Открытое мероприятие: «Доброта, что солнце».
Цели и задачи:
воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим;
расширить знания школьников о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях;
развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;
дать понятие слова "доброта"; мотивировать детей на добрые поступки;
воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Слайд№1
Ход открытого мероприятия
- Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Вы уже догадались о чем мы будем говорить на беседе?
Слайд №1 Тема нашего мероприятия «Доброта, что солнце».
- Назовите места на земле, где прячется доброта. (Ответы детей.) Солнце- это тоже доброта, оно дает тепло, свет, хорошее настроение. Поэтому наша тема так и называется.
Постарайтесь сегодня постичь истину- «добру откроются сердца».
Слайд №2
Символом нашего мероприятия будет солнце. Солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей мы ощущаем теплоту, внимание, заботу, Любовь, понимание.
Слайд №3
Послушайте отрывок из стихотворения В.Суслова
Читает ученица Саша Т.
Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
-А какие вы совершали добрые дела?
-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.
Каждый лучик солнца олицетворяет качество, которое должно быть у человека.
Слайд №5
- А какие качества вы знаете? (Доброта, любовь, счастье, веселье, вежливость, смелость, ум, сообразительность).
Каждый из вас обладает частичкой этого солнышка, следовательно, вы должны обладать этими качествами. Самое первое качество, которое вы назвали - доброта.
Сегодня мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
- Какой человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
- Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра. Если заглянуть в книгу мудрости, чтобы постигнуть значение слова "ДОБРО", то там мы сможем прочесть, что:
СЛАЙД № 6
"Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты" (В.И.Даль)
- Скажите, пожалуйста, чего на земле больше - добра или зла? (Добра!)
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
СЛАЙД №7 1 задание: "Восстановите пословицу".
На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.)
СЛАЙД №8 "Вежливые слова".
- Первый шаг к доброте - это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:
Зазеленеет старый пень, когда услышит:(добрый день)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:(здравствуйте)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы:(спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим :(простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:(до свидания).
СЛАЙД №9
Игра "Давайте говорить друг другу комплименты"
Лиза В. Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт.
Ты добрых слов не пожалей
Произнеси их для друзей.
- А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу добрые, теплые слова, комплименты.
(Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты.)
- Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.
А сейчас, нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
СЛАЙД №10
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
СЛАЙД №11Гимнастика для глаз.
Сейчас Лиза В. прочитает нам маленькое стихотворение:
СЛАЙД №12
"Доброта"
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
добрый вечер, ночь добра,
было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
СЛАЙД №13
Разберем такую ситуацию.
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
А как он это сделал?
(Плохо, обидел старушку.)
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций.
Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
Повторим еще раз, каким должен быть добрый человек?
Слайд 14
- Какие люди бывают? (добрые, злые)
- Как вы думаете, что такое ЗЛО? (Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь.)
- Как можно победить зло? (Добрыми делами.)
СЛАЙД №15 Физминутка
- Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
СЛАЙД №16
Защищайте девочек, маленьких детей.
Помогать родителям по дому
Играть с малышами
Говорить добрые слова окружающим
Помогать старым и больным
Помогать товарищу в учебе
Помочь тому, кто нуждается
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
СЛАЙД №17
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде
Умей с другом разделить радость
Не смейся над недостатками друга
Выбирай друзей по душевным качествам
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
Умей признать свои ошибки и помирись с другом
Не предавай своего друга
Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Мыс Культуры.
- Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях? Прочитайте их, найдите ошибки, подумайте и скажите, в чем дети были не правы?
СЛАЙД №18
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. - "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
СЛАЙД №19
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям "Здравствуйте!")
Итог.
Доброта – лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.
- Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и радостной.
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
СЛАЙД №20
Саша Е.
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать, учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
– Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна вам, вашим друзьям, близким вам людям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. У вас на партах, тоже есть солнышко. Сейчас по моему сигналу вы Возьмете и выберите своё солнышко, которое у вас в душе и раскрасьте его:
Наше мероприятие подходит к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?
- В сердце человека.
. И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
Если солнце большое- оно на небе. А есть маленькое солнце-оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Я желаю всем присутствующим здесь ДОБРА и солнышка в душе.
Скажите Вам понравилось мероприятие.
- В конце нашей беседы я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо и приятно с вами работать.
Спасибо за внимание!
СЛАЙД №21
Самоанализ
Тема занятия «Доброта и милосердие в нашей жизни».
На этом занятии я преследовала цель активизировать внимание детей на совершении добрых поступков, милосердное отношение ко всем нуждающимся людям и животным.
Данную цель я достигла через поставленные задачи:
1) сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
2) расширить знания школьников о доброте её роли
в жизни каждого человека;
3) воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;
4) формировать у учащихся стремление совершать добрые дела;
5) развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
6)формировать умения анализировать поступки.
Форма проведения: Беседа с элементами игры.
Тип занятия: Учебное сотрудничество.
Дети сидели полукругом, это позволило мне создать на данном занятии атмосферу сотрудничества, т. к. с психологической точки зрения, это способствует быть более уверенным в своих действиях и видеть эмоции друг друга.
Занятие проводила в соответствии с содержанием запланированной работы: включила такие задания, чтобы дети сумели понять, они не одни в этом мире и что доброе отношение к людям, милосердие по отношению к нуждающимся поможет им в жизни. В дальнейшем мне кажется, они уже смогут сориентироваться в социальной жизни общества, смогут заботиться о людях и верить в самого себя
Объем соответствовал времени, считаю, что на каждый вид деятельности время было распределено рационально.
Структура учебного занятия была последовательной и обеспечила целостность занятия. (актуализация плавно перешла к постановке цели беседы, а после четкого разделения «что хорошо, а что плохо»(во время превращения солнца) и обсуждения определений «доброты» и «милосердия» мы на практике закрепляли знания– в игре «хорошо или плохо» и во время создания Картины Добра. Рефлексией стало создание дороги добра в конце классного часа.
Цель занятия, я считаю, достигнута. Достичь результата мне также помогла активность детей.
Использование музыкального сопровождения, ИКТ, наглядностей помогли мне сделать классный час более запоминающимся, увлекательным и красочным, что немаловажно для детей этого возраста.
Надеюсь, что сегодняшнее занятие, мои слова зажгут в сердцах детей огонь доброты и сердечности.