МКОУ «Гоголевская основная общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области
Внеклассное
мероприятие
«Химический КВН».
Подготовила Станкевич Н.Н.
2014-2015 учебный год
Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии;
воспитание серьёзного отношения к своему будущему, ответственности за каждое принимаемое решение.
Команды
«Алмаз» «Рубин»
Приветствие команды «Алмаз».
Вы бросайте все дела,
И бегите к нам сюда.
Мы с «Рубином» здесь воюем
И, конечно, ж победим!
Какая чудесная штука, дружок!
«Рубин» - это камень,
Красив, как цветок.
Но за твердостью алмаза,
Ему нынче не угнаться.
Наш алмаз прочнее стали.
Но и знания прочны,
Всех приветствовать мы станем,
В добрый путь, друзья, мои!
Приветствие команды «Рубин».
Прочтем алмазу мы песенку эту
Смешную чуть-чуть,
А после подумать о ней не забудь!
Если бы реки стремились обратно,
Если б касторку пить было приятно,
Если бы шили штаны из тумана,
Если б из крана бежала сметана,
Если б из рыбы варили варенье,
И было б в неделе три воскресенья,
Если б в садах, как айва и лимоны
Росли бы баранки, буханки, батоны
И если бы завтра в каждой стране
Воздвигли бы Бронзовый памятник – мне!
Я крикнул бы громко: «Мне этого мало».
Давайте раздробим алмазы на части.
Давайте растопим алмаз на графит.
И все же приветствуем, вас дорогие,
Алмазной страны сыновей, дочерей!
1 конкурс «Химия в нашем быту»
Домашнее задание.
«Наш дом» - команда «Алмаз»
«Наша пища» - команда «Рубин»
2 конкурс капитанов «Путешествие в страну элементов».
По описанию узнать хим. Элемент и дать ему письменную характеристику по периодической системе Д.И.Менделеева.(2мин)
Самый распространенный хим.элемент в земной коре, входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Вода, песок, горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержит этот элемент, является важной частью многих органических соединений: белков, жиров, углеводов.
Твердое кристаллическое вещество желтого цвета, плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток, кусочки тонут в воде, а порошок всплывает, т.к. не смачивается водой. Применяется для приготовления мази против чесотки.
3 конкурс «Вопросов и ответов»
Каждая команда готовит по 3 вопроса и показывает 3 опыта другой команде.
Вопросы и опыты команды «Алмаз».
1. В нижних слоях атмосферы содержится исключительно мало водорода, на высоте 50км его содержится 3%, а на высоте 100км – 95%. Подумайте, почему?
2. В церемониях, в которых крестят детей применяется «святая вода». Почему она так называется?
3. Если кто-то выпил кислоту, то ему дают очень много воды. Для нейтрализации кислоты применять раствор питьевой соды не рекомендуется. Почему?
1 опыт. Белый платок намочить водой и выжать, потом смочить спиртом и поджечь. Спирт сгорает, а платок остается целым. Почему?
2 опыт. В стакан помещаю р-р КОН, добавляю ф/фл, раствор малиновый, приливаю НNO , р-р обесцвечивается. Объясните изменение окраски.
3 опыт. В банку на дно ложу вату и наливаю воды, сверху яйцо сырое, оно тонет. Потом растворяю соль в воде и опять сверху помещаю яйцо, оно плавает сверху. Почему яйцо не тонет в растворе?
Вопросы команды «Рубин».
Какой самый тяжелый газ? Этот газ в 111 раз тяжелее водорода, в 8 раз тяжелее воздуха и в 7 раз тяжелее хлора.
Впервые этот ядовитый газ в качестве боевого отравляющего в-ва был использован в 1915г. Что это за газ?
Фтор поступает в наш организм с питьевой водой. Что происходит при недостатке фтора?
Опыт 1. В тарелку налить немного воды, сверху положить промокательную бумагу и на неё кусочек лития. Литий воспламеняется. Почему?
Опыт 2. 1/3 часть пробирки КМпО , закрываю пробкой с газоотводной трубкой и нагреваю. Конец трубки опускаю в одну пробирку и вношу туда тлеющую лучину, она ярко загорается. Конец трубки опять вношу в колбу и через некоторое время вношу в колбу в железной ложечке подожженный красный фосфор, который ярко загорается в колбе с выделением белого дыма. Почему лучина и фосфор ярко загораются?
Опыт 3. В бутылку из-под сока внести несколько раз горящую лучину и сверху положить варенное очищенное яйцо, которое резко проваливается в бутылку. Почему?
4 конкурс «Тайны стекла».
Изготовить стекло из выданных веществ и охарактеризовать его свойства.
1.КСО , РbO, песок (хрустальное стекло)
2.чистый песок (кварцевое стекло).
Хрустальное стекло преломляет свет и применяется в оптике для изготовления линз и призм, из него изготавливают хрустальную посуду.
Кварцевое стекло мало изменяется в объеме при изменении температуры. Посуду , изготовленную из него можно прокалить добела, бросить в холодную воду и она не трескается. Из него делают лабораторную посуду. Другое его свойство пропускать ультрафиолетовые лучи, поэтому из него изготавливают кварцевые лампы, используемые в медицине.
5 конкурс. «Занимательно о металлах».
Угадайте о каком металле идет речь?
1.Металл применяется в качестве восстановителя в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакторах, соединения этого металла широко распространенны в природе в виде солей, одна из которых вводится в организм человека при его обезвоживании.(натрий).
2.Металл используется в производстве стали и чугуна, для получения сплавов, необходимых для изготовления подшипников, окрашивает пламя в кирпично-красный цвет.(кальций).
6 конкурс. «Аллотропные видоизменения у вас в гостях».
1.Назовите аллотропные видоизменения фосфора.(белый, красный,черный)
2.Назовите аллотропные видоизменения углерода.(алмаз, графит).
Дайте сравнительную характеристику физических свойств белого и красного фосфора (алмаза и графита).
7 конкурс. «На смекалку»
Ответить на вопросы.
Растворяется ли в воде стекло?
Какова массовая доля солей в организме человека?(5,5%)
Каких элементов в теле человека содержится больше всего?(Н, О, С, N).
Может ли быть дым без огня?
5. Как называется один из самых больших и красивых алмазов в
мире? (Орлов).
При каких условиях из графита можно получить искусствен-
ный алмаз? (катализатор, t=1200-1600С, р=10 МПа).
Вставить пропущенные слова.
1.Сапоги мои того,
Пропускают…
2.Калий, натрий, серебро
С водородом …
3.Алюминиевые ложки,
Хромовые…..
4.Она – без вкуса,
Без запаха, цвета,
Но всеми учеными
Признано это:
С любого грязнули
В любое время
Смоет всю грязь без следа,
Только - … .
Анализ внеклассного мероприятия
Внеклассное мероприятие на тему «Химический КВН» было проведено в IX классе Гоголевской основной общеобразовательной школы. Тема мероприятия была выбрана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся: на пороге старшей школы, когда важным будет выбрать профили обучения, каждому из учащихся придется задуматься и о выборе будущей профессии.
Форма воспитательной работы была коллективно-распределительная, форма воспитательного мероприятия – классный час, на котором, как правило, поднимаются и обсуждаются наиболее актуальные и сложные вопросы для учащихся. С учетом данной формы воспитательного дела, осуществленного в рамках классного часа, были сформулированы: 1) его педагогические цели (помочь учащимся с определением будущей профессии, показать важность делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации; формировать умения и навыки групповой, коллективной работы); 2) педагогические задачи мероприятия (помочь выявить учащимся свои склонности к определенному виду деятельности; формировать умения и навыки консолидирования сил при выполнении общего дела; развивать у ребят ответственность за общее дело, дисциплинированность, организованность; расширить общий кругозор учащихся).
Основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли учащиеся. Педагог лишь определил тему мероприятия и решал некоторые организационные вопросы. Среди учащихся было выделено две инициативные группы, которые получили индивидуальные задания по подготовке данного мероприятия; суть их состояла в том, что выполнение ими заданий было поочередным: если одна группа что-то не сделает вовремя, то это затормозит работу другой группы. Это воспитывало в учащихся личную ответственность за выполнение общего дела, дисциплинированность, инициативность, активность. Самими же учащимися осуществлялось приглашение учителей и учащихся других классов на данное мероприятие. Это также свидетельствует об осознанности их подхода к выполнению данного дела.
Учитель, как было отмечено выше, выполнял лишь направляющую роль. Он подбадривал ребят и в то же время постоянно акцентировал их внимание на сроках выполнения порученных им заданий. Важно отметить общую атмосферу, которая царила в коллективе в процессе подготовке мероприятия: сосредоточенности, активности, а вот радости, азарта, восторга было явно недостаточно.
Анализируемое внеклассное мероприятие имело познавательную, воспитательную и развивающую ценность. Во-первых, у учащихся был расширен кругозор знаний по химии. Это определяет образовательную сторону мероприятия. Во-вторых, девятиклассники тестировали себя на предмет профориентирования; в этом заключается развивающая ценность «дела». В-третьих, такое мероприятие воспитало в них серьезное отношение к своему будущему в целом, ответственности за каждое принимаемое решение, что составляет воспитательное значение мероприятия.
Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности, консолидации сил всего коллектива: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и самые инертные ребята. Речь учителя была очень экспрессивна, он буквально старался «зажечь» в учащихся веру в свое будущее, пробудить интерес к химии, донести до каждого, как важно делать осознанно любой выбор в своей жизни. Учитывая вышесказанное, можно поставить высокую оценку за внеклассное мероприятие на тему «Химический КВН», поскольку практически все цели и задачи, поставленные перед ним, были достигнуты и реализованы.