МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
| «Утверждаю» Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ Л.Н. Батурина «_____»__________________________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы прикладной геометрии»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Продолжительность освоения: 36 недель
Принята на заседании педагогического совета МАУ ДО Сорокинский ЦДТ Протокол №1 от 03.09.2020 | Авторы-составители программы: Назарян Асмик Вачагановна, Пшеничникова Татьяна Петровна педагоги дополнительного образования. |
Б.Сорокино 2020г.
Содержание программы
Пояснительная записка………………………………………………. | 5 стр. |
Учебный план…………………………………………………….. | 9стр. |
Календарный учебный график………………………………………. | 9 стр. |
Факторы риска………………………………………………………….. | 10 стр. |
Работа с родителями…………………………………………………. | 10 стр. |
Методические материалы……………………………………………. | 10стр. |
Требования техники безопасности ………………………………… | 11 стр. |
Материально-технического обеспечение …………………………. | 12 стр. |
Список литературы……………………………………………………. | 12 стр. |
Приложение 1 (рабочая программа)……………………………………….. | 13 стр. |
Паспорт программы
1. | Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы прикладной геометрии» |
2. | Направленность | Техническая |
3. | Тип программы | Общеразвивающая |
4 | Вид деятельности по программе | Техническое творчество |
5. | Автор – составитель | Назарян Асмик Вачагановна, Пшеничникова Татьяна Петровна педагоги дополнительного образования |
6. | Цель | Формировать у детей начальные научно-технические знания и профессионально-прикладные навыки. Развить технический интерес. |
7. | Задачи | Обучающие: Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными, инструментом, материалами, применяемыми в моделизме. Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов. Знакомство детей с основными понятиями и формами геометрических фигур Обучение различным приемам работы с бумагой. Обогащение словаря детей специальными терминами. Развивающие: Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие творчества, фантазии, воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату. Развитие технического представления и расширение технического кругозора. Воспитательные: Воспитание интереса к конструированию Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Воспитание аккуратности, бережного отношение к материалам. Расширение коммуникативных способностей детей. Умение работать в команде |
8. | Краткое содержание | На занятиях дети будут создавать свои макеты из бумаги на основе объёмных и плоских геометрических фигур. В результате освоения программы они научатся делать развёртки объёмных фигур, создавать объекты по собственному замыслу. |
9. | Ожидаемый результат | Учащиеся знают: - различные приемы работы с бумагой; -основные геометрические понятия и базовые формы; - организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы; - принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги, способы применения шаблонов; - необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. Учащиеся умеют: самостоятельно построить модель из бумаги по шаблону; складывать модули для построения объектов; определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия; работать простейшими ручным инструментом; |
10. | Продолжительность реализации программы | 36 недель Одно занятие в неделю по 2 академических часа (40 мин) |
11. | Возрастная категория обучающихся | 8 - 11лет |
12. | Форма обучения | Очная с применением дистанционных технологий |
13. | Адрес реализации программы | 627 500, Тюменская область, Сорокинский район, село Большое Сорокино, ул. Карбышева, дом 8. |
Пояснительная записка
Программа «Основы прикладной геометрии» составлена в соответствии с основными нормативными актами и инструктивно-методическими документами:
-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; - методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015
- Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 года № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
- ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 16. Реализация образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование из бумаги занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются творческое воображение и мышление. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Программа «Основы прикладной геометрии» – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам конструирования, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Готовить младших школьников к конструкторско-технологической деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации).
Новизна данной программы состоит в том, что она используется впервые в Сорокинском районе на базе нашего центра.
Актуальность созданной программы заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Педагогическая целесообразность. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
Цели и задачи
Цель: Формировать у детей начальные научно-технические знания и профессионально-прикладные навыки. Развить интерес к техническим видам творчества.
Задачи:
Обучающие:
Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными, инструментом, материалами, применяемыми в моделизме.
Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.
Знакомство детей с основными понятиями и формами геометрических фигур
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Обогащение словаря детей специальными терминами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие творчества, фантазии, воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату.
Развитие технического представления и расширение технического кругозора.
Воспитательные:
Воспитание интереса к конструированию
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Воспитание аккуратности, бережного отношение к материалам.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Умение работать в команде.
В программу «Юный конструктор» включены различные виды работы с бумагой: конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, бумагопластика. Для детей младшего школьного возраста смена видов деятельности очень необходима. Это позволяет познакомиться с различными способами работы с бумагой, способствует сохранению интереса к работе. Творческие задания стимулируют развитие исследовательских навыков. Ученики могут выбрать задания различной степени сложности.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 8 до 10 лет.
Программа направлена на развитие у детей самостоятельных технических замыслов, которые появляются в процессе работы - в этом ее тематическая ценность.
Принципы и условия построения программы:
Доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Наглядность - иллюстративность, наличие дидактического материала.
Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей.
Научность – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
«От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок переходит к выполнению сложных творческих работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Программа «Основы прикладной геометрии» ориентирована на возрастные возможности детей 8-11лет.
Программа рассчитана на один учебный год. Количество учебных часов – 72 часа в год.
Характеристика образовательного процесса
Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста, от 8 до 10 лет, в группу входит от 8 до 15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, включают теоретическую и практическую часть.
Предусматривается работа с детьми ОВЗ:
С нарушениями опорно-двигательного аппарата
Ментальными нарушениями
Хроническими заболеваниями
Очная форма обучения с использованием дистанционных технологий
возможна с изменением срока реализации при сохранении объема.
Занятия будут организованны индивидуально в свободном режиме
Образовательный процесс организуется дистанционно на площадках ZOOM, SKYPE. Используются мессенджеры и электронная почта (Viber, WhatsApp, e-mail); социальные сети, каналы (Instagram, Вконтакте, Facebook, YouTube)
Переход на очную дистанционную форму обучения производится в случае: карантина, актированных дней, в ситуации повышенной готовности и по желанию родителей.
Формы и методы организации учебного процесса
Программа предусматривает использование традиционных, комбинированных и практических занятий, игр, конкурсов, викторин, праздников, исследовательскую работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный – устное изложение, беседа, рассказ.
наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.
практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
Фронтальный – одновременная работа со всеми.
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповой – организация работы в группах.
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты обучения
Учащиеся знают:
дети научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;
организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;
принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги, способы применения шаблонов;
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Учащиеся умеют:
самостоятельно построить модель из бумаги по шаблону;
складывать модули для построения объектов;
определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
работать простейшими ручным инструментом;
II. Учебный план
№ Уровень сложности | Дисциплины (разделы) | количество часов | в том числе на | Формы промежуточной (итоговой) аттестации очной формы обучения |
теория | практика |
Стартовый | Вводные занятие. Основы конструирования. | 2 | 1,5 | 0,5 | Наблюдение Опрос |
Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур | 10 | 2,5 | 7,5 | Наблюдение Опрос |
Моделирование из объёмных фигур | 48 | 12 | 36 | Наблюдение, Выставка |
Самостоятельная творческая работа | 10 | - | 10 | Наблюдение, Выставка |
Итоговое занятие: | 2 | 0.5 | 1.5 | Подведение итогов и анализ работы |
ИТОГО: | 72 | 16,5 | 55,5 | |
№ Уровень сложности | Дисциплины (разделы) | количество часов | в том числе на | Формы промежуточной (итоговой) аттестации очной формы обучения с применением дистанционных технологий |
теория | практика |
Стартовый | Вводные занятие. Основы конструирования. | 2 | 1,5 | 0,5 | Опрос, фотоотчет |
Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур | 10 | 2,5 | 7,5 | Опрос, фотоотчет |
Моделирование из объёмных фигур | 48 | 12 | 36 | Опрос, фотоотчет |
Самостоятельная творческая работа | 10 | - | 10 | Опрос, фотоотчет |
Итоговое занятие: | 2 | 0.5 | 1.5 | Опрос, фотоотчет, видеоотчет |
ИТОГО: | 72 | 16,5 | 55,5 | |
III. Календарный учебный график
Наименование группы/год обучения | Продолжительность обучения | Кол-во занятий в неделю, продолжи- тельность одного занятия (мин) | Наименование дисциплины | Всего ак.ч. в год 72 | Всего ак.ч. в неделю 2 |
1 группа | 21.09.2020 по 31.05.2021 | 2 занятия по 40 мин | -Вводное занятие. Основы конструирования. - Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур - Моделирование из объёмных фигур - Самостоятельная творческая работа -Итоговое занятие | | |
2 группа | 15.09.2020 по 25.05.2021 | 2 занятия по 40 мин | -Вводное занятие. Основы конструирования. - Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур - Моделирование из объёмных фигур - Самостоятельная творческая работа -Итоговое занятие | | |
3группа | 16.09.2020 по 19.05.2021 | 2 занятия по 40 мин | -Вводное занятие. Основы конструирования. - Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур - Моделирование из объёмных фигур - Самостоятельная творческая работа -Итоговое занятие | 2 группа | 04.09.2018 по 21.05.2019 |
4 группа | 17.09.2020 по 13.05.2021 | 2 занятия по 40 мин | -Вводное занятие. Основы конструирования. - Конструирование моделей подвижных игрушек из плоских фигур - Моделирование из объёмных фигур - Самостоятельная творческая работа -Итоговое занятие | 2 группа | 04.09.2018 по 21.05.2019 |
Факторы риска
Актированные дни;
Эпидемия гриппа и других инфекций;
Внеплановые мероприятия различного уровня;
Командировки, семинары, курсы переподготовки педагога;
Участие детей в мероприятиях.
Автор оставляет за собой право корректировать программу без ущерба для общего объема знаний, умений и навыков в ней предусмотренных.
Это может быть:
Перестановка тем в соответствии с календарными праздниками;
Изменение формы подачи материала;
Разбивка теоретического материала по мере прохождения тех или иных тем.
Работа с родителями
Индивидуальные консультации;
Присутствие родителей на занятиях;
Приглашение на итоговую выставку работ и календарные праздники.
Методические материалы
Для полного освоения программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения:
Словесный - (беседа, рассказ, вопросы, (уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные))
Наглядный - (рассматривание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы)
Репродуктивный (выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми)
Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения – это объяснение нового, знакомство с терминами, понятиями, техникой выполнения, информацией познавательного характера. Педагог грамотно продумывает ход каждого занятия для того, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений.
По каждому разделу организуется выставка выполненных работ и оценка по следующим критериям:
Умелое использование материалов
Качество выполнения
Цветовое и композиционное решение
Наглядные пособия
Плакат с обозначением плоских и объёмных геометрических фигур.
Картинки готовых объектов
Обеспечение безопасности
Необходимо соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем и другими острыми и режущими инструментами.
Оценочные материалы
Формы контроля за ЗУН
-наблюдение педагога
-задания для самостоятельной работы
-выставка работ
-итоговая выставка работ.
I X. Материально-техническое обеспечение
- 2 больших стола для строения объектов
- стулья
- бумага
- ножницы
- канцелярские ножи (резаки)
- линейки и лекала
- клей…
X. Список литературы:
для педагога
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.
Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт-Петербург, 1996г.
Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004
Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев «Радянськая школа» 1982.
для учащихся
1. Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Издательство ЭК СМО-Пресс, 2001.- 144с., илл.
2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.
3. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001г.
4. Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев «Радянськая школа» 1982.