Дидактические игры, направленные на общение.
Подвижная игра «Близнецы»
Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.
Игровое правило: действовать только по сигналу учителя.
Ход игры: Педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят ( из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу учителя дети бегают по группе, по сигналу «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет. Варианты: дети могут объединяться с противоположными вкусами, с близкими по значению. Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим, поговорить, посмеяться, что любим, читать, какой у меня характер.
2. Игра - соревнование «Самый лучший»
Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Ход игры: Детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», «короля (королевы) вежливости», «защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:
• рассмеши царевну Несмеяну;
• попроси игрушку у ребят;
• уговори маму пойти в цирк;
• помирись с товарищем;
• попроси ребят принять тебя в игру;
• насмеши ребят;
• расскажи о щенке, живущем на улице, так, чтобы хотелось его забрать домой.
3. Дидактическая игра «Позвони мне, позвони»
Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».
Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне, позвони И что хочешь мне скажи. Можешь быль, а можешь сказку
Можешь слово, можешь два -
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова. На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
4. Дидактическая игра «Колдун»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Ход игры: «Колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
5. Игра «Путаница»
Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу.
Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки, и запутываются, ведущий должен их распутать, не разрывая рук.
6.Игра «Черные шнурки»
Цель: разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее.
Ход игры: Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки( любой общий предмет ).
Задача: Всем найти себе место, в том числе и ведущему.
7.Игра «Паровозик»
Цель: общение.
Ход игры: Дети стоят в разных местах. Учитель предлагает 1 человеку собрать паровозик «Вася ты паровозик, собирай состав, вагончики отцеплены, подходи к вагончикам по очереди». Педагог наблюдает к кому в первую очередь подойдет «паровоз», во второй раз и т.д. Действия выполняются под музыку.
8. «Маленький художник»
Дети садятся в круг. Педагог предлагает поиграть в художников, но рисовать с помощью слов. В этой игре необходима наблюдательность и внимательность. Посмотрите друг на друга и запомните у кого какие: глаза, волосы, одежда, обувь, украшения, цвета. Дается 3-4 минуты.
Вызывается: 1 человека-художника
1 человека-модель.
Они встают спинами друг к другу и художник «описывает» модель.