СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад - Взаимодействие педагога с учащимися подросткового возраста и их родителями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад - Взаимодействие педагога с учащимися подросткового возраста и их родителями»













Доклад


Тема: «Взаимодействие педагога с учащимися подросткового возраста и их родителями».









Подготовила учитель русского

языка и литературы

Дагирова Б.М.



2019 г.





Доклад

Тема: «Взаимодействие педагога с учащимися

подросткового возраста и их родителями».


В основе обучения и воспитания   лежит  общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания.

Антуан де Сент Экзюпери - французский писатель называл человеческое общение самой большой роскошью  на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен  без  общения.

Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по сравнению с младшими школьниками, если младшие школьники автоматически выражали свое уважение к учителю, то в отношении подростков авторитет ему необходимо завоевать.

Если педагог не видит усилий подростков в сфере саморазвития, это сильно задевает их самолюбие и приводит к разочарованию.

Характер общения ученика основной школы с учителями и субъективное отношение к ним меняется в течение подросткового возраста.

Если ведущими мотивами общения младших подростков является желание приобрести поддержку, одобрение учителя за обучение, поведение и школьную работу, то старшие подростки ожидают личностного общения на равных, признание учителем их взросления.

Педагог может фиксировать и негативно оценивать ухудшение мотивации обучения подростка. Однако, отношение подростков к учебному предмету преимущественно проектируется от отношения к учителю.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуальные  особенности взаимодействия педагога и ученика. Выделяют 3 основных типа  педагогического стиля. Каковы же их особенности?  Давайте рассмотрим подробнее.


Авторитарный стиль (разящие стрелы). Авторитарный учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция. У учителя преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности, но в  отсутствие учителя работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Данный стиль  создает неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний. 


 



Либеральный стиль (плывущий плот) - анархический, попустительский. Либеральный учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.    Данный стиль является наихудшим стилем руководства, при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.                                                                                                                                                           Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический,

Демократичный учитель опирается  на мнение коллектива, он  старается донести цель деятельности до сознания каждого,  старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.     Учитель уважает мнение учеников. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать, не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.     Этот стиль является наиболее приемлемым в школе.

Особую роль в общении учителя с учениками  имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом.

В общении с классом или группой учащихся на учебных занятиях нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Чаще других возникает ситуация, когда при объяснении урока одному-двум ученикам приходится делать несколько раз одно и то же замечание. Нередко учитель не сдерживается, срывается на крик, на угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика помогает закончить объяснение без помех, но уже без энтузиазма. Урок скомкан, у учителя остаётся горький осадок от своей несдержанности, горячности, у учеников – недоумение, напряженность, скованность, тревожность. “Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений”, – писал В.А.Сухомлинский.  Сдержанность – важное психологическое свойство в общении учителя с учениками. Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих.

Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков. В общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать учителю. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.






Однако, важной педагогической функцией профессиональной деятельности учителя является взаимодействие учителя с родителями учащихся. Именно от родителей учитель может получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В свою очередь, учитель может помочь родителям разобраться в возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка, оказать помощь в разрешении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми. Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями учащегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от эффективности развития личности школьника.

На взаимоотношения педагога, родителя и учащегося нужно особенно тщательно обращать внимание в подростковом возрасте, т. к. во-первых, он является переходным, очень сложным и в связи с этим обстоятельством может возникнуть множество проблем.

В современном мире проблема взаимоотношений педагогов с родителями занимает центральное место в воспитании, т. к. очень трудно учителю найти индивидуальный подход не только к ребенку, но и к его родителям, да и не каждый родитель захочет сотрудничать с учителями из-за множества разных обстоятельств.

Хотя, современные исследователи выявили, что главным воспитателем ребенка является семья, на второстепенном месте выступает образовательное учреждение.

Но педагоги очень часто испытывают трудности различного характера в общении с родителями.

Есть родители, которые пытаются понять и принять позицию педагога.

Есть родители, относящиеся совершенно равнодушно к преподавательской деятельности.

Нередко встречаются конфликтные родители, которые категорически не хотят сотрудничать с педагогами.

Поэтому необходимо выделить самые основные формы взаимодействия педагогов и родителей учащихся:

1)        родительское собрание (является основной формой взаимодействия, т. к. именно на родительском собрании обсуждается поведение детей, степень подготовки, их развитие и воспитание);

2)        дискуссия (включающая в себя рассуждение по проблемам воспитания ребенка, поведение ребенка, аргументирование проблемы); 3)        групповые консультации (проведение лекций, практических занятий для родителей, возможно, с привлечением учителей-предметников, специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения и пр.).

Взаимодействие педагогов и родителей подростков, в основном, осуществляется через:

1)        приобщение родителей к педагогическому процессу;

2)        пребывание родителей на занятиях;

3)        уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Воспитательная работа предполагает необходимость постоянного, тактичного, конструктивного сотрудничества школы с семьей,
так как только совместные усилия, единые требования и педагогическая
компетентность помогут сформировать у подростков активную общественную позицию, основанную на высоком уровне психологической культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что между педагогами и родителями должно обязательно быть эффективное взаимодействие, сотрудничество, т. к. перед ними стоит общая важная цель — воспитание полноценного ребенка.  




Рекомендации для педагогов:


•  уметь выслушивать подроста;

•  обеспечить возможность занять достойное место в коллективе;

• проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение;

• общение с подростком должно носить успокаивающий характер;

•        учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков;

•        во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков;

•       создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы;

•        проводить физические занятия и ежедневные упражнения для всех учащихся;

•        в повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены;

•        формировать и поддерживать творческий подход к осуществлению деятельности.