СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы. Выступление на VIII Рождественских чтениях Нижегородской митрополии

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступление рассказывается об опыте сельской школы с духовно-нравстенном воспитании учащихся.Большая роль отводится работе школьного музея, который ведет исследовательскую и пропагандистскую работу. В  показано  взаимодействуют социаьные партнеры школы: Дом культуры, библиотека, как используются возможности двух монастырей, расположенных рядом с селом. В работе раскрываются возможности экскурсий в Нижний Новогород для патриотического воспитания детей.

Просмотр содержимого документа
«Выступление Зуевой Е.Н. Хвощевка »

«Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы».

Выступление на заседании секции «Социальное партнерство и православное просвещение: воспитательная практика в условиях ФГОС» VIII Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии

Зуева Елена Николаевна, учитель истории, ОРКСЭ

МБОУ Хвощевской СОШ Богородского муниципального района

(слайд 2) «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», — сказал В.В.Путин.

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания  Человека духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности образовательного учреждения. (слайд 3)

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, по которой работает наша школа,  предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • (слайд 4) создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. В реализации данных задач категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

(слайд 5) Для того, чтобы познакомить обучающихся с культурными традициями прошлого в нашей школе создан этнографический музей. Руководит им Маковеева А.И., получившая звание Серафимовский учитель. (слайд 6) В нем бережно воссоздана обстановка сельской избы начала XX века, собраны предметы связанные с трудом, промыслами местного населения. (слайд 7) Но главная задача музея - познакомить обучающихся с традициями нашего народа, праздниками, укладом крестьянской семьи.

(слайд 8)Учащиеся не только приходят на музейные уроки, они сами разрабатывают и проводят экскурсии по экспозициям музея, улицам села; участвуют в исследовательских и краеведческих конкурсах. (слайд 9) Гостями нашего музея бывают учащиеся других школ Богородского района, воспитанники детских загородных и пришкольных лагерей, ветераны войны и труженики тыла, родители обучающихся. Особый зал посвящен событиям военных лет, нашим землякам, участвующим в военных действиях, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, труженикам тыла.

(слайд 10) Большую работу провела Маковеева А.И. для увековечивания памяти трудового подвига тружеников тыла - строителей противотанкового рва, который проходил по территории Нижегородской области в годы Великой Отечественной войны. По ее инициативе был установлен памятник тем, кто трудился над выполнением важного правительственного задания. Исследовательская деятельность по истории строительства этих военных укреплений, проходивших недалеко от села, увлекла многих обучаюшихся нашей школы.

(Слайд 11) Участие школы в проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, важная патриотическая традиция. Мы не ограничиваемся проведением концерта, организацией караула у памятника участникам Великой Отечественной войны, школьники поздравляют ветеранов, тружеников тыла, беседуют с ними, записывают их воспоминания, тем самым пополняют фонды школьного музея. Кроме того, мы проводим акции по благоустройству обелиска, оказанию посильной помощи ветеранам.

(слайд 12) Учащиеся под руководством Алевтины Ильиничны восстанавливают историю окрестных церквей, большая часть которых была разрушена в 30-е годы. Этому посвящено еще одно исследование, в котором собраны многочисленные материалы, о прежнем и современном состоянии храмов Хвощевского сельсовета.

(слайд 13) Наша школа расположена вблизи двух монастырей: Богородицкого Оранского и Покровского Лукинского. Ребята, проживающие в селе Оранки, хорошо знают историю этого монастыря, наблюдают его восстановление, могут провести экскурсию и рассказать о его прошлом и настоящем.

(слайд 14) Более тесные связи коллектива нашего образовательного учреждения установились с Покровским Лукинским монастырем, храм которого был построен по завещанию музыковеда, общественного деятеля, мецената А.Д. Улыбышева. Его биография послужила предметом еще одного проекта.

(слайд 15) Учащиеся нашей школы активно участвуют в различных конкурсах творческих работ, посвященных православным праздникам, которые проводит Лукинский монастырь. Ребята не просто рисуют открытки, но и узнают историю праздника, его значение, подключают родителей к выполнению работы.

(слайд 16-17-18) Участие в интернет – конкурсах: «Святые заступники Руси», «Часы истории», «Русь православная» заставляют обучающихся пополнять свои знания по вопросам православия, вызывают интерес к личностям исторических деятелей, канонизированных церковью.

Важный момент в сотрудничестве школы и монастыря – это организация экскурсий, в первую очередь для учеников, изучающих новый предмет ОРКСЭ. В них охотно участвуют родители обучающихся.

(слайд 19) Традиционными для нашей школы стали выступления с презентациями исследовательских работ на Епархиальных Сретенских чтениях, которые проводятся в Сосновском районе. В этом году впервые они были организованы и в городе Богородске.

(слайд 20-21)Для нас Родина не только свое село, но и город Богородск. С удовольствием ребята посещают краеведческий музей Богородска, который обновил свою экспозицию в новом здании. Интересом пользуются экскурсии, рассказывающие об истории села Богородска, жизни города в годы Великой Отечественной войны. В музее создана новая экспозиция, передающая атмосферу городского быта середины прошлого века.

(слайд 22)Богородск символично связан с Нижним Новгородом через героя, освободителя государства Российского от поляков, Кузьму Минина. Богородские земли были дарованы ему за создание ополчения, изгнавшего поляков из Москвы. В 2012 году на главной площади Богородска установлен памятник народному герою. (слайд 23) Мы стараемся, чтобы ребята посетили места, связанные с К.Мининым и в Богородске, и в Нижнем Новгороде.(слайд 24) Во время экскурсии по Нижегородскому кремлю обязательно приходим с обучающимися к памятнику Святому православному князю Юрию Всеволодовичу и святителю Симеону Суздальскому.

(слайд 25) Посетили мы с учащимися и музей Н.А. Добролюбова, бывшего студента Нижегородской семинарии. Познакомились с укладом православной семьи, потомственного священника Никольской церкви Александр Иванович и его супруги Зинаиды Васильевны. Исследовательская работа, посвященная критику и поэту, была признана на конкурсе, который проводился музеем к юбилею Н.А. Добролюбова.

(слайд 26) С интересом было воспринято появление нового курса ОРКСЭ в учебном плане. Родители сегодняшних четвероклассников выбрали модуль «Православная религиозная культура». Большую помощь в преподавании этого предмета нам оказала творческая группа учителей средней общеобразовательной школы №6 г. Богородска. Они победили в конкурсе «Православная инициатива» и получили грант на реализацию  проекта «К истокам добра».  Итогом их работы стало создание авторского методического пособия с разработками  уроков по «Основам православной культуры».

(слайд 27) В приобщении обучающихся школы к истокам православия оказывает влияние и воспитывающая среда: в кабинете истории, оформлен уголок православной культуры.

(слайд 28) В сельской библиотеке Хвощевского Дома культуры на средства духовного православного фонда имени Серафима Саровского по проекту «Дорога к духовному храму», который проводится Нижегородской центральной библиотекой, создается подборка православной литературы. Проект создан для сел, в которых нет действующих храмов. Он дает возможность разным возрастным группам сельского населения приобщиться к культуре православной церкви. Программа работы библиотеки включает мероприятия по ознакомлению с историей, традициями, народными и православными праздниками, выдающимися личностями страны.

(слайд 29) Педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Сельская школа – это социокультурный центр воспитательного пространства села. И только целенаправленная и системная работа образовательного учреждения сможет объединить усилия всех субъектов данной территории на повышение качества образования и воспитания детей в условиях современных требований, предъявляемых к школе.







2


Просмотр содержимого презентации
«Духовно-нравственное»

Нижегородский Институт Развития Образования VIII Рождественские образовательные чтения Нижегородской митрополии Духовно-нравственное воспитание  в условиях сельской школы Зуева Елена Николаевна, учитель истории, ОРКСЭ МБОУ Хвощевской СОШ Богородского муниципального района 2013

Нижегородский Институт Развития Образования

VIII Рождественские образовательные чтения Нижегородской митрополии

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы

Зуева Елена Николаевна,

учитель истории, ОРКСЭ

МБОУ Хвощевской СОШ

Богородского

муниципального района

2013

Из выступления президента  перед Федеральным Собранием «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи , - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». В.В.Путин

Из выступления президента

перед Федеральным Собранием

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи , - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». В.В.Путин

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,   по которой работает наша школа, предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,

по которой работает наша школа, предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

создание системы воспитательных мероприятий , позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды , включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику ; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
  • создание системы воспитательных мероприятий , позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды , включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику ;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Маковеева Алевтина Ильинична- создатель и руководитель музея, Саровский учитель

Маковеева Алевтина Ильинична- создатель и руководитель музея, Саровский учитель

Общий вид раздела экспозиции музея «Интерьер крестьянской избы»

Общий вид раздела экспозиции музея «Интерьер крестьянской избы»

Экскурсию по музею ведет обучающаяся 11 класса Гуськова Юлия

Экскурсию по музею ведет обучающаяся

11 класса Гуськова Юлия

Ветераны села в гостях в школьном музее

Ветераны села в гостях в школьном музее

Возложение цветов к памятнику строителям противотанкового рва 8 мая 2013г.

Возложение цветов к памятнику строителям противотанкового рва

8 мая 2013г.

Почетный караул у памятника участникам войны  9 мая

Почетный караул у памятника участникам войны

9 мая

Поздравление ветеранов

Поздравление ветеранов

1.Рождественская церковь с.Хвощевка, 2.Церковь Михаила Архангела с. Шарголи 3.Храм Иоана Предтечи с. Ивановское 4. Крест на месте храма Николы Чудотворца с. Сохтанка 1 2 4 3

1.Рождественская церковь с.Хвощевка,

2.Церковь Михаила Архангела с. Шарголи

3.Храм Иоана Предтечи с. Ивановское

4. Крест на месте храма Николы Чудотворца с. Сохтанка

1

2

4

3

Богородицкий Оранский монастырь

Богородицкий Оранский монастырь

Покровский Лукинский монастырь

Покровский Лукинский монастырь

Работы обучающихся на конкурс Покровского Лукинского монастыря  «Рождественская открытка»

Работы обучающихся на конкурс Покровского Лукинского монастыря

«Рождественская открытка»

Благодарственные письма  Покровского монастыря коллективу школы

Благодарственные письма

Покровского монастыря коллективу школы

Рисунки на конкурс «Святые заступники Руси» «Георгий Победоносец» и «Кирилл и Мефодий»

Рисунки на конкурс «Святые заступники Руси» «Георгий Победоносец» и «Кирилл и Мефодий»

Учителя и обучающиеся Богородского района  на Епархиальный чтениях в Сосновском

Учителя и обучающиеся Богородского района

на Епархиальный чтениях в Сосновском

Обучающиеся 6-7 классов на экскурсии в Богородском краеведческом музее

Обучающиеся 6-7 классов

на экскурсии

в Богородском краеведческом музее

Экспозиция «Быт городской семьи» в Богородском краеведческом музее

Экспозиция «Быт городской семьи» в Богородском краеведческом музее

Памятник Кузьме Минину в г.Богородске

Памятник Кузьме Минину в г.Богородске

У памятника Минину и Пожарскому  в Нижнем Новгороде

У памятника Минину и Пожарскому

в Нижнем Новгороде

1. У памятника Юрию Всеволодовичу и  его святителю Семиону 2. У церкви Николы на торгу

1. У памятника Юрию Всеволодовичу и

его святителю Семиону

2. У церкви Николы на торгу

По местам связанным с Н.А.Добролюбовым

По местам связанным с Н.А.Добролюбовым

Пособия к учебному курсу ОРКСЭ, разработанные МБОУ № 6 Богородского района Нижегородской области

Пособия к учебному курсу ОРКСЭ, разработанные МБОУ № 6

Богородского района Нижегородской области

Уголок православной литературы в кабинете истории

Уголок православной литературы в кабинете истории

Уголок православной литературы в библиотеке Хвощевского Дома культуры

Уголок православной литературы в библиотеке Хвощевского Дома культуры

Педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Сельская школа – это социо-культурный центр социального воспитательного пространства села. И только целенаправленная и системная работа образовательного учреждения сможет объединить усилия всех субъектов пространства на повышение качества образования и воспитания детей и молодежи в условиях современных требований, предъявляемых к школе.
  • Педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
  • Сельская школа – это социо-культурный центр социального воспитательного пространства села. И только целенаправленная и системная работа образовательного учреждения сможет объединить усилия всех субъектов пространства на повышение качества образования и воспитания детей и молодежи в условиях современных требований, предъявляемых к школе.