его числе…ность в 80-х резко снизилась из-за браконьерства, но потом, благодаря созданию организаций заповедника по охране и восстановлению популяции сайгаков, его числе…ность восстановилась и составляла около 150 тыс. особей. Однако в настоящее время по расчетам сотрудников заповедника «Черные земли» численность сайгаков очень низкая и составляет около 13-15 тысяч.
Задание 2. Расставьте в словах ударение. Заповедник, выпас, антропогенный, низменность, низовья, гнездятся.
Задание 3. Подберите прилагательные - определения к существительным. Популяция, степь, символ, антилопа.
Задание 4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения.
Паспорт поселка Найнтахн Целинного района Республики Калмыкия
(Рабочая тетрадь)
1. Происхождение названия поселка Найнтахн___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Флора (растительность) и фауна (животный мир) поселка Найнтахн:
1) составьте пищевую пирамиду из данных организмов, пронумеровав и подписав их: продуценты, консумент I, консумент II, консумент III.
2) составьте пищевую пирамиду из ящериц, ястреба, растений и кузнечиков, если известно, что масса ястреба составляет 4,5 кг.

4. Население.
1) национальный состав поселка (вычеркните лишнее): русские, болгары, украинцы, сербы, турки, литовцы, армяне, чеченцы, калмыки, аварцы, даргинцы, цыгане, немцы, корейцы, татары, поляки,
3) численность населения _______________
5.Основная продукция КФК, расположенных на землях поселка Найнтахн (подчеркнуть нужное): зерновое производство, овцеводство, мясное скотоводство, птицеводство, бахчеводство, овощеводство, коневодство, возделывание масличных культур, свиноводство.
6.Что вам нравится в нашем поселке, и чтобы вы хотели изменить? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель географии: - Сегодня мы будем заполнять паспорт населенного пункта, работу с которым вы продолжите дома, и по результатам заполнения получите отметки. Итак, первый пункт «Откуда мы родом?».
Учитель биологии: - Огромные степные просторы богиня Флора заполнила ковылем, типчаком, чабрецом, полынью. Весной степь покрывается изумрудным зеленым ковром с узорами из разноцветных тюльпанов, фиолетовых и желтых ирисов.
В любом сообществе (природном комплексе) существуют пищевые цепи – механизм передачи веществ и энергии.
Задание №1.
- Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. То есть в пищевой пирамиде на следующий уровень переходит примерно 10% массы и энергии.
Задание №2. Составление пищевой пирамиды.
1) составьте пищевую пирамиду из данных организмов, пронумеровав и подписав их: продуценты, консумент I, консумент II, консумент III.
2) составьте пищевую пирамиду из ящериц, ястреба, растений и кузнечиков, если известно, что масса ястреба составляет 4,5 кг.
III. Завершающий этап
1. Подведение итогов, выставление оценок
2. Рефлексия
- Ребята, понравилось ли вам на уроке? Выразите свое отношение. Если понравилось – поднимите лист розового цвета, если нет – белый.
Домашнее задание: Домашнее задание по географии – завершить заполнение паспорта; написать мини сочинение на тему: «Мой любимый уголок природы».
Задание «Выбери правильный ответ». Вам предлагается выполнить работу, где несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. Правильный ответ подчеркните.
1.Калмыкия расположена: на севере России, на юге-западе европейской части России, на востоке России.
2.Площадь Калмыкии составляет: 506 тыс. км2, 800 тыс. км2, 75,9 тыс. км2.
3.Калмыкия входит в состав: Центрального экономического района, Поволжского экономического района, Волго-Вятского экономического района.
4.Протяженность Калмыкии с севера на юг: 545 км, 448 км, 800 км.
5.Протяженность Калмыкии с запада на восток: 765 км, 423 км, 300 км.
6. Самая высокая точка Калмыкии: г. Шаред 222 м., г. Эльбрус, наш бугор 192 м.
7.Крайняя северная точка расположена в: Ики-Бурульском районе, Октябрьском Районе, Малодербетовском районе.
8.Крайняя южная точка расположена в: Яшкульском районе, Лаганском районе, Целинном районе.
9.Крайняя западная точка расположена в: Городовиковском районе, Юстинском районе, Приютненском районе.
10.Крайняя восточная точка расположена в: Черноземельском районе, Кетченеровском районе, Лаганском районе.
Паспорт поселка Найнтахн Целинного района Республики Калмыкия
1. Происхождение названия поселка Найнтахн____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Флора (растительность) и фауна (животный мир) поселка Найнтахн:
1) составьте пищевую пирамиду из данных организмов, пронумеровав и подписав их: продуценты, консумент I, консумент II, консумент III.
2) составьте пищевую пирамиду из ящериц, ястреба, растений и кузнечиков, если известно, что масса ястреба составляет 4,5 кг.

4. Население.
1) национальный состав поселка (вычеркните лишнее): русские, болгары, украинцы, сербы, турки, литовцы, армяне, чеченцы, калмыки, аварцы, даргинцы, цыгане, немцы, корейцы, татары, поляки,
3) численность населения _______________
5.Основная продукция КФХ, расположенных на землях поселка Найнтахн (подчеркнуть нужное): зерновое производство, овцеводство, мясное скотоводство, птицеводство, бахчеводство, овощеводство, коневодство, возделывание масличных культур, свиноводство.
6.Что вам нравится в нашем поселке, и чтобы вы хотели изменить? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________