Возможности использования информационных технологий в практике деятельности педагога - психолога
Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
Основные направления использования технологий в работе педагога-психолога
В первую очередь использую готовые продукты: компьютерные игры и тренажеры, батареи компьютерных тестов, развивающие игры, цифровые книги, учебники, энциклопедии, психологические ресурсы Интернет.
В случае, если невозможно найти готовые материалы, то есть возможность разработать их самостоятельно и самое простое, это презентации, на основе которых вы можете сделать игры, использовать их для занятий. Для этих же целей вы можете использовать Веб-страницы не только в Интернете, но и для создания игр. Веб – сайт так же можно сделать легко, используя готовый набор инструментов, например в Народе.ру. Компьютерные тесты, цифровые видеоролики – еще одно направление использования ПК в работе.
1. Одно из основных направлений деятельности психолога – это психодиагностика. Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим.
Чем в этом направлении работы может помочь ПК и ИТ?
С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.
- использование компьютерных тестов
- креатор(конструктор) тестов
- печать бланков
- обработка тестов
- составление диаграмм
- презентации по результатам тестирования
- В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса
- электронная база данных
-Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.
-Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются.
В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация, профориентация и т.д.)
2. Следующее направление деятельности – просвещение и консультирование.
К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей.
Для этого вида деятельности можно широко использовать подборки компьютерных тестов для самодиагностики, различные электронные книги, электронные учебники по возрастной психологии, по различным проблемам, электронные энциклопедии: например Детская психология, электронная библиотека: виртуальная (Факультетпсихологии и педагогики. Санкт – Петербург и др) справочники на дисках, а так же возможно использование различных психологических ресурсов Интернет. Кроме этого можно создать для этой цели свой сайт, сайт своей школы или детского садика.
Это удобно, но конечно при условии, что у самих педагогов есть возможность пользоваться компьютером.
Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью программы Microsoft Office PowerPoint.Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.
В моем банке презентаций накоплено более … авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций.
Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.
3. Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе.
К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, игры-презентации, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Различные развивающие программы по развитию памяти, внимания, логического мышления…
Также для индивидуальной работы на айпате рекомендую развивающие игры: « «Как говорят животные», « Карандаши», « Пазлы», « Рисуй и учись», « Умняшка», « Запоминайка», « Лунтик- малышам: буквы, цвета, цифры, нарисуй» и др.
Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
4. Самообразование психолога. Организационно-методическая работа.
В организационно- методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, и т.п.
Использование информационных технологий помогает организовать на высоком уровне сбор, хранение, обработку и накопление информации о личностных характеристиках учащихся с целью отслеживания психологического развития личности и отработки коррекционных программ, которые составляются по результатам диагностики.
С целью систематизации данных и возможности быстрого поиска информации, применение информационных технологий позволило мне создать электронную библиотеку, которая включает в себя: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов.