Интеллектуальная игра-конкурс
«Знатоки русского языка» 6 класс.
1 Найдите каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините линией.
Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. В руки взять.
От рук отбиться. Ворон считать.
Во всю ивановскую (кричать). Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Не покладая рук.
2.Угадай, что это. Замени одним словом каждую фразу:
-Его вешают, приходя в уныние
- Его задирают, задаваясь.
-Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
- Не цветы, а вянут.
-Не ладоши, а ими хлопают, если чего-нибудь не понимают.
-Не белье, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
-Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез.
-На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
-Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить.
-Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко.
-Ее набирают в рот, когда молчат.
3. Поставьте правильно ударение в выделенных словах.
1. Нет ничего красивее персидского ковра.
2. На столе стояли вкусные торты.
3. Не следует баловать своих детей.
4. Они позвонят мне завтра.
5. В каталоге.
4. Определите род имен существительных.
Вермишель, шампунь, кофе, тушь, тюль, рояль, лебедь, мозоль.
5.Подбери пословицу.
Надо выбрать из правого ряда пословицу, аналогичную по смыслу пословице левого ряда.
Не все золото, что блестит. | Как аукнется, так и откликнется. |
Сытый голодного не разумеет. |
Не по виду суди, а по делам гляди. |
Не сделавши дела – не хвались. |
Рука руку моет. |
6.Замени пословицами.
Учись всю жизнь.
Беречь время.
Не болтай.
Не торопись, делай все аккуратно.
Не ссорься.
7.Угадай пословицу.
Каравай.-
Дерево. –
Кость. –
Сани.-
Воробей.-
8.По двум словам собери пословицу.
-Дело, мастер
-Труд, лень
-Встречают, провожают.
9. Замените пословицы разных народов русскими пословицами с тем же смыслом.
-Тот не заблудится, кто спрашивает.
-Тот, кто не учится, ходит в потемках. (Учение - свет, а неученье - тьма)
10. Из данных слов составьте пословицы.
Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят.
11. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин
12. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое
13. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый — …
Сладкий — …
Острый — …
Золотой — …
Свежий — …