Документация учителя-логопеда общеобразовательной школы
Перечень необходимой документации учителя-логопеда
Ведение необходимой документации является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда. Именно это часто вызывает много вопросов у начинающих свою деятельность специалистов.
Согласно действующему Положению о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении, 4 документа являются обязательными, составляют финансовую отчетность и не подлежат упразднению, это:
• список учащихся с нарушениями речи;
» журнал учета посещаемости логопедических занятий;
• расписание логопедических занятий;
• речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Существуют и другие виды документации, отражающие направления работы учителя-логопеда, это:
• журнал обследования устной и письменной речи;
• годовой план учебно-методической работы;
• перспективное и поурочное планирование коррекционной работы;
• отчетная документация;
• паспорт логопедического кабинета.
Сроки хранения документации
Как уже отмечалось выше, обязательная документация, составляющая финансовую отчетность, должна храниться в логопедическом пункте определенное время. Так, например, журнал учета посещаемости логопедических занятий; речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия, с прилагаемыми к ним тетрадями для проверочных работ; годовые отчеты о проделанной работе следует хранить до полного выпуска всех занесенных в эти документы учащихся с логопедического пункта, то есть 3 года.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся и список учащихся с нарушениями речи целесообразно хранить в логопедическом пункте до выпуска всех занесенных в журнал и список учащихся из школы, то есть 10 лет. Это объясняется тем, что эти документы содержат информацию о всех обследованных и выявленных учителем-логопедом учащихся с указанием принятых в отношении их мер и результатами кор-рекционной работы.
Паспорт логопедического кабинета находится и хранится в кабинете постоянно.
К другим видам документации жестких сроков хранения не предъявляется.
Оформление и ведение документации в логопедическом пункте
Каждый учитель-логопед начинает свою работу с обследования и заносит результаты этого обследования в журнал. В разделе 2 мы предлагали апробированные формы ведения документации, заполняемой по результатам обследования:
• журнала обследования устной и письменной речи;
• списка учащихся с нарушениями речи;
• речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Как уже отмечалось выше, в процессе коррекцион-ной работы учитель-логопед ведет и другую документацию.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий. Сведения об учащихся, зачисленных на логопедические занятия, отражаются в журнале учета посещаемости, который содержит списочный состав каждой группы и график занятий, отражает тематику занятий в каждой группе. Для журнала учета посещаемости можно использовать обычный классный журнал или журнал для факультативных занятий. Титульный лист должен содержать информацию об учебном учреждении, о месте его нахождения и об учебном периоде, на который журнал заводится. Например:
Журнал учета посещаемости логопедических занятий
в логопедическом пункте при МОУ СОШ №___
200__-200__учебный год
В разделе «Сведения об учащихся» учитель-логопед помещает список учащихся, зачисленных на занятия в текущем учебном году, с указанием класса, даты зачисления, результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выпущен»). Если логопедический пункт обслуживает несколько школ района, указывается номер школы, которую посещает ребенок.
На каждую укомплектованную группу отводится по четыре страницы, на подгруппу и отдельного ученика, занимающегося индивидуально, — три страницы. В левой части страницы указывается номер группы и логопедическое заключение, можно также указать, какой период занимается данная группа (первый (второй) год обучения). При формулировке заключения используется педагогическая классификация речевых нарушений. Например. Группа № 1: нарушения письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (первый год обучения).
В правой части страницы указывается расписание занятий данной группы, например: понедельник, среда, пятница — 10°°-1040. В остальном заполнение не отличается от заполнения обычного классного журнала, где слева записываются фамилии учащихся, в верхнем ряду — даты проведения занятий согласно расписанию, делаются отметки о присутствии или отсутствии учащегося на занятии (оценки за логопедические занятия в журнал учета посещаемости не ставятся), а в правой части указываются даты и темы занятий, соответствующие плану работы с данной группой. На страницах, отведенных для подгрупповой и индивидуальной работы, в левой части вместо названия группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми необходимо работать, остальное заполняется аналогично.
Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Присутствие учащегося отмечается точкой, отсутствие— буквой «н».
В случае неоднократных пропусков ребенком занятий по неизвестной причине, учитель-логопед ставит в известность классного руководителя и родителей учащегося.
В конце журнала отводится место для учета работы учителя-логопеда в период обследования и в период школьных каникул, а также для освещения консультативно-просветительской работы.
Учет работы учителя-логопеда в период обследования
Дата | Время | Вид работы |
12.09.2007 | 9°°-13°° | Обследование устной речи учащихся 1 «а», 1 «в» классов. Занесение полученных данных в журнал обследования устной и письменной речи. Подготовка к ознакомлению учителей и родителей с результатами обследования |
13.09.2007 | 11°°-15°° | Обследование вновь прибывших учащихся 3-х классов, обработка и оформление результатов обследования |
Учет работы учителя-логопеда в период школьных каникул
Дата | Время | Вид работы |
03.11.2007 | 1100-1500 | Подготовка сообщения для методического объединения учителей-логопедов города на тему: «Требования к проведению логопедических занятий» |
04.11.2007 | 900-130 | Систематизация материала по развитию навыков языкового анализа и синтеза. Анализ письменных работ учащихся 2 «б», 2 «г» классов. Внесение дополнений в журнал обследования устной и письменной речи |
Учет консультативно-просветительской работы.
Вторник - 15°°-1600 Четверг - 9°°-1000
Дата | Фамилия, имя, отчество | Темы бесед (консультаций) |
03.12.2007 | Сергеева И.А. | Роль работы над ошибками в преодолении школьных трудностей |
05.12.2007 | Федотова Н.В. | Разъяснение причин трудностей дифференциации акустически сходных звуков |
Годовой план учебно-методической работы
Весь комплекс учебно-методических мероприятий отражается учителем-логопедом в годовом плане учебно-методической работы, который составляется до начала того года, на который он намечен. Годовой план утверждается руководителем учебного учреждения. В качестве примера приводим годовой план учителя-логопеда г. Новороссийска М.М. Аманатовой.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУСОШ №
«____»__________200__г.
Годовой план
учебно-методической работы учителя-логопеда
МОУ СОШ № ____
на 200 -200 учебный год
№ | Наименование работы | Сроки выполнения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Организационная работа | |
1 | Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи | 1 - 1 5 сентября 15-2 5 мая | |
2 | Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования | 15-20 сентября | |
j | Выявление учащихся, нуждающихся в консультации психиатра иМПК | В течение учебного года | |
4 | Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся | В течение учебного года | Индивидуально по мере необходимости |
5 | Анализ медицинских карт учащихся первых классов и вновь прибывших учащихся | В течение сентября | |
6. | Комплектование групп учащихся , ; учетом однородности структу-эы речевого дефекта | До 15 сентября | |
| Раздел 2. Работа с документацией |
1 | Оформление журнала обследования устной и письменной речи | | По мере обследования |
2 | Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия | В течение учебного года | В часы консультативно-методической работы |
3 | Составление и утверждение расписания логопедических занятий | До 15 сентября | |
4 | Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи | До 1 5 сентября | |
5 | Оформление сведений о количестве учащихся с нарушениями устной и письменной речи | До 15 сентября | По запросу администрации |
6 | Составление календарно-тема-тических планов логопедических занятий с каждой группой | К 16 сентября | |
7 | Оформление и заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий | К 16 сентября | По мере проведения занятий |
8 | Составление годового отчета о проделанной работе | К 30 мая | |
| Раздел 3. Коррекционно-развивающая работа |
1 | Зачислить на логопедические занятия в первую очередь учащихся, имеющих сложные речевые дефекты, препятствующие успешному усвоению школьной программы | До 1 5 сентября | По мере освобождения мест в группе учащиеся могут зачисляться и в течение учебного года |
2 | Осуществлять коррекционную работу с учетом режима работы школы | В течение учебного года | |
3 | Групповые и подгрупповые занятия проводить во внеурочное время не менее 2-3 раз в неделю, согласно утвержденному расписанию | В течение учебного года | |
1 | 2 | 3 | 4 "1 |
4 | Осуществлять индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2-3 раза в неделю | В течение учебного года | По мере необходимости |
5 | Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал | В течение учебного года | |
6 | Изучать индивидуальные особенности учащихся, проявлять индивидуальный подход к преодолению речевых нарушений | В течение учебного года | |
Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и другими специалистами |
1 | Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики | До 15 сентября | ' |
2 | Привлечение администрации и классных руководителей к контролю за посещаемостью логопедических занятий | В течение года | |
3 | Предоставление рекомендаций учителям по индивидуальной работе с детьми | В течение года | По запросу |
4 | Взаимопосещение занятий | По плану учреждения | |
5 | Участие в педагогических советах | По плану учреждения | |
6 | Участие в работе ПМПК | В течение года | По запросу |
1 | Сотрудничество с педагогами-психологами | В течение года | |
8 | Сотрудничество с медицинскими работниками школы | В течение года | |
9 | Участие в работе методического объединения учителей начальных классов | В течение года | По плану учреждения |
10 | Участие в работе методического объединения учителей-логопедов города | В течение года | По плану ГУНО |
Раздел 5. Пропаганда специальных знаний |
1 | Доклад для выступления на методическом объединении учите-тей начальных классов на тему: «Специфические ошибки письма, обусловленные несформиро-ванностью фонематических процессов» | | По плану учреждения |
2 3 | Рекомендации родителям по работе с детьми в домашних условиях | В течение года | По мере обращения |
| Консультирование родителей по специфическим вопросам | В течение года | По мере обращения |
4 | Участие в классных и общешкольных родительских собраниях | В течение года | По запросу администрации |
| Раздел 6. Самообразование и повышение квалификации |
1 | Изучение новинок специальной литературы | В течение года | |
2 | Посещение семинаров и методических объединений учителей-логопедов города | В течение года | |
3 | Изучение опыта учителей-логопедов города, взаимопосещение и анализ занятий | В течение года в каникулярное время | |
4 | Подготовка к аттестации | В течение года | |
| Раздел 7. Оснащение логопедического кабинета |
1 | Систематизировать материал по коррекции оптической дис-графии | В течение года | |
2 | Обновить слоговые таблицы | В течение года | |
3 | Оформить материал для развития связной речи | В течение года | |
4 | Изготовить материал для работы с элементами букв | В течение года | |
Учитель -логопед:_____________________
Отчетная документация учителя-логопеда
В конце каждого учебного года, в период с 16 по 31 мая, учитель-логопед подводит итоги проведенной за весь учебный год коррекционной и методической работы и составляет цифровой и аналитический отчеты.
В Типовом положении о логопедическом пункте образовательного учреждения предлагается следующая форма цифрового отчета.
Отчет о количестве обучающихся,
имеющих нарушения в развитии устной
и письменной речи, и результатах обучения
в логопедическом пункте, в общеобразовательном
учреждении ___________________________
за______________учебный год
| Классы | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи |
Общее недоразвитие речи | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Фонематическое недоразвитие речи | Фонетическое недоразвитие речи | Заикание | Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР | Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН | Нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием речи |
Выявлено обучающихся | 1 | | | | | | | | |
2-4 | | | | | | | | |
Зачислено в логопедический пункт | 1 | | | | | | | | |
2-4 | | | | | | | | |
Отчислено из логопедического пункта | 1 | | | | | | | | |
2-4 | | | | | | | | |
Оставлено в логопедическом пункте | 1 | | | | | | | | |
2-4 | | | | | | | | |
Выбыло | 1 | | | | | | | | |
2-4 | | | | | | | | |
Учитель-логопед:
Директор: ______
К цифровому отчету прилагается текстовой аналитический отчет, в котором излагается содержание всей выполненной за учебный год учебно-методической работы и анализ коррекционной работы с учащимися с указанием положительных и отрицательных результатов. Отчет составляется в трех экземплярах, заверяется руководителем учебного учреждения, после чего один экземпляр предоставляется старшему логопеду города, координирующему работу школьных логопедических служб, второй экземпляр предоставляется администрации школы и третий остается в логопедическом пункте.