Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Курортская средняя общеобразовательная школа
Петуховского района Курганской области»
ДЕНЬ
НАРОДНОГО
ЕДИНСТВА
классный час
Подготовил и провёл:
учитель начальных классов
Широкова Светлана Николаевна
2013 г
Цели:
- формировать чувство гражданственности и патриотизма;
- формировать ответственность за судьбу Родины;
- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать умение делать выводы, обобщать;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация
Ход классного часа
I. Орг. момент
(песня «Моя Россия» Е.Васильева)
II. Вступительное слово учителя.
Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родной сторонушке свершались подвиги, слагались песни, читались стихи…
Слайд 1
(дети читают четверостишие)
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
- Какова тема? О чем это стихотворение? (о родине, о России)
- Кто говорит эти строчки?
- Что автор желает нам сообщить?
- Какое чувство возникает при чтении этих строк?
(Чувство гордости за Россию, за ее могучий и славный народ.)
III. Информационно-познавательная часть.
Слайд 2
Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история.
Слайд 3
Совсем недавно в 2005 году появился в календаре новый государственный праздник, его отмечают 4 ноября. Какой это праздник, ребята? (День народного единства)
Давайте разберемся, что это за праздник и какова его история.
Слайд 4
Для этого перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.
В 1605 году умер русский царь Борис Годунов. Для России начался трагический период её истории, получивший название «Смутное время».
Слайд 5
Так называли тревожное время неурожаев, время чудовищного голода, время беспорядков и восстаний.
Разбойничьи шайки захватили тогда всю территорию России.
Страна, как единое государство прекратило свое существование. Распалось на маленькие кусочки.
А что бывает, когда нет согласия, дружбы, единства?
Слайд 6 (карта)
Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли.
Московские бояре-изменники впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой русского государства провозгласили польского королевича.
Слайд 7
Москвичи стали сопротивляться, захватчики стали убивать людей, не жалея ни старых, ни малых и подожгли Москву. Москва вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики.
Над страной нависла смертельная опасность.
Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов. Но для этого нужны были деньги, чтобы снарядить войско.
Слайд 8 (на слайде)
Давайте заглянем в летопись и узнаем, как всё происходило. Для этого перенесёмся из Москвы в Нижний Новгород.
«…Огромная толпа заполнила Соборную площадь. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал.
Тут на пустую бочку поднялся купец Кузьма Минин, обратился к народу и сказал громким голосом:
«Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и Бог даст, мы прогоним врага».
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест, с которым не расставался никогда и отдавал на общее дело…»
Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.
Слайд 9
Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрие Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым.
Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве. В пути войско росло не по дням, а по часам. Люди присоединялись отовсюду.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем.
Слайд 10 (на слайде)
Два месяца шла битва. Вскоре поляки сдались, Пожарский и Минин с торжеством вступили в город.
4 ноября 1612 года Москва была освобождена.
Слайд 11
Благодаря кому? Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ, повести за собой и победить.
Слайд 12
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского.
Но лучшей наградой стала память народная.
В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Слайд 13
4 ноября мы отдаем дань событиям, которые произошли в 1612 году, 412 лет назад.
Слайд 14
Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.
В 1380 году на Куликовом поле был развеян миф о непобедимости Золотой Орды.
В 1812 г. – русский народ объединился в борьбе с французами с Наполеоном и победил.
В 1941г.-1945г. – в Великой Отечественной войне мы победили фашистов, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.
-Так в чём же секрет победы русского народа?(ответы)
IV. Подведение итогов беседы.
- Какая беда обрушилась на Русь 412 лет назад?
- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?
- Кто возглавил русское войско?
- Как россияне отблагодарили героев?
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
- Каким вам представился образ Кузьмы Минина?
- А Дмитрия Пожарского?
Слайд 15-18
Решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, мужественный, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
Слайд 19
Что же такое 4 Ноября для русского народа?
Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения тем дням, когда народ, объединившись защитил страну от захватчиков.
V. Практическая работа №1
Ребята, давайте с вами создадим цветок единства.
(У детей лепестки, на которых написаны слова, дети по очереди читают и прикрепляют на доску, появляется цветок)
Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это когда есть общая надежда.
Единство – это мир.
Единство – это дружба.
Единство – это доброта.
Единство – это понимание.
Единство – это прощение.
Единство – это милосердие.
Единство – это доброжелательность.
-Вы ещё дети. Но всё-таки давайте подумаем, чем мы с вами можем помочь объединению и единству.
(Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.)
VI. Практическая работа №2
У вас на столах лежит цветной картон. Выберите лист любого цвета, обведите свою ладошку и вырежьте.
(звучит песня Казачьего хора «Русь» слова Никитина)
Поднимите ладошки вверх.
Есть одинаковые ладошки?
А почему?
Да, все мы разные, но сейчас мы объединим наши ладошки, и не один враг не одолеет нас. (создается солнышко из ладошек)
На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
(дети говорят пожелания и прикрепляют ладошку к кругу, получается солнышко)
(Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.
Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.
Я желаю жить в согласии со своей совестью.
Я желаю единомыслия.
Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.)
Пусть это солнышко светит, наши пожелания сбываются, а цветок единства крепнет и процветает.
VII. Рефлексия
Слайд 20
В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём слова:
(Звучит колокольный звон, дети хором читают )
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Слайд 21
Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
(песня «Моя Россия» Е.Васильева)
8