СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дубровский» Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литература

Тема урока: «Дубровский» Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Номер урока в тематическом планировании

Класс 6  класс

Вид АООП (4.2)

Тип урока  комбинированный (смешанный);

Цель урока: раскрытие своеобразия протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; выяснение причины протеста Владимира Дубровского, формирование собственного отношения к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.

Просмотр содержимого документа
««Дубровский» Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.»


Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литература

Тема урока: «Дубровский» Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Номер урока в тематическом планировании

Класс 6 класс

Вид АООП (4.2)

Тип урока комбинированный (смешанный);

Цель урока: раскрытие своеобразия протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; выяснение причины протеста Владимира Дубровского, формирование собственного отношения к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.


Задачи урока и планируемые результаты:

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коррекционно-развивающие

- формировать ответственное отношение к учению

- формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира


-развивать речевые умения путем пересказа произведения

(Р)-

- формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов

- развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

(П)

- формировать навыки смыслового чтения

развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем

(К) - формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его

- развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

-Раскрыть своеобразие протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; - выяснить причины протеста Владимира Дубровского,

- формировать собственное отношение к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.

Формировать развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности



Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Коррекционно-развивающие

- умеют формировать ответственное отношение к учению

-умеют формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности




Регулятивные УУД:

-Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов

- владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


-знают своеобразие протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; -знают причины протеста Владимира Дубровского,

- умеют выразить собственное отношение к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.


-умеют развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности;



Познавательные УУД:

- умеют формировать навыки смыслового чтения

развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем


Коммуникативные УУД:

- умеют

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

-умеют критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его

- умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью


Словесные методы

Практические методы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо


Образовательные ресурсы (оборудование)

Учебник (автор, название), рабочие тетради учащихся, раздаточный материал


Литература. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 частях / авт.-сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 10-е изд. - Москва : Просвещение, 2019.




ХОД УРОКА

п/п

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

1

Введение в урок

Приветствует обучающихся


Эпиграф урока «За совесть да за честь хоть голову снесть» (русская пословица)


Приветствуют педагога

Проверяют готовность к уроку

2

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, приходилось ли Вам когда-нибудь сталкиваться с людьми, которые поступают не по совести, несправедливо?


2.А как вы понимаете, что такое справедливость, несправедливость?


Учитель: Итак, в жизненных ситуациях нужно всегда поступать по совести, чтобы не запятнать свою честь.


Работа со словарем

Честь

Бесчестие –


Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.


3

Целеполагание

3.Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?


Сообщение темы урока. «Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливост»

4.

Актуализация ранее приобретенных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами проанализируем поступки Владимира, наследник ли он отцовского отношения к чести ,который протестует против беззакония и несправедливости, составим цепочку событий, которые позволяют раскрыть характер героя, его поступки, ответим на проблемный вопрос : похожи ли семьи Дубровского и Троекурова?

Распределительный диктант(Распределите по колонкам описания)

1….. не понимали друг друга. «С дочерью он своенравен. Любит до безумия: угождает ее прихотям, но в то же время суров и жесток. Она привыкла скрывать от него свои мысли и чувства» Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет.

2.В этой семье есть святыни, которые они берегут; понимают и любят друг друга.

3.В доме …..висит портрет жены ……, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.

4. «……зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья».С чувством глубокой нежности вспоминает свое детство: «любил семейственную жизнь, успел насладиться ее тихими радостями»

5. «……. хотя и женился по любви, но овдовев, слишком быстро утешился».

6. «… у него и своим плохо приходится, а достанутся ему чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет…»

7. «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»














Кирила Петрович Троекуров1,5,6


Андрей Гаврилович Дубровский

2,3,4,7

Взаимопроверка, работа в парах














Приходят к выводу о том,что Вывод: Судьбы похожи, но семьи разные. Андрей даже не мог представить, что кто-то чужой будет ходить по дому мимо портрета его матери, где прошло его детство, где он испытал тихие семейные радости счастливой жизни, поэтому он прибегает к решительным действиям.

5.

Открытие нового знания

2.Блиц-опрос

1.Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского?


2. Удалось ли ему это?

3. Почему его торжество было отравлено?




4.Что мы узнаем о состоянии Кирилы Петровича из четвертой главы?





5. Почему, описывая ссору помещиков, А. Пушкин так много внимания уделяет К. Троекурову?









6 Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?















7. Какие противоположные чувства испытывал Троекуров?






8.Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?



(сломить гордость Андрея Григорьевича)


( такого исхода- сумасшествия Дубровского он не ожидал)


(совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала его.)


(натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая. НО: Дубровский гордый, он никогда бы не смог простить своего обидчика.)


( Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».)



(«Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».)


(Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.)

6.

Динамическая пауза

Демонстрирует упражнения для глаз

Выполняют упражнение для глаз

7.

Применение и закрепление знаний

Анализ эпизода

I группа (задание )

Прочитать описание осеннего пейзажа и дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ. Представить работу классу. 1.Какую жизнь вел Андрей в Петербурге?(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

2.Символом чего выступает осень в этом эпизоде?Какую роль здесь играет пейзаж? (Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя 3. Как, по-вашему смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни в этом эпизоде? 4. Какие чувства испытывает Владимир?(одиночество, чувство духовного бездорожья, жизнь проходит...)


Подводит к выводу

ВЫВОД:

Смерть отца и известие от няни заставила Владимира повзрослеть. Он держится решительно и независимо. После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться

II группа

Сцена пожара. Пересказать сцену пожара, дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу

1. Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?(Они пытались поднять бунт.)

2. Как ведет себя Дубровский?(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

3.Как его это характеризует?(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

4.Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

Слово учителя. Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.

Фронтальный опрос

Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?

— Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя. Берет на себя ответственность за других, это Поступок Личности, не юноши, проживающего отцовские деньги.)
Отношение крестьян к Владимиру. Мотивы поведения Владимира-предводителя разбойников

1..Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с нимиКрестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.)
2.Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?(Что это смелый, умный и великодушный человек.)

3.Почему разбойники не трогали дом Троекурова?(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)

4. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

Владимир протестует против беззакония, несправедливости, но при этом сам становится разбойником, творящим самосуд. Автор явно на стороне героя. А. Пушкин показывает Дубровского человеком благородным, честным, который защищает справедливость.

В чем заключается идея произведения

Идея произведения заключается в том, что главными человеческими ценностями являются справедливость, честь и верность данному слову. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. А сегодня давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: 1.Заслуживает ли герой уважение? 2.Откажется ли герой от мщения?

Вернемся к эпиграфу


Отвечают на вопросы, составляют текст


Делают выводы

8.

Подведение итогов. Рефлексия

Продолжи предложение

Письменно развернутый ответ на вопрос

«Читая Пушкина….»

«Мои симпатии на стороне этого героя, потому что …»

«Трудно смириться с тем, что….»


Продолжают предложение (уходит на д\з



I группа(задание )

Прочитать описание осеннего пейзажа и дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ. Представить работу классу. 1.Какую жизнь вел Андрей в Петербурге?

2.Символом чего выступает осень в этом эпизоде?Какую роль здесь играет пейзаж?

3. Как, по-вашему смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни в этом эпизоде?

4. Какие чувства испытывает Владимир?


II группа Сцена пожара. Пересказать сцену пожара, дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу

1. Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

2. Как ведет себя Дубровский?

3.Как его это характеризует?

4.Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?