Доклад по теме:
«Современный урок информатики в контексте реализации
требований
ФГОС ОО»
Выполнил:
учитель информатики
МБОУ ОШ д.Сухой Семенёк
Щеглова Н.Е.
2019 г.
Введение
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»,
В.А. Сухомлинский.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В связи с чем, перед школьным образованием стоит задача подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современный урок информатики
Общеобразовательный курс информатики один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Учителя информатики могут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и, в том числе, к наличию свободного доступа к Интернету. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии. Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе; преобразование информационных объектов с помощью средств информационных технологий; этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде.
В связи с выше сказанным проанализируем деятельность обучающихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности обучающихся формируются:
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока в зависимости от предметной области, целей и задач. Думаю, что эта таблица позволит и учителям основной и старшей школы спрашивать урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Не сложно заметить, что обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.
Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.
Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа.
Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Учитель призван быть творцом своих уроков.
Организовать урок в соответствии с этим требованием ФГОС может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Преимущества технологической карты:
использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
освобождается время для творчества учителя;
обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Использование метода проблемной ситуации
Рассмотрим применение технологической карты при проектировании урока информатики
Технологическая карта урока
Дата 20.12.2017.
Класс 8а.
Учитель: Чугунова Татьяна Владимировна.
Тема урока: Общие сведения о системах счисления.
Цели урока:
предметные – общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;
метапредметные – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) углубление имеющихся представлений учащихся о системах счисления; рассмотрение системы счисления как знаковой системы;
2) рассмотрение примеров систем счисления разных типов;
3) рассмотрение позиционных систем счисления с основанием 10 и другими основаниями, рассмотрение общего вида записи числа в системе счисления с основанием q;
4) рассмотрение развернутой и свернутой форм записи числа.
| Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент | | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации. |
2 | Формулирование темы и целей урока | Учитель задаёт наводящие вопросы по теме урока, подталкивая тем самым учащихся сформулировать тему урока. Учитель вместе с обучающимися формулируют основные определения. | Обучающиеся отвечают на вопросы, делают предположения. Формулируют тему урока. Объясняют, как появились системы счисления, и какие системы счисления существуют на сегодняшний день. | Регулятивные УУД: - формирование осознанного подхода к оценке деятельности. Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование математического мышления. Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка. |
3 | Объяснение темы | Объясняет обучающимся, правила составления опорного конспекта. | Обучающиеся начинают составлять опорный конспект. | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - формирование навыков грамотного письма, формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - формирование навыков конспектирования учебного материала Регулятивные УУД: -умение использовать интерактивные материалы для изучения материала |
4 | Объяснение темы, просмотр видео | По ходу видео учитель обращает внимание обучающихся на главные точки. | Смотрят видео, заполняют часть № 2 бланка конспекта. |
5 | Работа по группам | Учитель делит обучающихся на 3 группы, для выполните 2-х заданий: У вас на столах таблицы с разными системами счисления для каждой группы на доске есть по 2 цифры, вас необходимо перевести во все предложенные системы счисления; придумайте по 3 цифры, для своих соперников, запишите в любой системе счисления. Соперники должны найти цифру и систему счисления. | - работают в группах |
6 | Самопроверка | Проверь себя: Ребята давайте проверим ваш заполненный опорный конспект. | Выполняют самопроверку. |
7 | Рефлексия | У каждого на столе лежит листок с рефлексией. Заполните его. | Отвечают на вопросы рефлексии. |
8 | Домашнее задание | Посмотрите на слайд. Прочитайте стих и подумайте о чём идёт речь и какая тема следующего урока. | |
Выводы
Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения). – Библиогр.: с. 148-150. – ISBN 978-5-09-022831-2.
Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся школы / О.А. Карабанова // Управление школой. – 2009. – № 12. – С. 9-11. Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий школьников.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12.
Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О.В. Кузнецова, Н.В. Дудырева // Управление школой. – 2011. – № 6. – С. 31-40.
Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С.В. Брюханова // Управление школой. – 2010. – № 10. – С. 26-33.
Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий школьников / Н.А. Песняева // Методист. – 2010. – № 4. – С. 61-67.
Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
Приложения Приложение 1
Опорный конспект урока, который обучающиеся заполняют по ходу теоретической части (он позаимствован из методических материалов Босовой).
Работа с информацией на уроке:
Самостоятельно составь опорный конспект учебного материала по схеме:
Заполни после объяснения учителя:
Приложение 2
Таблица древних систем счисления для групповой работы по шифрованию и дешифровки:
Приложение 3
Памятка для обучающихся «Рефлексия урока»:
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:
Мне больше всего удалось________________________________
Я могу себя похвалить за__________________________________
Я могу похвалить одноклассников за _______________________
Меня удивило __________________________________________
Для меня было открытием то, что__________________________
На мой взгляд не удалось__________, потому что____________
На будущее я учту_______________________________________
11