Калиновский филиал ГБПОУ РК
«Джанкойский профессиональный техникум»
Доклад
на тему: «Создание системы воспитательной работы классного руководителя»
Преподаватель математики
КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»
ИБРАГИМОВА АНИФЕ РИШАТОВНА
с. Калиновка 2019 г.
Опыт моей работы показывает, что создание системы воспитательной работы в техникуме – это главная задача классного руководителя. Вся воспитательная деятельность – это целостный, непрерывный долгосрочный процесс, в основу которого положены лучшие традиции, инновации, передовой и новаторский опыт и, конечно же, творчество классного руководителя. По определению Л. Н. Новиковой, воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Моя роль, как роль классного руководителя, – создать педагогическое пространство, способствующее для развития личности и коллектива, обогащения его внутреннего мира.
В выборе цели я ориентируюсь на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности, на спроектированные образы обучающегося и класса. При разработке цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности, которые:
- направлены на совершенствовании личности обучающегося, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, овладение целостной системой знаний об окружающем мире;
- сопряжены с интересами и ценностными установками классного сообщества;
-должны учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива группы и условиям его жизнедеятельности.
Стараюсь, чтобы ориентиры были:
- конкретными, чётко и ясно сформулированными;
- трудными, но реально достижимыми;
- гибкими, то есть обладающими способностью к корректировке;
- диагностичными.
В системе своей работы классного руководителя выделяю важные моменты:
ориентировать обучающихся на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы;
научить обучающихся понимать уникальность и неповторимость других людей,
уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей;
помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений;
развивать коммуникативную культуру обучающихся;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации обучающихся;
совершенствовать систему самоуправления классного коллектива;
воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу;
активизировать работу по взаимодействию с семьями обучающихся, преподавателями – предметниками, психологом, социальным работником;
взять под особый контроль детей и семьи, находящиеся в социально – опасном положении;
контролировать досуговую деятельность обучающихся;
обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в группе.
Я считаю, что сотрудничество классного руководителя и обучающихся должно строиться на следующих принципах:
безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;.
терпение и терпимость в достижении результатов педагогического воздействия;
беспристрастность в оценке поступков обучающихся;
диалогичность и открытость в общении с обучающимися;
использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с обучающимися;
умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
умение признавать ошибки.
Алгоритм действий каждого классного руководителя сопряжён с решением следующих задач:
1. постановкой воспитательных задач для группы;
2. планированием воспитательной работы;
3. организацией и проведением различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами;
4. Ведением работы с родителями учащихся: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечением родителей в учебно-воспитательный процесс;
5. анализом и оценкой результатов воспитания: наблюдение, анкетирование и т.д.
Моя воспитательная работа с группой во многом зависит от качества её планирования.
Планирование воспитательной работы – это своеобразный прогноз воспитательной ситуации в группе. Планирование позволяет не только уменьшить долю неопределённости в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания обучающихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
Считаю, что хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:
во-первых, чётко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;
в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности. Планирование – это не только и не столько прерогатива классного руководителя. В планировании воспитательной работы в группе могут и должны участвовать обучающиеся, родители.
Самооценка старших подростков становится более адекватной и справедливой. Старшекурсники склонны к более четкому определению своих недостатков, чем достоинств. Они предоставляют право другим людям определять их достоинства. Своими положительными чертами они считают верность, умение дружить, ответственность, способность быть справедливым в оценке себя и других. А правильное взаимоотношение классный руководитель должен начать с самого себя. Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми я руководствуюсь в своей профессиональной деятельности и жизни, моё отношение к педагогическому труду, к обучающимся, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Я считаю, что педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:
детей и взрослых;
"организационное и эмоциональное" лидерство;
способность генерировать идеи и увлекать ими;
широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;
творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;
творческое отношение к самому;
уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;
Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность детей, родителей и меня, так быть классным руководителем – значит, нести ответственность за жизнь, здоровье детей, за развитие их как личности, нести ответственность перед детьми, перед родителями, перед собой. Я должна осознавать это и знать, к чему стремится.