Тема: День народного единства
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на
нашем празднике, который посвящен самому доброму – любви к
Родине!
C 2005 г. Россия 4 ноября отмечает новый государственный праздник – День народного единства. День 4 ноября был предложен не случайно. Никогда русское государство не было так близко к распаду, как в период Смутного времени. Страна, как единое государство, распалось, прекратило свое существование, было разрушено противоречиями между сословиями и различными группами, появлялись все новые и новые самозванцы. Часть государства была захвачена польскими и шведскими интервентами.
Речь шла о сохранении национальной независимости. И тогда по воле народа возникло ополчение Минина и Пожарского. Празднование Дня народного единства – 4 ноября было введено в честь победы в битве за Москву и изгнания поляков из Китай-города.
Это был пример единения, когда представители разных сословий и разных религий объединились ради выживания России.
1 чтец: Я русский человек, и русская природа любезна мне и я ее пою.
Я русский человек, сын своего народа, я с гордостью смотрю
на Родину мою!
2 чтец: В годину она всегда бывала единой, несгибаемой, стальной.
Врагу навстречу Русь моя стояла одной дружиной, грозною стеною.
И дело чести, право на свободу она в жестоком отстоит бою.
Я русский человек, дочь своего народа, я с гордостью смотрю на
Родину свою.
Ведущий: Сегодня мы проведем игру, в которой примут участие 2 команды.
Игра будет проходить в несколько этапов.
1 этап - разминка: «Их знают все».
Команда, которая первой поднимет сигнальный
знак и правильно ответит на вопрос, получает 1 очко.
1.Последний правитель из династии Рюриковичей … (Федор Иванович)
2.Князь, который ввел на Руси христианство… (Владимир)
3.Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)
4.Кто из князей первым венчался на царство? (Иван Грозный)
5.О ком писал А.С. Пушкин:
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник (О Петре I)
6.Как звали первого царя из династии Романовых? (Михаил)
7.Назовите знаменитую бабушку Александра I… (ЕкатеринаII)
8.Кого называли «тушинским вором»? (Лжедмитрия II)
9. Польский правитель, посягнувший на независимость России в начале 17 века? (Сигизмунд)
10. Царь в России, правивший между династиями Рюриковичей и Романовых...
(Б. Годунов)
1 чтец: Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы
отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными
захватчиками. Грозные события все дальше уходят в прошлое.
Но время не властно над людскими сердцами. В них живет и будет
жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто
кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о
прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов,
героическому прошлому России дают силы в наше время.
Ведущий:
Этап-2. «Исторические деятели»
Задание: Кто изображен на портрете? Что вы о нем знаете? (5 баллов)
1 команда. Кузьма Минин
2 команда. Дмитрий Пожарский.
Представители команд рассказывают о героях, жюри оценивают их ответы.
1 чтец: День народного единства. В память о каких событиях
установлен этот праздник?
2 чтец: Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября
1612 г., когда в едином духовном и ратном порыве народное
ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского освободили Москву от интервентов, что положило
началу ухода страны из кризиса Cмутного времени.
1 чтец: Добрый памятник поставлен двум героям в знак того, что был
избавлен от бесчестья край родной. Он отличен годом, днем и
начертано на нем: Гражданину Минину и Пожарскому – благодарная
Россия.
Ведущий:
Этап – 3. «Слова»
Из слова «независимость» составить как можно больше слов.
Каждое слово оценивается в 1 балл. Время – 2 минуты.
1 чтец: День народного единства. К чему призывает нас этот праздник?
2 чтец: Этот праздник призван напомнить о том, что мы, россияне,
принадлежащие к разным социальным группам, национальностям,
вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и
общим будущим.
1 чтец: В чем суть дня народного единства?
2 чтец: День народного единства, проникнутый идеями национального
согласия сплочения общества, упрочения российской
государственности станет праздником взаимопонимания, милосердия,
заботы о людях.
Ведущий: подведем итоги 3-го этапа
Этап-4. «Конкурс капитанов».
Ведущий: вы должны рассказать о том событии, которое запечатлено на картине,
задание оценивается в 3 балла
1 капитан: речь Кузьмы Минина перед нижегородцами
2 капитан: избрание Михаила Романова царем
Этап-5. «Кто больше».
Каждая команда выбирает вопрос на определенное количество баллов.
1 команда.
10 б. Назвать центр организации 2 ополчения. (Н. Новгород)
В каком веке появилось название Россия? (в 15в.)
20 б.В каком городе формируется Первое ополчение? (в Рязани)
За кого себя выдавал Г. Отрепьев? (царевича Дмитрия)
30 б. Костромской крестьянин, заведший поляков в непроходимые болота,
сам погиб. (И. Сусанин)
40 б. Сестру его звали Ирина, а зятя Федор Иванович? (Б. Годунов)
Сколько лет назад Москва была освобождена от поляков? (395)
50 б. С какого года начинается Смутное время? (с 1598г.)
Как Борис Годунов стал царем? (был избран на Земском соборе)
1 чтец: День народного единства. А для чего нам нужно единство?
2 чтец: Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие
друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести
нашу Родину из кризиса.
2 чтец: Какое еще название имеет этот праздник?
1 чтец: День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и
нуждающимся, т.е. занимаемся благотворительностью. Подумайте о
том, что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи.
Ведущий: подведение итогов, слово жюри.
6 этап – «Исторические шарады»
1 команда
1.Первая часть слова – нота, вторая – установленный образец одежды,
а целое слово – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма)
2 команда
2. Первая часть слова – нагруженная телега, вторая – процесс появления ребенка на свет, а целое слово – эпоха в культурном развитии стран Европы. (Воз-рождение)
Подведение итогов.
Подводятся итоги игры. Слово предоставляется жюри. Вручаются грамоты и подарки.
2 чтец: В час испытаний поклонись Отчизне по-русски, в ночи, и скажи ей:
«Мать! Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни! С тобою – жить!
С тобою – умирать!
И как бы ни был длинен и тяжек день военной маяты,-
Коль пахарь ты – отдай ей все, как Минин; будь ей Пожарским, коль
воин ты.
Люби её, клянись, как наши деды, герой, стоять за жизнь её и честь,
Чтобы сказать в желанный час победы: «И моего тут капля меда есть»
1 чтец: Ничего нет лучше, краше милой Родины твоей. Оглянись на предков
наших, на героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – слава
им, борцам суровым, слава нашей стороне, слава русской старине.
Ведущий: Уважаемые ребята! Теперь вы знаете, что за событие произошло 4 ноября
1612 года в России. Поделитесь впечатлениями с родителями и с
родственниками, которые смутно помнят с какими событиями связана
эта историческая дата. Сегодня через наше мероприятие мы прикоснулись к
нашему героическому прошлому, перенеслись на четыре века назад. Мы
гордимся нашими соотечественниками, которые принимали участие в
освобождение Москвы от интервентов. Честь и хвала нашим предкам!
Так будем же достойны их!
Викторина
Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
В каком городе, и в каком году собралось второе ополчение?
Назовите организаторов второго ополчения?
Кому принадлежат слова: «Наше Отечество в опасности, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, но выкупим из беды Отечество!»
Кого называли «тушинским вором»?
Как звали костромского крестьянина, заведшего поляков в непроходимые болота. Сам он погиб?
В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-е годы 17 века деревянный собор во имя Казанской Божьей матери. О каком храме идет речь?
С каким событием связано окончание Смутного времени?
Какая династия правила до конца Смутного времени и какая стала править после окончания Смутного времени?
10.Как называется государственный праздник, который мы
отмечаем 4 ноября?
КУДЕЯРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
ПРАЗДНИК
ПРОВЕЛА: КЕДЯРКИНА Е.В.
2
019г.
Директор школы _______ //
Учитель истории _______//
1 этап «Их знают все»
1 балл за правильный ответ
2 этап «Исторические деятели»
5 баллов
3 этап «Слова»
1 балл за слово
4 этап «Конкурс капитанов»
3 балла
4 этап
«Кто больше»
5 этап «Исторические
шарады»
4 балла
Наша школа небольшая, поэтому у нас стало традицией проводить общешкольные праздники и мероприятия, чтобы задействовать всех учащихся школы. В своей работе я хочу поделиться опытом проведения праздника, посвященного Дню народного единства, который я проводила в прошедшем учебном году. Проходил он в несколько этапов.
1 этап
За неделю до праздника с наиболее активными ребятами мы оформили стенд в школьном коридоре. Из его содержания дети могли получить информацию о Смутном времени, о К.Минине и Д.Пожарском, а так же поучаствовать в викторине. В библиотеке оформлена выставка книг по теме. Выбор команд для участия в игре.
2 этап
Учащиеся 7-8 классов подготовили материал по данной теме и выступили с ним перед детьми 1-6 классов (понедельник – четверг)
3 этап
Из учащихся 9 класса были выбраны ведущие игры, которые помогали в подготовке и проведении праздника (понедельник – пятница)
4 этап
Подведение итогов викторины. Награждение победителей (четверг)
5 этап
Историческая игра. В ней принимают участие 2 команды по 7 человек из учащихся 7-8 классов. Участники заранее готовились, изучали литературу по теме. Каждая команда выбрала капитана. Остальные участники праздника были зрителями и болельщиками. Игра проходила в несколько этапов. Конкурсы оценивало жюри. По итогам праздника участникам были вручены грамоты и призы.
Цели:
сформулировать у учащихся представление о новом государственном празднике,
показать, основываясь на факты, значение действий народного ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов;
развивать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.
Оформление:
- доски
исторические портреты К.Минина, Д.Пожарского;
репродукции картин:
- «речь Кузьмы Минина перед нижегородцами»
- «избрание Михаила Романова царем»
- памятник Минину и Пожарскому;
3. эпиграф к празднику;
4. этапы праздника;
5. карточки с вопросами
- стенда
1. исторические портреты К.Минина, Д.Пожарского; биография
2. текст о Смутном времени;
3. викторина по теме
4. текст стихотворения
грамоты участникам игры
Участники:
2 команды
Наша школа небольшая, поэтому у нас стало традицией проводить общешкольные праздники и мероприятия, чтобы задействовать всех учащихся школы. В своей работе я хочу поделиться опытом проведения праздника, посвященного Дню народного единства, который я проводила в прошедшем учебном году. Проходил он в несколько этапов.
1 этап
За неделю до праздника с наиболее активными ребятами мы оформили стенд в школьном коридоре. Из его содержания дети могли получить информацию о Смутном времени, о К.Минине и Д.Пожарском, а так же поучаствовать в викторине. В библиотеке оформлена выставка книг по теме. Выбор команд для участия в игре.
2 этап
Учащиеся 7-8 классов подготовили материал по данной теме и выступили с ним перед детьми 1-6 классов (понедельник – четверг)
3 этап
Из учащихся 9 класса были выбраны ведущие игры, которые помогали в подготовке и проведении праздника (понедельник – пятница)
4 этап
Подведение итогов викторины. Награждение победителей (четверг)
5 этап
Историческая игра. В ней принимают участие 2 команды по 7 человек из учащихся 7-8 классов. Участники заранее готовились, изучали литературу по теме. Каждая команда выбрала капитана. Остальные участники праздника были зрителями и болельщиками. Игра проходила в несколько этапов. Конкурсы оценивало жюри. По итогам праздника участникам были вручены грамоты и призы.
Козьма Минин (Захарьев-Сухорук Кузьма Минич, умер в 1616 г.) русский национальный герой, один из создателей второго народного ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Был нижегородским посадским человеком, торговцем мясом. В сентябре 1611 года избран земским старостой и обратился к нижегородцам с предложением - пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. Он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения. К. Минин настоял на том, чтобы нижегородцы вынесли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны были подвергнуться разграблению. “Вера и отечество наше погибают; но мы можем спасти их. Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!” По его предложению руководителем второго народного ополчения был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижегородцы избрали К. Минина казначеем ополчения. В 1612 г. Во время боев с отрядом польского гетмана Ходкевича, показал себя как умелый и храбрый командир. В 1613 г. Был возведен в сан думного дворянина и стал заседать в Государевой (Боярской) думе. Подвиг его навсегда остался в памяти народа. В Москве и Нижнем Новгороде К. Минину установлены памятники.
Пожарский Дмитрий Михайлович (1578 – 1642 гг.) русский национальный герой, военный руководитель второго ополчения освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских. Участвовал в работе Земского собора 1598 г. На котором Б. Годунов был избран царем. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай – города. В 1613г. Д. Пожарский был возведен в ранг боярина. В дальнейшем возглавлял ряд московских приказов, был новгородским воеводой, участвовал во многих дипломатических переговорах, а во время русско-польской войны 1632-1634 гг. командовал резервной русской армией. Его патриотическая деятельность отражена во многих литературных произведениях. В Москве и Нижнем Новгороде Д. Пожарскому установлены памятники