СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект "Пословицы и поговорки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов помогает не только сформировать определённый набор знаний, но и пробудить в детях стремление к самообразованию,реализации своих способностей. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект "Пословицы и поговорки"»

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Проект «Пословицы и поговорки»

Объект исследования: пословицы и поговорки русского народа.

Длительность проекта: краткосрочный.

Разработка проекта: ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.Учитель наблюдает и консультирует.



Проблема: как могут помочь пословицы в обучении и воспитании современного человека?

Цель работы: привить интерес к культуре русского народа, научиться применять пословицы и поговорки в речи.



Слово учителя:

-Здравствуйте, ребятки, посидим рядком, да поговорим ладком! Я сегодня заговорила каким-то непонятным для вас языком. Именно так простые русские люди, которые не умели ни читать, ни писать впервые заговорили ярким и живописным языком. А мы теперь такие народные изречения называем пословицами и поговорками. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

- На прошлой неделе группы получили задания:

1.В.И.Даль о пословицах

2. Откуда берутся пословицы 

3. Почему поговорка - «цветочек»?

-Даём слово ребятам-исследователям.



1группа. Даля «Пословицы русского народа» 

Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.

C 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодно проводимая ярмарка. Вот так описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута…

Одновременно с работой над словарём работал и над сборником «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги; Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» - в словарь, как пример для пояснения слов; дугой вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. собрал 30130 пословиц. В сборнике Даля пословицы расположены по темам. Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений ( до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам. Сто восемьдесят тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», - это сто восемьдесят тем. Среди них : «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.

Однако, сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусеченном виде.

Вот каковы некоторые пословицы «в неусеченном виде»:

·  Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.

·  Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.

·  Собаку съел, а хвостом подавился.

·  Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

·  Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

·  Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

·  Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.



-Узнаёте?



2группа. Откуда берутся пословицы 

А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали

- В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.

- В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.

- В профессиональной деятельности: Без закваски хлеба не месят.

- В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Пословицы также могли быть итогом

- Наблюдения за явлениями природы: Яблочко от яблоньки недалеко падает.

- Осмысления своего социального положения: На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.

- Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу.

- Кроме того, источником возникновения пословиц является и взаимодействие разных народов одной страны и других стран. Заимствованные пословицы тоже ярко отражают психологию, этику и мораль русского народа: Аппетит приходит во время еды (из фр. яз.) Игра не стоит свеч (из фр. яз)





3группа. Почему поговорка - «цветочек»?

Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица. 
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.

Демонстрируются диафильм «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).

Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.

Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

Ребята из других команд получают альбомный лист, на котором нарисованы бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

  • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка надвое сказала.)

  • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух зайцев.)

  • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить кота в мешке.)

  • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога пара.)

  • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)

  • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)

  • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)



Слово учителя.

-В последнее время стали появляться неожиданные новообразования. Например, перефразирование пословиц, поговорок используется в качестве заставок и заголовков статей.Появляются подобные выражения в результате соединения двух пословиц или поговорок:

Не зная броду – не вытащишь и рыбку из пруда. Сравните: Не зная броду, не суйся в воду . Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Иногда в пословице или поговорке меняется только одно - два слова:

Не чаем единым сыт человек(вместо хлебом)

В некоторых случаях слова в пословице заменяют синонимичными иноязычными словами, тогда появляются такие юмористические фразы:

Леди с дилижанса – пони легче. Фраза образована на базе классической русской пословицы Баба с возу – кобыле легче



-Поиграем?



Словесная игра с пословицами. 

Вот некоторые неожиданные новообразования. Попробуйте восстановить пословицы:

Любишь кататься – купи проездной.

Держи ноги в тепле, а мозги – в голове!

Работа не сайгак, за бархан не убежит,

Не бей лежачего - слезами не поможешь.

Тише едешь – дешевле обойдётся



Совместный вывод:



Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.

-  «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»