РАССМОТРЕНО ПРОВЕРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ Школы Истоки
протокол № ____________________ г.о. Самара
от «____» _______201_ г. «______» _______ 201__ г. _____________С.Н.Гайдукова
Пр. от _______ №______
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Школа развития речи»
Уровень образования (начальное 1-4 классы)
Составители: Абакумова И.С.,
Барабаш Е.И., Володина Ю.В., Хилова Е.С.
Самара 2016
Паспорт рабочей программы
Класс | 1-4 |
Образовательная область | Научно - познавательное |
Предмет | «Школа развития речи» |
Уровень программы | Базовый |
Количество часов в неделю | 1 час |
Количество часов в год | 18 часов |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями | ФГОС НОО (1-4 кл.) |
Рабочая программа составлена на основе программы | Соколова Т.Н. Комплект учебно-методических пособий курса "Речь" М: Издательство РОСТ , 2011 г. |
Учебник | 1. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие; М: Издательство РОСТ , 2011 г. 2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; М: Издательство РОСТ, 2013 г. |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом — инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
Личностными результатами изучения курса "Школа развития речи" являются:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит занятие в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся необходимо чередование видов работ: самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом занятии. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на занятии. На каждом занятии необходимо проведение физкультминуток (2-3 раза), игровых пауз, зрительной гимнастики и, конечно, эмоциональной разгрузки (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
1 класс.
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
2 класс.
Техника и выразительность речи.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
3 класс
Техника и выразительность речи.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Оценка курса внеурочной деятельности
Измерителями достижений являются результаты участия в конкурсах школьного уровня, степень продвижения результатов каждого обучающегося индивидуально отражается в его портфолио.
Тематическое планирование курса «Школа развития речи»
1 класс (33 часа - 1 класс, 34 часа - 2-4 классы)
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов |
Речь | 2 |
| Речь. | 1 |
| Тише, громче. | 1 |
| Слово | 15 |
| Слова, слова, слова. | 1 |
| Озорные буквы. | 1 |
| Слова играют в прятки. | 1 |
| Слово и его значение. | 1 |
| Прямое и переносное значение слова. | 1 |
| Многозначные слова. | 1 |
| Омонимы. | 1 |
| Синонимы. | 1 |
| Антонимы. | 1 |
| Тематические группы слов. | 1 |
| Наш цветной мир. | 1 |
| Что на что похоже | 1 |
| Голоса природы. | 1 |
| Проверочная работа. | 1 |
| Загадки. | 1 |
| Культура общения | 5 |
- | Культура речи. Вежливые слова. | 2 |
20. | Пословицы. | 1 |
21- 22 | Учимся рассуждать. | 2 |
| Текст | 10 |
23.- 24. | Текст. | 2 |
25. | Заглавие текста. | 1 |
26. | Тема текста. | 1 |
27. | Повторение пройденного. | 1 |
28. | Опорные слова. | 1 |
29-30 | Мы строим текст. | 2 |
31-32 | План текста. | 2 |
33. | Проверочная работа. | 1 |
Тематическое планирование курса «Школа развития речи»
2 класс (33 часа - 1 класс, 34 часа - 2-4 классы)
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов |
Слово | 13 |
1 | Слово. Значение слова. | 1 |
2 | Многозначные слова. | 1 |
3 | Омонимы | 1 |
4 | Омофоны, омоформы | 1 |
5 | Синонимы | 1 |
6 | Антонимы | 1 |
7-9 | Фразеологизмы | 3 |
10 | Пословицы | 1 |
11 | Загадки | 1 |
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 |
13 | Изобразительные средства языка.Олицетворение. | 1 |
Предложение и словосочетание | 3 |
14 | Связь между предложениями в тексте | 1 |
15 | Связь между частями текста | 1 |
16 | Работа с деформированным текстом | 1 |
Текст | 15 |
17 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 |
18 | Текст. Опорные слова. | 1 |
19 | Текст. Опорные слова. | 1 |
20 | Проверочная работа | 1 |
21 | План. Составление плана. | 1 |
22-24 | Виды плана | 3 |
25 | Редактирование текста | 1 |
26-27 | Типы текста. Описание | 2 |
28 | Текст – сравнительное описание | 1 |
29 | Типы текста. Повествование | 1 |
30-31 | Типы текста. Рассуждение | 2 |
Культура общения | 3 |
32 | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 |
33 | Повторение пройденного | 1 |
34 | Материал для КВН, викторин, конкурсов. | 1 |
Тематическое планирование курса «Школа развития речи»
3 класс (33 часа - 1 класс, 34 часа - 2-4 классы)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
Слово | 16 |
1 | Многозначные слова. | 1 |
2 | Омонимы, омоформы омофоны. | 1 |
3 | Фразеологизмы. | 1 |
4 | Сравнения. | 1 |
5 | Олицетворение. | 1 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 |
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 |
8 | Откуда приходят слова. | 1 |
9 | Этимология. | 1 |
10-11 | Как тебя зовут? | 2 |
12 | Наши фамилии. | 1 |
13 | Топонимы. | 1 |
14 | Устаревшие слова. | 1 |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 |
16 | Проверочная работа. | 1 |
Текст | 10 |
17 | Типы текстов. | 1 |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | 1 |
19 | Связь предложений в тексте. | 1 |
20-21 | Цепная связь предложений в тексте. | 2 |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 |
24-26 | Единый временной план текста. | 3 |
Стили речи | 8 |
27-28 | Стили речи. | 2 |
29 | Культура общения. | 1 |
30 | Научный стиль. | 1 |
31 | Словари. | 1 |
32-34 | Проверь себя. | 3 |
Тематическое планирование курса «Школа развития речи»
4 класс (33 часа - 1 класс, 34 часа - 2-4 классы)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
Слово | 9 |
| Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. | 1 |
| Фразеологизмы. | 1 |
| Фразеологизмы. | 1 |
| Диалектизмы. | 1 |
| Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 |
| Метафора. | 1 |
| Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 |
| Сочинение по пословице. | 1 |
| Анализ сочинений по пословицам. | 1 |
Речь. Техника и выразительность речи. | 6 |
| Художественный стиль. Общее понятие. | 1 |
| Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 |
| Рифма. | 1 |
| Диалог и монолог. | 1 |
| Драматические импровизации. | 1 |
| Драматические импровизации. | 1 |
Текст. | 19 |
| Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 |
| Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. | 1 |
| Творческая работа. | 1 |
| Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 |
| Творческая работа. | 1 |
| Публицистический стиль. | 1 |
| Газетно – публицистический стиль. | 1 |
| Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 |
| Официально – деловой стиль. | 1 |
| Тезисы. Конспект. | 1 |
| Аннотация. | 1 |
| Я пишу письмо. | 1 |
| Личный дневник. | 1 |
| Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 |
| Сочини сценарий для мультфильма. | 2 |
| Конкурс на лучшее название конфет. | 1 |
| Обобщение. Проверочная работа. | 2 |