СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),

её структура и задачи 1к

Просмотр содержимого документа
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Реставрационный колледж «Кировский» Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи Презентацию подготовил преподаватель ОБЖ  Матвеев  Александр Григорьевич

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Реставрационный колледж «Кировский»

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),

её структура и задачи

Презентацию подготовил

преподаватель ОБЖ Матвеев

Александр Григорьевич

Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах. Практически во всех регионах Российской Федерации в силу географических и климатических условий возможно возникновение различных стихийных бедствий, основными из которых являются землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, лавины, ураганы и смерчи. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций остаются актуальной задачей и сегодня. Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей природной среде и локализации зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на правительственном уровне был решён в 1992 г. Тогда было принято Постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)».

Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.

Практически во всех регионах Российской Федерации в силу географических и климатических условий возможно возникновение различных стихийных бедствий, основными из которых являются землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, лавины, ураганы и смерчи.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций остаются актуальной задачей и сегодня. Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей природной среде и локализации зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на правительственном уровне был решён в 1992 г. Тогда было принято Постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)».

В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчинённых им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчинённых им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Современная система защиты населения и территорий мирное время  военное и мирное время  Единая государственная система Гражданская оборона предупреждения и ликвидации (ГО)  чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Первая  из них –  РСЧС ,  «подсистема»,  обеспечивающая защиту населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера.  Вторая  «подсистема» -  Гражданская оборона (ГО)  обеспечивает подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей, как от последствий военных действий, так и от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в условиях мирного времени.

Современная система защиты населения и территорий

мирное время

военное и мирное время

Единая государственная система

Гражданская оборона

предупреждения и ликвидации

(ГО)

чрезвычайных ситуаций

(РСЧС)

Первая из них – РСЧС ,

«подсистема», обеспечивающая защиту населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера.

Вторая «подсистема» - Гражданская оборона (ГО)

обеспечивает подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей, как от последствий военных действий, так и от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в условиях мирного времени.

Основные задачи РСЧС разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;  подготовка населения к действиям при ЧС;

Основные задачи РСЧС

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;

 осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Организационная структура РСЧС Организационно РСЧС состоит из территориальных  и ф ункциональных подсистем и имеет 5  уровней :  федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению.  Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти.

Организационная структура РСЧС

Организационно РСЧС состоит из территориальных и ф ункциональных подсистем и имеет 5 уровней :

федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

На каждом уровне единой системы создаются

  • координационные органы,
  • постоянно действующие органы управления,
  • органы повседневного управления,
  • силы и средства,
  • резервы финансовых и материальных ресурсов,
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующие органы: на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; на региональном уровне — комиссии не создаются; на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления; на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Координирующие органы:

  • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне — комиссии не создаются;
  • на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Постоянно действующие органы: на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО; на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры; на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации; на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач; на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.

Постоянно действующие органы:

  • на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
  • на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры;
  • на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации;
  • на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач;
  • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.
Органы повседневного управления на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях; на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Органы повседневного управления

  • на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях;
  • на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ.
Силы и средства  РСЧС В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности , предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют  аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Силы и средства РСЧС

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности , предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС подразделяются на: - Силы и средства наблюдения и контроля;  - Силы и средства ликвидации ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д .

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

- Силы и средства наблюдения и контроля; - Силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля

включают органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д .

Силы и средства ликвидации ЧС учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф; формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России; военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета; территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

Силы и средства ликвидации ЧС

  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
  • формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
  • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
  • территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
  • военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России; соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России; аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России; территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
  • соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
  • соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
  • аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
  • территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
  • отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Режимы функционирования РСЧС Существуют три режима функционирования РСЧС:  режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
  • режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
  • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются: а) в режиме повседневной деятельности:  изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

  • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

б) в режиме повышенной готовности:

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Дополнительные материалы Основные права и обязанности граждан Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  Граждане Российской Федерации имеют право : на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Дополнительные материалы

Основные права и обязанности граждан Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Граждане Российской Федерации имеют право :

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной

защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на ряд других компенсаций и льгот. Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, следовать правилам экологической безопасности;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на ряд других компенсаций и льгот.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, следовать правилам экологической безопасности;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области безопасности; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области безопасности;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !