Февраль 2013 выступление в районе. Печатная продукция.
Тема: «Деятельность классного руководителя по развитию базовых компетентностей современного школьника».
«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить»
Сократ.
Подготовила :Третьякова В.В учитель МОУ «Байдарская основная общеобразовательная школа»
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Это показывает, что нужно владеть информационными технологиями, уметь заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы –все это новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Сегодня наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе класса.
В своей деятельности использую воспитательные технологии, актуальные на современном этапе. Такие как технология информационного взаимодействия, технология построения культурного пространства, технология культурной коммуникации, технология формирования эстетического вкуса и нравственной позиции, технология развития творческих способностей, технология социального проектирования и рефлексивная технология.
Для успешного выполнения своих функций, мне как классному руководителю, необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированной о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Перед тем, как взять классное руководство в 5 классе, я изучила особенности психологического развития детей данного возраста. Начиная с третьей четверти четвертого класса, посещала уроки, классные часы, родительские собрания. Это помогло мне познакомиться с ученическим и родительским коллективом, почувствовать особенности установившихся взаимоотношений между педагогом и родителями, педагогом и учениками. Перенять позитивный опыт и наметить направления дальнейшей совместной работы.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих не только образовательный процесс, но и творческое развитие личности ребенка через реальное взаимодействие самого ребенка, родителей и социума. Именно в семье ребенка складывается его нравственный облик и характер, его отношение к действительности, усвоение общепринятых норм и культурных ценностей. Понять ребенка можно только познав его семью. Большое значение в этом играют совместные внеклассные мероприятия, круглые столы, ток-шоу, интерактивные портреты семьи, которые ребята составляют совместно с родителями. Проводимые мероприятия позволяют и родителям лучше узнать своих растущих детей. Кроме того, в ходе подобной совместной деятельности воспитывается не только ребенок, но и родители.
Каждое полугодие провожу изучение уровня воспитанности учащихся, диагностику интересов, склонностей, запросов учащихся, изучаю динамику их развития.
Все это помогает обнаружить пробелы в воспитании, определить, какая именно нужна помощь родителям в воспитании ребенка, а также составить портрет социально-психологического развития каждого ребенка и класса в целом и в соответствии с этими результатами скорректировать свою работу.
Я также ставлю перед собой цель – формирование оптимальной воспитывающей среды, представляющей собой целостный педагогический процесс: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы. Моя задача – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Для этого я посещаю различные уроки учителей и знакомлю их с особенностями своего класса, а также приглашаю их на свои уроки. При этом должна сохраняться системность и преемственность содержания и форм воспитания учащихся начального, среднего и старшего звена. Также необходимо взаимодействие всех участников воспитательного процесса с определением общих целей педагогов, учащихся и родителей, организация из сотрудничества и сотворчества на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Таким образом, будет сформировано единое воспитательное и развивающее пространство, основанное на принципах педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, включающее в себя: культурное пространство, материально-эстетическую сферу, социально-психологические отношения.
Таким образом, эта среда включает в себя три взаимосвязанных блока:
воспитание в процессе обучения
духовно-нравственное воспитание
воспитание во взаимодействии с социумом.
Я формирую воспитывающую среду через коллективную творческую деятельность. Стараюсь создать общность класса, через организацию успешной жизнедеятельности учащихся, усиление познавательной деятельности, преобразование интеллектуальной активности в личностную культуру.
В последнее время акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке яркой индивидуальности, что поможет стать ему самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Ребенок, а за тем и подросток должен адаптироваться, а не затеряться в окружающем мире. А для этого необходимо наполнить содержанием жизнь подрастающего поколения, создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка. В ходе поездки, игры, трудовой деятельности ученик должен чувствовать внимание именно к нему, что его признают как личность, что его действия одобрены. А чтобы каждый ученик нашел себе дело по душе и удовлетворил свой интерес, спектр проводимых мной мероприятий велик и разнообразен, чтобы каждый мог попробовать себя в различных направлениях.
Ключевой единицей воспитательного процесса является классный час, который можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Была проведена серия классных часов по развитию социального интеллекта .
Я считаю, что в развитии индивидуальности большое значение играет личностно-ориентированный классный час. Главное его предназначение связано с содействием становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей и креативности. Содержание классного часа включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Проводя такой классный час, я забочусь о создании для детей ситуаций выбора и успеха, стараюсь включать игровые моменты. Преобладающими формами общения являются диалог.
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации и активность участия учеников в классном часе.
Еще одним направлением в моей работе является формирование классного коллектива, где комфортно каждому. А это происходит, прежде всего, в деятельности. И чем разнообразнее эта деятельность, чем более значимой для каждого сделает ее педагог, тем эффективнее она будет влиять на процесс коллективообразования. Для этого необходимы дела разного характера (познавательные, трудовые, спортивные, творческие) и разного уровня , чтобы каждый нашел себе дело по душе и почувствовал себя частицей целого. Была проведена «Радуга добрых дел», где сочетались и чередовались дела основанные на взаимопомощи , взаимоуважении друг к другу, где было комфортно каждому.
В условиях модернизации современного школьного образования особую значимость приобрел компетентный подход в обучении и воспитании. Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, деятельность которого является важнейшим звеном в воспитательной системе.
Конечной целью моей работы является максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, творческих способностей и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования, сохранение здоровья и профилактика вредных привычек и дорожно-транспортного травматизма. А также формирование сплоченного коллектива, с необходимым уровнем самостоятельности, устойчивой гражданской позицией, с определенным уровнем воспитанности, а также повышение успеваемости, сохранение контингента учащихся.