СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы прикладной геометрии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст обучающихся 8-10 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы прикладной геометрии»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»






«Утверждаю» Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ

Л.Н. Батурина

«_____»__________________________


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы прикладной геометрии»

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Продолжительность освоения: 36 недель




























Принята на заседании педагогического совета МАУ ДО Сорокинский ЦДТ

Протокол №1 от 03.09.2020

Авторы-составители программы: Назарян Асмик Вачагановна,

Пшеничникова Татьяна Петровна педагоги дополнительного образования.





Б.Сорокино 2020г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………….

5 стр.

  1. Учебный план……………………………………………………..

9стр.

  1. Календарный учебный график……………………………………….

9 стр.

  1. Факторы риска…………………………………………………………..

10 стр.

  1. Работа с родителями………………………………………………….

10 стр.

  1. Методические материалы…………………………………………….

10стр.


  1. Требования техники безопасности …………………………………

11 стр.


  1. Материально-технического обеспечение ………………………….

12 стр.

  1. Список литературы…………………………………………………….

12 стр.


Приложение 1 (рабочая программа)………………………………………..

13 стр.






























Паспорт программы

1.

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы прикладной геометрии»

2.

Направленность

Техническая

3.

Тип программы

Общеразвивающая

4

Вид деятельности по программе

Техническое творчество

5.

Автор – составитель

Назарян Асмик Вачагановна, Пшеничникова Татьяна Петровна педагоги дополнительного образования

6.

Цель

Формировать у детей начальные научно-технические знания и профессионально-прикладные навыки. Развить технический интерес.

7.

Задачи

Обучающие:

  • Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными, инструментом, материалами, применяемыми в моделизме.

  • Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.

  • Знакомство детей с основными понятиями и формами геометрических фигур

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Обогащение словаря детей специальными терминами.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие творчества, фантазии, воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату.

  • Развитие технического представления и расширение технического кругозора.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к конструированию

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  • Воспитание аккуратности, бережного отношение к материалам.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Умение работать в команде

8.

Краткое содержание

На занятиях дети будут создавать свои макеты из бумаги на основе объёмных и плоских геометрических фигур. В результате освоения программы они научатся делать развёртки объёмных фигур, создавать объекты по собственному замыслу.

9.

Ожидаемый результат

Учащиеся знают:

- различные приемы работы с бумагой;

-основные геометрические понятия и базовые формы;

- организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;

- принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги, способы применения шаблонов;

- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Учащиеся умеют:

  • самостоятельно построить модель из бумаги по шаблону;

  • складывать модули для построения объектов;

  • определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

  • работать простейшими ручным инструментом;

10.

Продолжительность реализации программы

36 недель

Одно занятие в неделю по 2 академических часа (40 мин)

11.

Возрастная категория обучающихся

8 - 11лет

12.

Форма обучения

Очная с применением дистанционных технологий

13.

Адрес реализации программы

627 500, Тюменская область, Сорокинский район, село Большое Сорокино, ул. Карбышева, дом 8.




  1. Пояснительная записка

Программа «Основы прикладной геометрии» составлена в соответствии с основными нормативными актами и инструктивно-методическими документами:

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; - методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015

- Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 года № 816

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

- Письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04

«О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

- ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 16. Реализация образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование из бумаги занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются творческое воображение и мышление. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Программа «Основы прикладной геометрии» – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам конструирования, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Готовить младших школьников к конструкторско-технологической деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия.

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации).

Новизна данной программы состоит в том, что она используется впервые в Сорокинском районе на базе нашего центра.

Актуальность созданной программы заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Педагогическая целесообразность. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Цели и задачи

Цель: Формировать у детей начальные научно-технические знания и профессионально-прикладные навыки. Развить интерес к техническим видам творчества.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными, инструментом, материалами, применяемыми в моделизме.

  • Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.

  • Знакомство детей с основными понятиями и формами геометрических фигур

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Обогащение словаря детей специальными терминами.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие творчества, фантазии, воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату.

  • Развитие технического представления и расширение технического кругозора.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к конструированию

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  • Воспитание аккуратности, бережного отношение к материалам.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Умение работать в команде.

В программу «Юный конструктор» включены различные виды работы с бумагой: конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, бумагопластика. Для детей младшего школьного возраста смена видов деятельности очень необходима. Это позволяет познакомиться с различными способами работы с бумагой, способствует сохранению интереса к работе. Творческие задания стимулируют развитие исследовательских навыков. Ученики могут выбрать задания различной степени сложности.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 8 до 10 лет.

Программа направлена на развитие у детей самостоятельных технических замыслов, которые появляются в процессе работы - в этом ее тематическая ценность.

Принципы и условия построения программы:

  • Доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

  • Наглядность - иллюстративность, наличие дидактического материала.

  • Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей.

  • Научность – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.

  • «От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок переходит к выполнению сложных творческих работ.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.

В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Программа «Основы прикладной геометрии» ориентирована на возрастные возможности детей 8-11лет. 

Программа рассчитана на один учебный год. Количество учебных часов – 72 часа в год.


Характеристика образовательного процесса


Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста, от 8 до 10 лет, в группу входит от 8 до 15 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, включают теоретическую и практическую часть.

Предусматривается работа с детьми ОВЗ:

  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Ментальными нарушениями

  • Хроническими заболеваниями

Очная форма обучения с использованием дистанционных технологий

возможна с изменением срока реализации при сохранении объема.

Занятия будут организованны индивидуально в свободном режиме

Образовательный процесс организуется дистанционно на площадках ZOOM, SKYPE. Используются мессенджеры и электронная почта (Viber, WhatsApp, e-mail); социальные сети, каналы (Instagram, Вконтакте, Facebook, YouTube)

Переход на очную дистанционную форму обучения производится в случае: карантина, актированных дней, в ситуации повышенной готовности и по желанию родителей.

Формы и методы организации учебного процесса

Программа предусматривает использование традиционных, комбинированных и практических занятий, игр, конкурсов, викторин, праздников, исследовательскую работу.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

  • словесный – устное изложение, беседа, рассказ.

  • наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.

  • практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

  • Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

  • Частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

  • Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:

  • Фронтальный – одновременная работа со всеми.

  • Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

  • Групповой – организация работы в группах.

  • Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты обучения

Учащиеся знают:

  • дети научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;

  • организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;

  • принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги, способы применения шаблонов;

  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Учащиеся умеют:

  • самостоятельно построить модель из бумаги по шаблону;

  • складывать модули для построения объектов;

  • определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

  • работать простейшими ручным инструментом;

II. Учебный план

№ Уровень сложности

Дисциплины

(разделы)

количество часов

в том числе на

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

очной формы обучения

теория

практика

Стартовый


Вводные занятие. Основы конструирования.

2

1,5

0,5

Наблюдение

Опрос

Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур

10

2,5

7,5

Наблюдение Опрос

Моделирование из объёмных фигур


48

12

36

Наблюдение,

Выставка

Самостоятельная творческая работа

10

-

10

Наблюдение,

Выставка

Итоговое занятие:


2

0.5

1.5

Подведение итогов и анализ работы

ИТОГО:

72

16,5

55,5






№ Уровень сложности

Дисциплины

(разделы)

количество часов

в том числе на

Формы промежуточной (итоговой) аттестации очной формы обучения с применением дистанционных технологий

теория

практика

Стартовый


Вводные занятие. Основы конструирования.

2

1,5

0,5

Опрос, фотоотчет

Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур

10

2,5

7,5

Опрос, фотоотчет

Моделирование из объёмных фигур


48

12

36

Опрос, фотоотчет

Самостоятельная творческая работа

10

-

10

Опрос, фотоотчет

Итоговое занятие:


2

0.5

1.5

Опрос, фотоотчет, видеоотчет

ИТОГО:

72

16,5

55,5




III. Календарный учебный график



Наименование группы/год обучения

Продолжительность обучения

Кол-во занятий

в

неделю, продолжи-

тельность одного занятия (мин)

Наименование дисциплины

Всего ак.ч. в год


72

Всего ак.ч. в неделю

2

1 группа

21.09.2020

по 31.05.2021

2 занятия по 40 мин

-Вводное занятие. Основы конструирования.

- Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур

- Моделирование из объёмных фигур

- Самостоятельная творческая работа

-Итоговое занятие



2 группа

15.09.2020

по 25.05.2021

2 занятия по 40 мин

-Вводное занятие. Основы конструирования.

- Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур

- Моделирование из объёмных фигур

- Самостоятельная творческая работа

-Итоговое занятие



3группа

16.09.2020

по 19.05.2021

2 занятия по 40 мин

-Вводное занятие. Основы конструирования.

- Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур

- Моделирование из объёмных фигур

- Самостоятельная творческая работа

-Итоговое занятие

2 группа

04.09.2018

по 21.05.2019

4 группа

17.09.2020

по 13.05.2021

2 занятия по 40 мин

-Вводное занятие. Основы конструирования.

- Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур

- Моделирование из объёмных фигур

- Самостоятельная творческая работа

-Итоговое занятие

2 группа

04.09.2018

по 21.05.2019



  1. Факторы риска

  • Актированные дни;

  • Эпидемия гриппа и других инфекций;

  • Внеплановые мероприятия различного уровня;

  • Командировки, семинары, курсы переподготовки педагога;

  • Участие детей в мероприятиях.

Автор оставляет за собой право корректировать программу без ущерба для общего объема знаний, умений и навыков в ней предусмотренных.

Это может быть:

  • Перестановка тем в соответствии с календарными праздниками;

  • Изменение формы подачи материала;

  • Разбивка теоретического материала по мере прохождения тех или иных тем.



  1. Работа с родителями

  • Индивидуальные консультации;

  • Присутствие родителей на занятиях;

  • Приглашение на итоговую выставку работ и календарные праздники.

  1. Методические материалы

Для полного освоения программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения:


  • Словесный - (беседа, рассказ, вопросы, (уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные))

  • Наглядный - (рассматривание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы)

  • Репродуктивный (выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми)

Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения – это объяснение нового, знакомство с терминами, понятиями, техникой выполнения, информацией познавательного характера. Педагог грамотно продумывает ход каждого занятия для того, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений.

По каждому разделу организуется выставка выполненных работ и оценка по следующим критериям:

Умелое использование материалов

Качество выполнения

Цветовое и композиционное решение

Наглядные пособия

Плакат с обозначением плоских и объёмных геометрических фигур.

Картинки готовых объектов

  1. Обеспечение безопасности

Необходимо соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем и другими острыми и режущими инструментами.

Оценочные материалы

Формы контроля за ЗУН

  • Текущий контроль

-наблюдение педагога

-задания для самостоятельной работы


  • Рубежный контроль

-выставка работ

  • Итоговый контроль

-итоговая выставка работ.

  • Фото и видео отчеты


I X. Материально-техническое обеспечение

- 2 больших стола для строения объектов

- стулья

- бумага

- ножницы

- канцелярские ножи (резаки)

- линейки и лекала

- клей…


X. Список литературы:


для педагога

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.

  2. Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт-Петербург, 1996г.

  3. Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004

  4. Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев «Радянськая школа» 1982.


для учащихся

1. Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Издательство ЭК СМО-Пресс, 2001.- 144с., илл.

2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.

3. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001г.

4. Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев «Радянськая школа» 1982.