СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Коррекция речевых нарушений на уроках швейного дела"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседании методического объединения учителей трудового обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Коррекция речевых нарушений на уроках швейного дела"»


Доклад на тему:

Коррекция речевых нарушений на уроках

швейного дела


Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. В процессе овладения навыками и умениями умственно отсталые дети опираются больше на наглядный показ, наглядное восприятие, чем на словесную инструкцию. У таких детей снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка.

Развитие речевой моторики у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленно, недифференцированно; затруднена координация дыхательных, фонаторных и артикуляционных движений в процессе речи.

На уроках трудового обучения обогащение словаря в основном идет за счет усвоения специальной терминологии. Так, например, тема урока: «Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами». Последовательность работы сначала проговаривается хором, а затем индивидуально. Например, подогнули долевые срезы деталей ручек на изнаночную сторону. Ширина подгиба -7мм. Заметали (терминология ручных работ «заметали»).

Не менее важно во время работы с учебником учить детей самостоятельно находить в тексте непонятные для них слова.

Для обеспечения внимания детей к слову важно в процессе анализа текста обязательно спрашивать, какие слова им непонятны, предлагать обращаться за разъяснением друг к другу, поощрять тех, кто самостоятельно выделяет в тексте слова, особенно значимые для понимания общего смысла. Такая целевая установка в работе со словом не только воспитывает внимание к тексту, но и закладывает основы коммуникативных навыков: учащиеся расспрашивают друг друга, дополняют неточный ответ одноклассника, не дожидаясь наводящего вопроса учителя.

Итак, словарная работа на уроках трудового обучения ведется в трех направлениях: 1) обогащении запаса слов за счет введения новых слов, 2) уточнении значений уже известных слов, 3) активизация пассивного словаря детей.

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:

  1. Работа с технологической и пооперационной картой, когда учащиеся называют последовательность изготовления изделия.

  2. Отгадывание загадок. Эти упражнения помогают еще раз закрепить такие словарные слова, как: иголка, ножницы, наперсток, швейная машина и др.

  3. Отгадывание кроссвордов, составленных по изученной теме или на закрепление терминологии.

  4. Упражнение «Заполни пропавшие буквы»

Даны словарные слова с пропущенными гласными буквами.

Например:

в..л…кн.. пр..ж… (волокно, пряжа)

  1. Упражнение на определение названия изделий и тканей, из которых они сшиты.

. Например, тема урока: «Ночная сорочка».

- Ребята, представьте, что мы пришли в магазин «Ткани». Показывается «витрина» с полосками тканей.

-Какую ткань вы купите для ночной сорочки? Почему?

Ученики выбирают ткань, объясняя при этом:

-Для ночной сорочки нужна тонкая ткань. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это хлопчатобумажная ткань. Она хорошо стирается, утюжится, пропускает воздух и впитывает влагу.

Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы, воспитание положительного отношения к труду.

Овладевая трудовыми навыками, ребята часто испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Когда дети впервые приходят работать в мастерские, и важно воспитать у них организационные умения и навыки.

С первых дней дети учатся организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, соблюдать форму одежды, умению обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. Изучение правил техники безопасности начинаются с рассказов о некоторых случаях в мастерских школ, которые стали возможными в результате нарушения трудовой дисциплины и невыполнения правил техники безопасности. При обнаружении нарушений правил по технике безопасности (иголки и булавки на столе без игольницы, раскрытые ножницы, включенный утюг и др.) заставляю ученика найти свою ошибку и вспомнить правило по Т.Б. Ребята слушают и усваивают эти правила. С 5 класса учащиеся занимаются не только практическим исполнением задания. Например, изготовление мешочка для хранения работ. Предварительно обговаривается план пошива, последовательность выполнения операций, анализируется образец. Дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развивается речь каждого ученика. Чтобы учащимся было легче отвечать, на уроках используются образцы готовых изделий, поузловой обработки, выполненные в технологической последовательности.

Особое место в коррекции детей с проблемами в развитии занимают игровые технологии. Ведущий вид деятельности у таких детей является игра. Правильно организованная, дидактическая игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса.

В средних и старших классах можно провести игру «Конверт дружеских вопросов». Выходит ученица и из конверта достает листок с вопросом по данной теме или на повторение. Обращается к любому учащемуся, читает вопрос. Если он не отвечает, ему помогают остальные.

На каждом уроке применяется наглядный материал. Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. Необходимым наглядным средством служит изделие – образец. Кроме того, используются образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия. Это практический показ приема работы.

Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.

После каждой практической работы проводится опрос детей: что они делали и в какой последовательности. Многим учащимся трудно дается объяснение и при этом применение терминов ручных и машинных работ.

В конце каждой практической работы учащиеся проверяют работы друг у друга, оценивают их, указывают на ошибки.

На уроках практического повторения закрепляются навыки и умения работы на швейных машинах. Применяется дифференцированный подход. Учащиеся осваивают приемы выполнения операций на машинах с электроприводом. Те учащиеся, которые работают с опережением( Спиридонова, Шматова), привлекаются к оказанию помощи слабым учащимся. Учащиеся шьют программные изделия в натуральную величину. Это дает им возможность наглядно убедиться в результатах своего труда, что является лучшей мотивацией к дальнейшему освоению профессии «швея». Продумывая будущее изделие,

Ученики начинают логически мыслить, у них развивается эстетический вкус, творческие способности, а в описании своей модели и ее назначении, развивается и речь.

Предлагаю ученикам потренироваться в описании моделей по карточкам или по фотографиям из журнала мод.

С целью привития интереса к предмету, провожу познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», сбор деталей изделия или самого изделия из разрезанных частей по образцу- пазлы).

Игра «Цепочка».

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между учениками.

Например: на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется нить.1-й учащийся называет первую деталь, следующую деталь называет 2-й, потом 3-й и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другому ученику. Выигрывает тот, у которого было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Домино». Берем картонные прямоугольники, на которые приклеены образцы разных тканей. Суть состоит в нахождении образца, идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани.

Пазлы.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях, наклеивают образцы и выполняют чертежи. Новые термины записываю на доске. В тетрадях ученикам советую выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывать только главное - коротко и четко.

Одной из главных задач считаю развитие познавательных интересов и воспитание эстетического вкуса, творческое развитие, формировать у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету. Ведь успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!