СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Взаимодействие учителя начальных классов с воспитателем как один из факторов повышения качества образования в условиях школы - интерната»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребенку нормы правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитатаелями и сверстникамим

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Взаимодействие учителя начальных классов с воспитателем как один из факторов повышения качества образования в условиях школы - интерната»»









Доклад на тему:

«Взаимодействие учителя начальных классов с воспитателем как один из факторов повышения качества образования в условиях школы - интерната»























Учитель: Колбекова С.Х.

апрель, 2021



Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками.

Ребенок всегда остается ребенком, а отклонения в работе какой-то системы его организма - есть собственность ее развития. Задача взрослых постараться создать адекватные условия для воспитания ученика именно с учетом этой особенности. Дети должны увидеть в нас Друга, Помощника, Партнера, ощутить персональную заботу о себе, как о личности, которую любят, понимают и принимают такой, какая она есть. В школе-интернате ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя и воспитателя. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих педагогов. Именно учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности.

Слайд2. Процитирую Марию Монтессори (итальянского врача и педагога):

«Мы, взрослые, не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение - вот кто всем управляет. Считаться с детьми, уважать их права, понимая, что дети тоже трудятся, создавая человека в себе. Им досталась, может быть, самая тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кроме внутреннего потенциала».

Достаточно скромный опыт работы в коррекционной школе научил меня начинать работу классного руководителя именно с глубокого и всестороннего изучения каждого ребенка, потенциальных его возможностей.

Слайд3.

За 2 года сложилась определенная система работы как классного руководителя. В самом начале это:

· изучение личного дела ребенка,

· изучение семьи,

· непосредственное наблюдение,

· составление на основе собственных данных характеристики ученика,

· определение перспектив его развития и коррекции.

Слайд4

.Второе направление в работе классного руководителя - взаимодействие и сотрудничество с воспитателем .

· выработка общей стратегии воспитания детей,

· согласование планов работы,

· взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий,

· совместная подготовка больших и важных школьных мероприятий.

Свобода - уникальное средство развития личности, ума, характера и чувств.

Слайд5

.Представить детям разумную свободу взросления - следующее основополагающее направление в работе. Оно предполагает:

· не брать сразу инициативу на себя, доверить ее детям,

· предоставить детям свободу в формировании своей жизненной позиции, свободу проявления своего «я» в учебе, в труде и творчестве,

· исключить сравнения поступков и самостоятельного выбора детей с кем-либо, главное - их собственные успехи и продвижение в развитии,

· на ошибках учатся, приучать детей не бояться ошибаться в становлении своего «я»,

· чаще напоминать детям о важности для них самих, для общества их самостоятельной нравственной гражданской позиции.

Учитель, воспитатель, родители и дети - единый дружный сплоченный коллектив. Мы одна семья, у нас общие цели, общие заботы и общие радости.

Слайд 6. Добрые доверительные заинтересованные отношения с родителями детей - еще одно направление в работе классного руководителя и воспитателя. 

· формирование союза единомышленников: педагоги - дети - родители,

· глубокое знание и развития ребенка в семье, забота о его здоровье,

· педагогическое образование родителей через родительские собрания, индивидуальную работу с ними,

· привлечение родителей к участию в делах класса,

· доброжелательность и открытость в отношениях, тактичность и заинтересованность в решении детских проблем,

Учитель и воспитатель в школе-интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую систему воспитания внутри класса, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья).

Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.

Учитель и воспитатель не должны ставить свое отношение к детям в зависимость от личных настроений и настроения учащихся.

Много трудных минут в работе доставляют упрямые дети. С виду вроде бы послушные, хотя своеобразные. Но на элементарные требования учителя они упрямятся, отказываются от предлагаемой деятельности. Настаивание на своем приводит к тому, что только усиливает раздражение. В таких случаях мы учитываем его состояние и стараемся предупредить нарастающее возбуждение, требование учителя или воспитателя менее сильный раздражитель и можно избежать перенапряжения нервных процессов у больного ребёнка.

Основа взаимодействия между учителем и воспитателем – такие отношения помогают учащимся в надежде на их возможности и установку на формирование новых стимулов учения, т. к. воспитатель должен правильно закреплять учебный материал. Только единые требования дают положительные результаты. Для наших учащихся необходимо повышенное внимание, т. к. они нуждаются в индивидуальном подходе, учитывая психологические особенности развития данного ребенка.

Тесная связь учителя и воспитателя способствует лучшему усвоению учебных программ по развитию речи, чтению, математике, ознакомлению с миром природы, трудовому обучению, физической культуре.

На уроках учителю не всегда удается донести учебный материал в равной степени до каждого из учеников. В силу своей особенности: это и гиперактивность, и заторможенность, и быстрая утомляемость и пр., дети могут не понять, не успеть, не удержать в памяти учебный материал.

Объяснения по теме урока, проверка правильности выполненных письменных заданий не входит в обязанности воспитателя, это общеизвестно. Однако, в силах воспитателя организовать и проконтролировать выполнение домашнего задания.

Если учитель и воспитатель хотят увидеть результаты своих усилий, то здесь нужно действовать согласованно.

Согласованность проявляется в ежедневном обмене информацией между педагогами (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Классные журналы, дневники наблюдения учащихся, личная беседа – тоже средства такого обмена.

Согласованность между учителем и воспитателем осуществляется при обсуждении единых требований к учащимся по предмету, режима устной и письменной речи, ведения тетрадей, объёма домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.

Очень важно, чтобы при этом все пользовались одними методами, соблюдали единый алгоритм действий, например, при решении текстовых задач по математике, или написание орфограмм по русскому языку. Такой подход дает положительный результат.

Этот подход эффективен, если будет взаимопосещение. Здесь самое главное то, что дети видят единство требований при разнообразии методов. Практика показывает, это успокаивает детей и одновременно мотивирует к успеху.

Я считаю, что педагоги (и учителя, и воспитатели) должны

придерживаться такого правила «Чем незаметней, интересней протекает обучение – тем оно эффективней».

Дети в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут применять полученные знания на практике.

Ну и конечно же воспитатель и учитель не оставляют без внимания тех учеников, которые готовят домашнее задание быстро и качественно. Они хорошо успевают одинаково по всем дисциплинам и их можно смело назвать помощниками учителя и воспитателя. Они помогают товарищам найти ошибки и исправить их, являются подшефными более слабым ученикам.





Слайд7.Заключение:

Профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы – факторы, которые обеспечивают успех в формировании умений и навыков самостоятельной учебной работы у младших школьников. Эти навыки особенно необходимы учащимся для их дальнейшей успешной учёбы в старших классах.

.





































Первые шаги работы учителя в коррекционной школе после долгих лет работы в общеобразовательной школе

  • Толкачева Любовь Ивановнаучитель математики

Разделы: Коррекционная педагогика

Отработав 27 лет в начальной школе и 4 года заместителем директора по воспитательной работе с преподаванием математики в средней школе, оказалось, непросто перейти на работу в коррекционную школу. Причин ухода было несколько, но пожалуй самая веская – чувство ненужности твоего предмета (математики) для большинства детей средней общеобразовательной школы. Осознание необходимости получения в школе всесторонних знаний, к сожалению, в последнее время утрачивается не только детьми, но и родителями. Этому способствует ряд причин: – Возможность поступления в ВУЗ и окончания его, часто позволяет не запас полученных знаний и умений в общеобразовательной школе, а наличие толстого кошелька родителей. Даже введение ЕГЭ не является решающим фактором, т.к. платное обучение в высшей школе может получить каждый, экзамены для этого не нужны, стоит лишь пройти небольшое собеседование;

– Вокруг много примеров из жизни окружающих, которые, по знакомству устраивают своих детей без необходимого образования на перспективную хорошо оплачиваемую должность;

– Средства массовой информации часто демонстрируют нам фильмы о “золушках” и “принцах”, рекламы сладкой жизни, которые играют немаловажную роль в том, что учащиеся не считают нужным получать образование.

Большинство учителей, отдавших не один год школе, хотят быть нужными своим ученикам и получать радость от своей работы. Они работают по призванию, т.к много лет выдерживают мизерные ставки оплаты своего труда, постоянные проверки различных правоохранительных и административных органов, увеличение должностных обязанностей за одну зарплату, аттестации, аккредитации, лицензирования учебных заведений.

С каждым годом работать становится всё трудней. Что делать? Менять работу! Так случилось со мной. Уйти в другую сферу не получилось (везде ограничение по возрасту), поэтому я решила попробовать себя в коррекционной педагогике. И не ошиблась, сделав такой выбор.

Сначала я испытывала страх перед совершенно неизвестной для меня детской аудиторией. Как я смогу что-то требовать у детей, которые столь обижены природой? Чему я смогу их научить, если не требовать? Смогу ли я морально вынести общение с этими ребятами, ведь их диагнозы самые непредсказуемые?

Работать мне предстояло с пятыми классами, которые обучаются по общеобразовательной программе и с 7-В, 8-В, 9-В классами, обучающимися по коррекционной программе в школе-интернате № 9 (YI вида) для учащихся с проблемами детского церебрального паралича.

Всё решилось с первой встречи: дети сами протянули мне руки.

Мои первые впечатления.

– Я попала в совершенно другой мир! Я подумала: с кем труднее работать, со здоровыми детьми из общеобразовательных школ, которые заласканы родителями и учителями, имеют возможность учиться, бегать и прыгать или с детьми с диагнозом церебральный паралич, которые ограничены в движении, речи, зрении, но улыбаются, имеют желание учиться и общаться.

– Низкий поклон педагогам, которые учили моих учеников до меня, особенно учителям начальной школы. Они научили детей не только писать и читать, но и мыслить, знать и применять необходимые правила, пользоваться различными алгоритмами при вычислениях, рассуждать.

– Дети пятых классов успевают за урок больше, чем я ожидала, конечно, с учётом того, что кому-то трудно писать, и он чаще говорит, а у кого-то проблемы с речью, и он лучше выражает свои мысли письменно.

– Дети коррекционных классов требуют больше времени для осознания материала и в этом хорошо помогают дополнительные часы коррекции (индивидуальной работы).

– Особая атмосфера царит в педагогическом коллективе коррекционной школы, не думаю, что только в данной. Отзывчивость, чувство локтя, помощь при первой необходимости. А какие доверительные отношения у педагогов и учащихся! Узнав об этом, учителям позавидовал бы сам Макаренко.

– Настоящая помощь со стороны администрации, которая в данной школе не только контролирует учебный процесс, но и оказывает методическую помощь с первого дня работы, очень порадовала. Этот учебный год коллектив начал в трудных условиях, так как здание школы-интерната поставлено на капитальный ремонт, и работа ведётся на двух площадках других школ района.

Первые трудности.

– За многие годы работы методическое объединение учителей математики разработало тематическое планирование для обучения в коррекционных классах. Так что мне пришлось начинать не с нуля. Но отработав месяц с учащимися, я поняла, что коррекция планирования необходима даже в процессе учебного года и серьёзная, так как один материал ученики совсем не воспринимают, а другой идёт на “ура”.

– Дети очень часто болеют, много пропускают. Невозможно просить ребёнка самостоятельно дома изучить материал, как это бывало в общеобразовательной школе, необходимо объяснять пройденное каждому, кто пропустил урок.

– Текущие проверочные и контрольные работы плохо воспринимаются учащимися, если написаны на доске. Поэтому требуется напечатать задание каждому, чтобы ученик мог его видеть перед глазами, а с некоторыми учащимися индивидуально писать проверочные и контрольные работы.

– Необходим тщательный отбор и дозирование учебного материала для предупреждения истощения и нервного срыва ребёнка. Причём, иногда даже в процессе урока требуется изменение объёма материала, т.к. уже в начале урока видно, как именно сегодня будет восприниматься материал, подготовленный заранее: быстро или медленно. Это зависит от состояния здоровья и самочувствия детей. Перестраиваться приходится прямо в процессе урока.

– При планировании урока я больше уделяю внимания разнообразию видов деятельности, чем в общеобразовательной школе. Чаще меняю их в процессе урока, чтобы дети не утомлялись.

– Домашнее задание я планирую индивидуально и с различной степенью трудности, даже в одном классе, особенно для учащихся, которые обучаются по коррекционной программе. Это важно для того, чтобы они сами могли справиться с заданием при малейшей помощи учителя-воспитателя.

– На протяжении более тридцати лет своей педагогической деятельности, я ежегодно посещала различные курсы города и района. Оказалось, что знаний, которые я получала, катастрофически не хватает. Я снова стала учиться в Академии постдипломного педагогического образования по программе “ Инновационные технологии в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья”. Пришлось заняться и самообразованием в области здравоохранения. Теперь, даже мелодрамы и детективы, которые читала перед сном, вытеснены книгами о здоровье.

Необходимость коррекционных школ.

В период работы общеобразовательной школе мне приходилось встречаться с детьми, у которых был церебральный паралич, но они прекрасно двигались, могли себя обслуживать, родители не хотели устраивать ребёнка в специализированную школу, и это было их право. Чаще таких детей переводили на домашнее обучение. Учителя – предметники вынуждены были ходить домой, где ребёнок работал один на один с педагогом. Он не видел своих сверстников, не мог общаться в школьном коллективе. Хорошо, если родители в состоянии купить ребёнку компьютер, и он общается со сверстниками через Интернет. А если нет?

Проработав здесь полгода, я поняла, что плохо объясняла родителям необходимость специализированной школы, не смогла убедить их, а жаль. Ребёнку лучше в специализированной школе и морально и психологически. Да и в учёбе он успешнее, чем в общеобразовательной школе. Там ребёнок отстаёт от сверстников, потому что много уроков пропускает по болезни или по необходимости ежемесячных медицинских обследований. Ребёнку хуже на домашнем обучении, если он способен учиться в классе, ведь это продолжается не месяц, не два, а годы.

В общеобразовательной школе, где в классе от двадцати пяти до тридцати учащихся, на каждого ученика учителю хватает чуть больше минуты. А больному ребёнку справиться с большим потоком информации без помощи педагога практически невозможно. Он теряется и не усваивает программу. После урока не знаешь, кому отдать предпочтение, то ли помочь отстающему, то ли готовить к олимпиаде сильных ребят, ведь они тоже требуют внимания.

В специализированной школе наполняемость класса не более пяти человек в коррекционных классах и десяти человек в общеобразовательных классах. В зависимости от состояния здоровья у нас дети учатся по коррекционной (девятилетней) или по базовой общеобразовательной программе, которая рассчитана на двенадцать лет. Как и все учащиеся страны, только в конце двенадцатого класса, наши дети сдают ЕГЭ по предметам обязательным и выбранным. Поступают в высшие учебные заведения. Сложней детям из коррекционных классов. После девяти лет образования в нашей школе, в дальнейшем всё зависит от состояния здоровья. Но все наши воспитанники успешно адаптируются в обществе, поступают и в средние специальные учебные заведения, и в реабилитационные центры, чувствуя социальную востребованность, находят свое место в жизни.

Задача образования в коррекционной школе не сводится только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Мы формируем у детей умение оперировать приобретёнными знаниями, применять их в быту, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных ситуациях, максимально формируем навыки самостоятельности, учим общаться. В практике нашей школы есть примеры, когда ребёнок попадал к нам в возрасте одиннадцати – двенадцати лет, обучаясь ранее только дома, почти не умел разговаривать, боялся сверстников. Он поступал в среднюю школу и уже через год работы с учителями-предметниками, логопедами, дефектологами, мы видели его улыбку, у него появлялись друзья, он жаждал учиться. Педагогический состав коррекционных школ усилен специалистами по психологии, дефектологии, логопедии, чего так не хватает в общеобразовательной школе. В учебный план школы включены такие необходимые предметы, как социально-бытовая ориентировка, лечебно-физическая культура, психология. Возможны изменения образовательного маршрута после каждой ступени обучения с учетом программ обучения (VI, VII, VIII вид). Необходимость перевода учащегося с одного вида программы на другой решается психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов успеваемости с учетом мнения родителей. При согласии всех сторон ученик обучается по программе соответствующей его уровню развития, образовательный процесс становится для него комфортным.

При школе есть интернат с большим коллективом воспитателей, где с понедельника по пятницу ученики любых классов могут остаться. Это огромная помощь родителям. Дети с удовольствием проводят досуг с одноклассниками в интернате. Им здесь лучше, чем дома, потому что они в коллективе сверстников, где больше живого общения.

Наши дети много занимаются спортом. Результаты говорят сами за себя: – победа в составе сборной команды Санкт-Петербурга по бочче в чемпионате России; – призовые места в первенстве города по плаванию; – IV место на первенстве России по стрельбе из лука.

В интернате проводится большая внеклассная работа. Здесь так же есть успехи: – призовые места в районном конкурсе "Мир фантазий и открытий"; – участие в международном экологическом фестивале; – победа в районном этапе фестиваля-конкурса лидеров детских общественных организаций "Как вести за собой"; – в школе появились лауреаты конкурса молодежного плаката "С чего начинается Родина"; – первое место в городском этапе 9-ой Всероссийской акции "Я – Гражданин России".

Нельзя забывать, что наши дети – инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведь у них детский церебральный паралич. При работе каждый учитель должен помнить об этом, используя здоровьесберегающие технологии. Главная задача всего персонала – сохранить здоровье, а, по возможности, и скорректировать индивидуальные дефекты обучающихся. Поэтому подготовка к урокам требует больше времени и знаний, чем в общеобразовательной школе. Мне лично помогает мой опыт работы в начальной школе, ведь теперешние мои ученики, даже восьмого класса, чем-то мне напоминают моих первоклашек, иногда бывая такими же беззащитными и наивными.

По распоряжению Комитета по образованию от 19.11.2010 № 1985-р работа нашей школы-интерната осуществляется в режиме экспериментальной площадки с 01.01.2011 по 31.12.2013.по теме “Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения”. Конечными продуктами опытно экспериментальной работы мы видим:

– Аналитический обзор актуальных здоровьесберегающих технологий для использования в условиях высокотехнологичной среды ОУ.

– Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения ОУ с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников.

– Методические рекомендации по проведению занятий с применением средств информатизации в здоровьесберегающей среде.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

Подводя итог, всего изложенного, могу сказать: “Я очень рада, что решилась сделать этот шаг: перейти работать в коррекционную школу. Меня не пугают трудности и специфика моей новой работы. Передо мной открывается множество путей для творчества, самообразования, профессионального роста. Я понимаю нужность и необходимость своей работы”.



























Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми - учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница - явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование у него многих личностных качеств.

Труд учителя относится к группе таких общественно значимых занятий, в которых важное место занимает профессиональная мораль. Учитель начальных классов - первый представитель педагогического цеха, который встречает ребёнка в школе. Он демонстрирует ребёнку самые запоминающиеся образцы учительского поведения и воздействия. Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками.

Предметом трудовой деятельности учителя является сама человеческая личность ученика. По роду своей деятельности учитель вступает в непосредственный контакт с учеником и его родителями, оказывает влияние на их жизнь, интересы и судьбы. Одна из главных задач педагога, по мнению М. Монтессори, - «постараться сохранить природную мотивацию детей к освоению окружающего мира, их стремление быть самостоятельными и ответственными в жизни».

Ребенок всегда остается ребенком, а отклонения в работе какой-то системы его организма - есть собственность ее развития. Задача взрослых постараться создать адекватные условия для воспитания ученика именно с учетом этой особенности, сделать ее отправной точкой в работе с каждым из них. Дети должны увидеть в нас Друга, Помощника, Партнера, ощутить персональную заботу о себе, как о личности, которую любят, понимают и принимают такой, какая она есть. Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда - основные задачи школьного воспитания. В школах-интернатах ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя, воспитателя и логопеда. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих трёх педагогов. Именно учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастает. Ещё раз процитирую М. Монтессори: «Мы, взрослые, не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение - вот кто всем управляет. Считаться с детьми, уважать их права, понимая, что дети тоже трудятся, создавая человека в себе. Им досталась, может быть, самая тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кроме внутреннего потенциала».

Достаточно скромный опыт работы в коррекционной школе научил меня начинать работу классного руководителя именно с глубокого и всестороннего изучения каждого ребенка, потенциальных его возможностей. За несколько лет сложилась определенная система работы как классного руководителя. В самом начале это:

· изучение личного дела ребенка,

· изучение семьи,

· непосредственное наблюдение,

· составление на основе собственных данных характеристики ученика,

· определение перспектив его развития и коррекции.

Учитель, воспитатель и логопед в школе-интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую систему воспитаниявнутрикласса, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.

Второе направление в работе классного руководителя - взаимодействие и сотрудничество с воспитателем и логопедом.

· выработка общей стратегии воспитания детей,

· согласование планов работы,

· взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий,

· совместная подготовка больших и важных школьных мероприятий.

Свобода - уникальное средство развития личности, ума, характера и чувств.

Представить детям разумную свободу взросления - следующее основополагающее направление в работе. Оно предполагает:

· не брать сразу инициативу на себя, доверить ее детям,

· предоставить детям свободу в формировании своей жизненной позиции, свободу проявления своего «я» в учебе, в труде и творчестве,

· исключить сравнения поступков и самостоятельного выбора детей с кем-либо, главное - их собственные успехи и продвижение в развитии,

· на ошибках учатся, приучать детей не бояться ошибаться в становлении своего «я»,

· чаще напоминать детям о важности для них самих, для общества их самостоятельной нравственной гражданской позиции.

Учитель, воспитатель, логопед, родители и дети - единый дружный сплоченный коллектив. Мы одна семья, у нас общие цели, общие заботы и общие радости. Добрые доверительные заинтересованные отношения с родителями детей - еще одно направление в работе классного руководителя и воспитателя. 

· формирование союза единомышленников: педагоги - дети - родители,

· глубокое знание и развития ребенка в семье, забота о его здоровье,

· педагогическое образование родителей через родительские собрании, посещение семей, индивидуальную работу с ними,

· привлечение родителей к участию в классных часах, детских общешкольных праздниках, в делах класса,

· доброжелательность и открытость в отношениях, тактичность и заинтересованность в решении детских проблем,

· особое внимание семьи с социально опасным положением.

Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателя, учителя и логопеда. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.

I - Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы; ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков класса и т.д.

II - Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа - средства такого обмена.

III - это совместная работа с родителями

IV - совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно-воспитательных мероприятий.

V - Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режим устной и письменной речи, ведения тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.

Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях).

Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.

Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур. Поэтому все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся - от постановки целей до достижения результата целесообразно отражать в дневнике коррекционной работы. Коррекционный дневник учащегося позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами. Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия. учитель школа коррекционный сотрудничество

Каждый педагог планирует коррекционную работу с учащимся, исходя из особенностей своего предмета, но в то же время координирует свои планы с задачами других специалистов. В целом коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении и учебной деятельности на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Литература































«Преемственность работы учителя и воспитателя коррекционной школы - интернат, в процессе обучения и воспитания обучающихся с УО».

Подготовила: Руководитель МО учитель начальных классов Анна Адамовна Елизова.

Процесс воспитания - есть процесс непрерывный и целостный. В современной школе - интернате воспитание осуществляется большим коллективом людей – педагогами, руководителями школы, техническим персоналом, широкой общественностью, в содружестве с которой работает школа-интернат. От единства воли и действия всех людей, их целеустремленности и настойчивого труда зависят успех всего дела воспитания. Но объектом воспитательных усилий педагогов является воспитанник и коллектив, в котором он живет.

Именно поэтому всей воспитательной работе в школе-интернате, всем воспитательным мероприятиям должна предшествовать глубокая и содержательная деятельность воспитателя по изучению личности своих питомцев, их индивидуальных особенностей.

Знание педагогами особенностей и закономерностей физического и психического развития воспитанников в младшем, подростковом и старшем школьном возрасте, уметь точно соотносить их с методами, формами проводимой в коллективе воспитательной работы, умение сообразно этим особенностям строить взаимоотношение воспитателя с подростком - это решающие условия эффективной и педагогически оправданной организации воспитательного процесса. Иначе говоря, в методически правильном организованном процессе воспитания дети всегда будут помощниками и союзниками учителя и воспитатели.

Воспитание- это организация условий. Чем целесообразнее будут организованы условия, тем успешнее результаты воспитания. К школьным условиям в первую очередь следует отнести личность учителя и воспитателя, т. е. как они понимают процесс воспитания, какие ставят коррекционно-воспитательные задачи. Личность учителя и воспитателя всегда служили и служат положительным примером для детей, его подготовленность, личные качества, любовь к детям. Также к школьным условиям следует отнести режим работы школы - интерната, организацию уроков, проведение самоподготовки.

Специфика воспитательной работы в коррекционной школе выражается в том, что эта работа направлена на ослабление преодоления недостатков развития, коррекцию его личности.

В работе с детьми учитель и воспитатель видят прежде всего воспитание общечеловеческих ценностей: любовь к добру, взаимопонимание и взаимопомощь, умение дружить, воспитание уверенности в своих силах.

Основной задачей нашей школы являются:

1.Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

2.Привитие санитарно-гигиенических навыков.

3.Создание условий для социальной адаптации воспитанников.

Все задачи решаются единством обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

В работе с детьми в условиях школы – интерната создается определенная непрерывная деятельность воспитательного воздействия учителя и воспитателя, поскольку ребенок как в урочное так и во внеурочное время самостоятельных и внеклассных работ находится под наблюдением и контролем учителя и воспитателя.

Воспитатель школы-интерната в тесном содружестве с учителем наблюдает, анализирует и определяет психологические особенности каждого ребенка. Он стремится своими действиями нейтрализовать излишнее возбуждение, нервозность детей, пресечь ложь, эгоизм, лень и др. проявления. В нашей группе очень легко возбудимый мальчик. Он быстро раздражается и у него масса конфликтов с друзьями. Он иногда бывает так возбужден, что и не помнит, из-за чего он поссорился с товарищами. Для нейтрализации у него нервозности мы с воспитателем стараемся создавать определенные условия для таких, как он, а именно: начали поручать легковозбудимым ребятам подвижную работу (приготовить пособия, раздать тетради, вымыть классную доску). Дети с интересом, активно работали в спокойной обстановке, и при этом у них не оставалось времени для неорганизованного поведения, причем делают эти поручения не только во время уроков, но и при проведении самоподготовки.

Учитель и воспитатель не должны ставить свое отношение к детям в зависимость от личных настроений и настроения учащихся.

Много трудных минут в работе доставляют упрямые дети. С виду вроде бы послушные, хотя своеобразные. Но на элементарные требования воспитателя они упрямится, отказываются от предлагаемой деятельности. Настаивание на своем приводит к тому, что только усиливает раздражение. В таких случаях мы учитываем его состояние и стараемся предупредить нарастающее возбуждение, например: говорим, поиграй до начала занятий с малышами, а затем не забудь сделать то, о чем тебя попросили. Здесь не прямое, а косвенное требование учителя или воспитателя менее сильный раздражитель и можно избежать перенапряжения нервных процессов у больного ребёнка.

Основа взаимодействия между учителем и воспитателем – такие отношения помогают учащимся в надежде на их возможности и установку на формирование новых стимулов учения, т. к. воспитатель должен правильно закреплять учебный материал. Только единые требования дают положительные результаты. Для наших учащихся необходимо повышенное внимание, т. к. они нуждаются в индивидуальном подходе, учитывая психологические особенности развития данного ребенка.

И только систематическая, повседневная работа учителя и воспитателя на всех режимных моментах нашей школы: на уроках и во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях на самоподготовке способна ввести наших питомцев в мир человеческого общения.

Тесная связь воспитателя и учителя способствует лучшему усвоению учебных программ по развитию речи, чтению, математике, ознакомлению с миром природы, трудовому обучению, физической культуре.

Взаимопосещение уроков и внеурочных занятий воспитателями, а самоподготовки и внеклассных занятий учителями помогают сделать обучение и воспитание развивающим, целенаправленным. Взаимопосещаемость между учителем и воспитателем делает очень многое, а именно: раскрывает сущность и познания воспитанника в той или иной области знаний. Как было сказано, огромное значение имеют единые педагогические требования. Поэтому в воспитании детского коллектива тесный контакт в работе учителя и воспитателя необходим.

Функция режимных моментов в школе - интернате приобретает особо важное значение.

Подготовка домашнего задания – один из наиболее ответственных режимных моментов как для детей, так и для воспитателя.

Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности под руководством воспитателя, в ходе которой формируются навыки самостоятельной работы. Выделяют следующие структурные элементы (самоподготовки):

1.- Организация начала самоподготовки.

2.- Подготовка к самостоятельной работе.

3.- Самостоятельная работа детей.

4.- Самооценка, взаимопроверка.

5.- Подведение итогов работы.

Проанализируем, как воспитатель видит взаимосвязь с учителем в организации учебной деятельности на каждом этапе самоподготовки. Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. Посещая уроки учителей, воспитатель взяла за основу себе то, что по времени он не должен занимать 2-3 минуты, и всегда должен проводиться в доброжелательной форме, т. к. общим правилом проведения любой коррекционной работы является доброжелательность. От эмоциональной обстановки зависит её эффективность. В начальных классах воспитатель с учителем делают так: организовываем игру с привлечением сказочных персонажей, например на доске висит кукла Незнайка, воспитатель обращается к детям:

-Незнайка хочет проверить, кто правильно подготовился к работе.

Конечно, дети понимают, что это только игра, но они в нее охотнее включаются. Также проводим игру «Светофор». У детей на партах во время уроков и во время самоподготовки по 2 кружка: зеленый и красный. Приготовил рабочее место – поднимают зеленый кружок.

Хочется отметить, что данная игра детям очень нравится, они даже включают соревновательный элемент. А – посмотрите, кто быстрее?

Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Здесь воспитатель осуществляет связь урока и самоподготовки. В данной ситуации уместна фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Например, на уроке математики изучая табличное умножение и деление. На дом заданы примеры. Воспитатель задает вопросы, побуждающие детей воспроизвести материал урока.

- Чему вы научились на уроке?

-Давайте повторим все вместе последовательность действий при выполнении деления.

– Что нужно знать хорошо, чтобы правильно решать примеры?

Эффективен такой метод проверки таблицы, когда учащийся выступает в роли учителя, спрашивает таблицу умножения и деления в разбивку. Здесь усиливается чувство ответственности за себя и товарища и лучше закрепляются навыки табличного умножения. Следующий вопрос, который решает воспитатель на этапе подготовительной работы – это формирование навыков самостоятельной учебной работы.

В самостоятельной работе выделяются 2 этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе ученик осмысливает задание, на исполнительном – выполняет и проверяет его.

Отсюда определяется структура самостоятельной работы для ученика: анализ работы; поиск способов его выполнения; планирование работы; выполнение задания; самопроверка. Условия для формирования навыков самостоятельной работы создаются учителем на уроке и воспитателем в процессе самоподготовки, а именно: варианты домашнего задания для различных групп учеников; индивидуальные занятия по карточкам. С некоторыми детьми, много приходится работать индивидуально. Учитель им дает отдельную индивидуальную работу, которую дети самостоятельно, а часто с помощью воспитателя выполняют. В результате организованной работы, которую проводит воспитатель на втором этапе самоподготовки, каждый ученик должен уяснить содержание задания, самостоятельно составить программу действий. Например, готовясь выполнить упражнение п русскому языку ученики совместно с воспитателем составляют для себя план действий: - прочитать текст;

-разделить его на предложения;

-вставить пропущенную букву;

-проверить правильно ли выполнено упражнение.

Вся эта работа ведется и на уроке русского языка.

Самостоятельная работа младших школьников - основной элемент самоподготовки, на неё отводится большая часть её времени. Дети работают самостоятельно, воспитатель поддерживает обстановку, не делает замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, но в то же время разрешено детям обратиться в случае необходимости к воспитателю.

Для формирования мотивов самостоятельной работы я обращаюсь к детям с высказыванием: «Подумай, и у тебя получится». «Постарайся сделать хорошо». «Напиши чисто, красиво без ошибок», «Будь внимателен». Эти слова, мне кажется, побуждают учащихся проявлять волю, настойчивость, учат начатое дело доводить до конца.

Поскольку темп работы у учащихся разный, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создаёт определенные трудности для учителя и воспитателя. Здесь совместно с воспитателем мы принименяем такой прием: на учительском столе ставятся часы с крупным циферблатом и мы стараемся приучать детей работать по часам. Дети сами привыкают экономить время. И индивидуальная работа в этом случае сводится лишь на выявление причин отставания, медлительности. В каждом классе в каждой группе встречаются медленные, вялые дети. Они требуют условий, сугубо охраняющих и оздоравливающих нервную систему, особого внимания не только со стороны учителя и воспитателя, но и со стороны медицинского персонала.

Ну и конечно же воспитатель и учитель не оставляют без внимания тех учеников, которые готовят домашнее задание быстро и качественно. Они хорошо успевают одинаково по всем дисциплинам и их можно смело назвать помощниками учителя и воспитателя. Они помогают товарищам найти ошибки и исправить их, являются подшефными более слабым ученикам.

Наряду с индивидуальной формой учебной деятельности используется и групповая работа обучающихся. Она уместна, когда нужно подготовить пересказ по чтению, выучить наизусть стихотворение. Для этого дети объединяются по 3-4 человека. Мы используем такие варианты: один ученик отвечает, вся группа слушает; каждый отвечает старшему по группе (старших мы выбираем из тех, кто хорошо учится). Такая групповая работа полезна тем, что дети глубже осмысливают изучаемый материал, учатся работать коллективно.

Не менее важным этапом при подготовке домашнего задания является физкультминутка. Она является обязательным элементом как во время уроков, так и во время самостоятельной работы. Она помогает снять напряжение, переутомление и просто отдохнуть. Для наших детей она очень важна, т. к. они быстро утомляются и легко возбудимы. Здесь на этом моменте также прослеживается связь учителя и воспитателя, т. к. дети стремятся выполнить те паузы, которые они выполняют на уроке. Во время подготовки физкультминутку проводит дежурный по классу.

Последний структурный элемент подготовки – проверка и оценка знаний учащихся. Прежде чем проверить работу детей, воспитатель и учитель организуют самопроверку, которая приучает ученика контролировать свои действия.

В некоторых случаях я организовываю взаимопроверку в классе, а воспитатель в группе, что способствует воспитанию ответственности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. При взаимопроверке мы делаем так: дети обмениваются тетрадями, проверяют работу своего товарища, нет ли ошибок при списывании, верно ли решены примеры, красиво ли написано упражнение.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь педагогами делаются оценочные суждения работы каждого учащегося, например: Наташа сегодня работала хорошо, но она сможет ещё лучше, а Коля молодец, сегодня работал самостоятельно, Ирина была почему-то не очень уверенной, а Андрей сегодня работал добросовестно.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем воспитатель осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей, определяет объем домашнего задания.

Заключение:

Профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы – факторы, которые обеспечивают успех в формировании умений и навыков самостоятельной учебной работы у младших школьников. Эти навыки особенно необходимы учащимся для их дальнейшей успешной учёбы в старших классах.

2018г.